Уваров А.Ю.
Институт кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга
Федерального исследовательского центра «Информатика и управление»
Российской академии наук, г. Москва
На пути к интеллектуальным инструментам: сороковой
юбилей внедрения компьютеров в школу
Опыт решения проблем, возникавших за сорокалетнюю историю цифрового обновления школы, полезен для ответа на вызовы, которые несет с собой начинающийся этап цифровой трансформации образования. Переход к персонализировано-результативной организации обучения, рассматривается как стержневое содержание цифровой трансформации, которая заявлена как современный этап цифрового обновления образования. Названы некоторые уроки прошедших этапов, которые стоит учесть сегодня. Отмечена роль искусственного интеллекта и интеллектуальных инструментов, которые обещают повлиять на рынок труда, цели, содержание и методы обучения.
Uvarov A. Yu.
A. Berg Institute of Cybernetics and Educational
Computing,
Federal
Research Center «Informatics and Control»
of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Steps to intelligent tools in education: the fortieth anniversary of the harnessing computers in schools
The experience of solving problems that have arisen over the forty-year history of school’ digital renewal in Russia can be useful to respond on the challenges that the new stage of digital transformation of education brings with it. The transition to a personalized mastery-based learning is considered as the essence of digital transformation that is the nowadays stage of the school’ digital renewal process. Some lessons from the past stages are mentioned, which should be taken into account today. The role of artificial intelligence and intelligent tools that promise to influence the labor market, goals, content and teaching methods is noted.
В 1985 году в
российских школах появился новый учебный предмет — «Основы информатики и
вычислительной техники». Это стало началом цифрового обновления образования,
которое продолжается и сегодня [1]. За 40 лет школа прошла через
компьютеризацию, информатизацию и сейчас находится перед этапом цифровой
трансформации. Опыт прошлых лет может помочь справиться с вызовами, которые
несет новый этап, включающий в себя широкое использование искусственного интеллекта
и интеллектуальных инструментов (ИИ), способных изменить практику обучения и
рынок труда [2].
Этапы цифрового обновления
Напомним о
содержании этапов цифрового обновления и проблемах, которые решали педагоги на
каждом из них.
Этап компьютеризации
получил свое название в 1985 году, когда было принято решение оснастить все
общеобразовательные школы персональными компьютерами [3]. В качестве первоочередной была поставлена задача формирования у всех школьников
компьютерной грамотности и алгоритмического мышления. Принятое решение также
включало в себя требование
о широком внедрении компьютеров в учебный процесс как инструмента для повышения
качества общего образования. 1990-е годы стали временем активной
компьютеризации школы. Основными задачами этого этапа стало оснащение школ
вычислительной техникой (компьютерные классы), формирование компьютерной
грамотности у учителей и старших школьников. К началу 1992 года около трети школ
были оснащены персональными компьютерами отечественного производства (УК НЦ, «Корвет» и др.). Компьютеризация развивалась
неравномерно. Так, городские школы получали больше ресурсов, чем сельские, что
заложило формирование в стране цифрового неравенства [4]. Внедрение компьютеров
в учебный процесс проходила с немалыми трудностями: нехватка и
низкое качество вычислительной техники, недостаточная подготовка учителей, слабая
интеграция курса информатики с другими предметами. В ухудшающихся
экономических условиях компьютеризация школы к концу 90-х годов затухла. Устаревание
оборудования и отсутствие последовательно проводимой стратегии цифрового
обновление создавало трудности для планирования и поддержки усилий педагогов и работников
управления на всех уровнях образования.
Ранняя
информатизация. В 2000-е годы школы начали подключаться к интернету, появились
первые электронные учебники и системы дистанционного обучения. Однако трудности
с доступом ко всемирной паутине, нехватка оборудования, подготовленных
педагогов и низкая интеграция цифровых технологий в учебный процесс
препятствовали широкому использованию цифровых технологий в классе. Во многих
школах страны этап ранней информатизации затянулся. Как показали исследования [5],
и сегодня немало общеобразовательных организаций еще находятся на этом этапе.
Зрелая
информатизация. В 2010-е годы поставка компьютеров в школы возобновилась. Началось
использование мобильных устройств, интерактивных досок и онлайн-платформ.
Активное внедрялись, планшеты и другие устройства, позволяющие разнообразить
методы учебной работы, сделать их более увлекательными. Учителя получили
возможность использовать мультимедийные материалы, что значительно повысило
наглядности изложения материала на учебных занятиях. Распространение
электронных учебников и учебных пособий облегчило доступ к современным
образовательным материалам. Внедрялись цифровые системы управления учебным
процессом, появились платформы для онлайн-обучения (Coursera, Универсариум и
др), которые позволяли получать дополнительное образование. Однако, проблемы с
качеством интернет-соединений и нехваткой цифрового оборудования, недостаточное
количество подготовленных педагогов, обновленных учебных программ и цифровых
образовательных ресурсов сохранялись. Далеко не все педагогические коллективы
были готовы к изменениям, что тормозило процессы цифрового обновления
отечественной школы.
Цифровая
трансформация. Начало новому этапу цифрового обновления положило вышедшее в
декабре 2021 года постановление правительства, которое потребовало развернуть цифровую трансформацию общего образования (ЦТО) и «обеспечить
эффективную информационную поддержку участников образовательных отношений в
рамках организации процесса получения образования и управления образовательной
деятельностью» [6]. Многие педагоги рассматривают ЦТО – не как внедрение
технологий в учебный процесс, а как фундаментальный пересмотр того, как мы учим
и учимся в быстро развивающейся цифровой среде [7]. Ключевой составляющей
цифровой трансформации ложен стать переход от традиционной классно-урочной к
персонализировано-результативной организации обучения – ПРО [4]. Переход к ПРО,
поддерживаемый разработками в области искусственного интеллекта, позволит на
деле решить вечную проблему общего образования – достижение каждым обучаемым
всех требуемых (личностных, мета-предметных и предметных) образовательных
результатов. Переход к персонализировано-результативному
обучению позволит каждому обучаемому полноценно осваивать материал в своем
темпе, используя цифровые инструменты с учетом индивидуальных способностей и
потребностей учащихся.
Персонализировано-результативное обучение
Персонализировано-результативное
обучение (ПРО) — это подход, при котором работают в коллективах, где каждый
ученик продвигается по учебной программе в своем темпе, переходя к новому
материалу только после достижения необходимых результатов. Обучение проводится
в гибкой образовательной среде (социальной, физической и виртуальной), где
ученики могут комбинировать самостоятельную работу и групповые занятия широко
используя необходимые цифровые инструменты. ПРО поможет формировать у каждого
обучаемого критическое мышление, творческие способности и умение работать в
команде, что особенно важно для жизни в XXI веке.
Уроки прошедших этапов цифрового обновления
образования
1. Технологии — инструмент, а не цель. Цифровые
технологии сами по себе не решают никаких проблем образования. Важно, чтобы
технологии использовались для решения конкретных педагогических задач.
2. Подготовка учителей. Успех цифрового обновления напрямую
зависит от качества подготовки педагогов. Многие учителя до сих пор не готовы к
работе с цифровыми инструментами, что создает разрыв между возможностями новых
интеллектуальных инструментом и их реальным использованием.
3. Цифровое неравенство. Проблема неравного доступа
к цифровым технологиям и образовательным ресурсам остается актуальной. Она проявилась
особенно заметно во время пандемии COVID-19, когда многие учащиеся и педагоги
не смогли перейти к обучению с использованием интернета.
4. Цифровая грамотность. Сегодня учащимся и
педагогам уже недостаточно владеть базовыми умениями работы с компьютером. Распространение
ИИ требует устойчивых навыков критического мышления, умения работы с
информацией, соблюдения норм кибер-безопасности и цифрового этика.
5. Гибкость системы. Пандемия показала, что цифровые
технологии могут поддерживать учебный процесс даже в условиях катастрофы.
Однако для этого необходимо развивать цифровую инфраструктуру, осваивать гибридные
формы учебной работы, создавать коллекции цифровых образовательных ресурсов,
инструментов и сервисов, готовить учителей для результативной работы в условиях
персонализировано-результативной организации обучения.
Заключение
40 лет
цифрового обновления образования в России — это история успехов, неудач и
постоянного поиска новых решений. Технологии могут стать мощным инструментом
для улучшения качества образования, если их использовать для повышения
результативности образовательного процесса с учетом интересов учеников. Будущее
образования зависит от того, насколько успешно мы сможем пройти этап цифровой
трансформации образования, сохраняя гуманистические ценности и ориентируясь на
потребности каждого ученика. Перемены никогда не шли столь стремительно и уже
никогда не будут так медленны, как сегодня [8]. Начинающаяся цифровая
трансформация — это не цель, а путь совершенствования образовательной системы,
который предстоит пройти педагогам вместе с учениками, родителями и местными
сообществами.
Литература
1. Уваров А.Ю., Вихрев
В.В., Водопьян Г.М., Дворецкая И.В. и др. Школы в развивающейся цифровой среде:
цифровое обновление и его зрелость // Информатика и образование, 2021. 36 (7):
4 – 26.
2.
Suleyman M.,
Bhaskar M. The Coming Wave: AI, Power, and Our Future. – Crown Publishing
Group, The, 2023.
3. Постановление ЦК КПСС «О
мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних образовательных
организаций и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный
процесс». 1985 // Вопросы образования. 2005. №3. С. 341–346. [Электронный
ресурс, 25.01.2025]. URL: http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&z=808&t_no=809&ob_no=854
4. Уваров А.Ю., Гейбл Э.,
Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования
/.А.Ю. Уваров, И.Д. Фрумин (ред.)–М.: ИД НИУ ВШЭ, 2019. — 343 с
5. Водопьян Г.М., Дворецкая
И.В., Уваров А.Ю. К построению многоаспектной модели процесса цифрового
обновления школы— М.: Образование и Информатика, 2023. 136 с
6. Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 3427-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070025
7. М. Мишустин утвердил
цифровую трансформацию школьного образования /Тропинка школьная моя, 14 января
2022. URL:https://dzen.ru/a/YeCSrMHHPGTaz9K_
8.
Ринне Э. В потоке перемен. 8 принципов для сохранения устойчивости и
процветания в условиях постоянных изменений. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.