Токтарова В.И.

ФГБОУ ВО «МарГУ»,

г. Йошкар-Ола,

Ребко О.В.

ФГБОУ ВО «МарГУ»

г. Йошкар-Ола


ИИ-компетенции современных педагогов: анализ требований


В статье анализируются требования современного законодательства и государственных стандартов к использованию технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере. Выявлен кластер компетенций, необходимый современным педагогам, в соответствии с требованиями государственных стандартов, программами цифровой трансформации отрасли и рынка труда. Делается вывод о значительном несоответствии этих требований и существующего профессионального стандарта педагога.


Toktarova V.I.

Mari State University,

Yoshkar-Ola,

Rebko O.V.

Mari State University,

Yoshkar-Ola


AI competencies of modern educators: analysis of requirements


The article analyzes the requirements of modern legislation and state standards for the use of artificial intelligence technologies in the educational field. A cluster of competencies necessary for modern educators has been identified, in accordance with the requirements of state standards, programs for the digital transformation of the industry and the labor market. It is concluded that there is a significant discrepancy between these requirements and the existing professional standard of educators.


Высокая степень технологизации современного мира и все большая опора на цифровые сервисы в бытовых и производственных вопросах вынуждают каждого человека приобретать навыки, позволяющие приспосабливаться к новой реальности. В этих условиях на сферу образования возлагается особая миссия – обеспечить максимально эффективный, безболезненный и качественный переход через цифровую трансформацию всех сфер жизнедеятельности к цифровому обществу и далее к обществу знаний. А это требует пересмотра и актуализации компетенций современных педагогов.

Анализ технологических трендов показал, что одним из важнейших элементов цифровой компетентности современных педагогов должны стать компетенции в сфере искусственного интеллекта (ИИ).

Данный аспект подтверждается и официальными документами разного уровня, относящимися к образовательной отрасли. Так, например, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3759-р, утверждается «Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [1], целью которого является достижение «цифровой зрелости» отрасти высшего образования посредством внедрения сквозных цифровых технологий, в т.ч. и искусственного интеллекта.

Согласно документу планируется использовать ИИ для анализа больших объемов информации, разработки рекомендательных и интеллектуальных систем, обеспечивающих поддержку в принятии решений [1]. Применение данных технологий направлено на достижение основных целей цифровой трансформации науки и высшего образования. Однако среди рисков и вызовов, с которыми сталкивается отрасль в ходе трансформационных процессов, значится недостаточная цифровая квалификация административно-управленческого персонала. Это влечет за собой такие риски, как, например, недостаточное использование уже готовых и активно внедряемых программных продуктов и сервисов с искусственным интеллектом; недостаточная оперативность реагирования на изменения внешних условий и факторов; малоэффективное и медленное внедрение ИИ в работу организаций науки и высшего образований, и др.

Современные реалии диктуют необходимость трансформации всех уровней образования. В ответ на это, распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2023 г. N 2894-р утверждено «Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» [2]. Актуальность содержания данного документа базируется в том числе на таких тенденциях современного образования, как:

-       создание индивидуальных образовательных траекторий;

-       предоставление верифицированного образовательного контента и программ;

-       создание и управление образовательными экосистемами и др.

Как и в случае с высшим образованием и наукой, этот документ предусматривает внедрение всего многообразия сквозных цифровых технологий, но в первую очередь искусственного интеллекта (ИИ) и больших данных для решения следующих задач:

-       поддержка принятия решений;

-       создание и применение рекомендательных систем;

-       создание личностных и профессиональных траекторий развития;

-       автоматизация проверки домашних заданий.

Основываясь на содержании обоих стратегических направлений, можно сделать вывод, что современные педагоги, и в целом любые сотрудники отрасли науки и образования, должны как минимум быть осведомлены о содержании сквозных цифровых технологий, возможностях искусственного интеллекта для образования, знать о существовании основных сервисов на основе ИИ и уметь их применять для достижения своих профессиональных целей.

Дальнейшее развитие тема ИИ-компетенций педагогов получает при анализе принятых в период с 2021 по 2023 гг. стандартов по направлению «искусственный интеллект» для образования.

В частности, ГОСТ Р 59895—2021 «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология» определяет сферы применения ИИ в образовательных целях [3]. Так, технологию компьютерного зрения предлагается использовать для:

-       контроля за ходом разного рода тестирований и экзаменационного процесса;

-       предотвращения возникновения конфликтов;

-       перевода рукописных работ в машиночитаемый вид;

-       поддержки обучения людей с нарушениями слуха.

Технология обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи необходима для:

-       перевода голосовых команд в машиночитаемый вид;

-       автоматизация проверки и оценивания устных докладов, сочинений и т.п. заданий;

-       поддержки обучения людей с нарушениями зрения.

Кроме этого, согласно ГОСТ искусственный интеллект находит свое применение в поддержке принятия решений; организации адаптивного и индивидуализированного обучения; автоматизации различных элементов образовательного процесса и деятельности педагога; снижении бюрократической нагрузки и упрощении процессов администрирования.

Далее ГОСТ Р 59896 – 2021 «Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Требования к учебно-методическим материалам» [4] и ГОСТ Р 58999 – 2021 «Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Технические требования» [5] определяют соответственно методические и технические требования к образовательным продуктам с алгоритмами ИИ для адаптивного обучения в общем образовании.

Оба эти стандарта устанавливают, что использование образовательных продуктов с технологией ИИ должно отвечать следующим требованиям:

-       целесообразность, понятность и адаптивность (как для человека, так и для машины);

-       поддержка персонализации и индивидуализации обучения;

-       стандартизация доступа и удобство использования;

-       фиксация и хранение цифрового следа.

Отдельным пунктом подчеркивается важность прозрачности образовательных продуктов для всех стейкхолдеров образования.

Исходя из содержания приведенных документов, можем заключить, что современному педагогу требуется целый ряд компетенций, позволяющих использовать искусственный интеллект в своей профессиональной деятельности [6]. На наш взгляд будет целесообразным объединить их в следующий кластер ИИ-компетенций, содержание которых определяется требованиями современного законодательства и условиями цифровой трансформации отрасли образования:

1)    учебная аналитика и образовательный дата-инжиниринг – предполагает, что педагог понимает концепцию профилей компетенций студентов в цифровой среде и умеет их создавать на основе анализа данных; что такое цифровой след и какую информацию необходимо собирать о студентах; осведомлен о способах и сервисах сбора и анализа данных; умеет ими пользоваться и владеет навыками визуализации и интерпретации данных, принятия решений на их основе;

2)    интеллектуальные рекомендательные системы – педагог понимает принципы функционирования таких систем; умеет выбирать и использовать их соответственно образовательным целям; анализировать данные и интерпретировать результаты, принимать обоснованные решения на их основе; понимает методологию разработки и внедрения рекомендательных систем, основных этапов их проектирования и оптимизации; умеет анализировать потребности обучающихся и адаптировать обучение под индивидуальные требования студентов;

3)    компьютерное зрение – педагог осведомлен о механизмах восприятия и обработки информации машиной; понимает, какими средствами ИИ создается визуальный образовательный контент; знает и умеет использовать инструменты и цифровые сервисы компьютерного зрения; выбирает алгоритмы и методы работы в соответствии с целями и задачами образования;

4)    обработка естественного языка, распознавания и синтеза речи – педагог имеет представление о том, что такое обработка естественного языка, каким образом она производится и какие образовательные задачи может решать; знает и умеет использовать инструменты и библиотеки обработки естественного языка; владеет навыками предварительной обработки текста; осуществляет дообучение языковых моделей и умеет интерпретировать результаты их работы; умеет создавать цифровых ассистентов в соответствии с целями обучения;

5)    безопасность и хранение данных – педагог знает, какие бывают данные и как они классифицируются; имеет представление об угрозах, связанных со сбором и утечкой данных; осведомлен о способах противодействия этим угрозам и снижении рисков; принимает необходимые и достаточные меры для сохранения данных о студентах и процессе обучения, используя для этого все доступные цифровые сервисы и решения;

6)    этика использования искусственного интеллекта и данных – педагог осведомлен о рисках, связанных с использованием ИИ; понимает, каким образом обеспечивается конфиденциальность данных; владеет навыками проверки достоверности информации; осведомлен об особенностях авторского права в цифровой среде и умеет его соблюдать.

Однако, несмотря на требования современного мира и законодательства, организации профессионального образования вынуждены опираться на существующие профессиональные стандарты при подготовке будущих педагогов. При этом профессиональный стандарт 01.001 «Педагог» содержит лишь базовые требования к владению информационно-коммуникационными технологиями [7]. И тем более в нем не идет речи о сквозных цифровых технологиях или ИИ-компетенциях, к формированию которых активно подталкивают педагогов и законодательство, и требования современного рынка труда, и новая цифровая реальность.

Так, мировая статистика говорит о том, что 70% студентов предпочитают работать в онлайн-классах, количество пользователей массовых открытых образовательных онлайн-курсов превысило 2020 миллионов человек, внедрение ИИ-технологий организациями будет увеличиваться в среднем на 38,1% в период с 2023 по 2030 годы, 75% педагогов понимают, что цифровой образовательный контент постепенно вытесняет аналоговый [8]. Применительно к подготовке кадров для сферы образования это означает, что необходимо пересматривать и актуализировать профессиональные стандарты, а вместе с ними и существующие программы обучения, переподготовки и повышения квалификации будущих педагогов.

        

Литература:

1.     Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3759-р, которое утверждает «Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112250002?ysclid=lrt1xdpwdy862516077&index=2 (дата обращения: 16.01.2024)

2.     Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2023 г. N 2894-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ. URL: https://base.garant.ru/407890373/#block_1000 (дата обращения: 16.01.2024)

3.     ГОСТ Р 59895—2021 «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология». URL: https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/standarts/aistandarts (дата обращения: 17.01.2024)

4.     ГОСТ Р 59896 – 2021 «Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Требования к учебно-методическим материалам». URL: https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/standarts/aistandarts (дата обращения: 17.01.2024)

5.     ГОСТ Р 58999 – 2021 «Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Технические требования». URL: https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/standarts/aistandarts (дата обращения: 17.01.2024)

6.     Токтарова В.И., Попова О.Г., Сагдуллина И.И., Белянин В. А. Технологии искусственного интеллекта в практике современного высшего образования // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 2(50). С. 210-220

7.     Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56367 (дата обращения: 19.01.2024)

8.     Статистика и тенденции онлайн-обучения (обновление 2024 г). URL: https://www.websiterating.com/ru/research/online-learning-statistics/#sources (дата обращения: 20.01.2024)

вопросы и комментарии: