Шмакова С.Б.

ГБОУ УР «Лицей № 41»

заместитель директора по научно-методической работе

г. Ижевск

Практика эффективного использования виртуальных интерактивных онлайн досок при организации дистанционного обучения в школе

В статье рассматриваются вопросы практического использования цифрового конструктора урока на основе таксономии Б. Блума в период дистанционного обучения. Основное внимание уделяется виртуальным интерактивным онлайн доскам, использующимся в секторе «применение» авторского цифрового конструктора урока.

Shmakova S.B.

GBOU UR "Lyceum No. 41"

Deputy Director for scientific and methodological work

Izhevsk

The practice of effective use of virtual interactive online whiteboards at various levels of mental activity in the organization of distance learning at school

The article discusses the use of a digital lesson constructor based on B.Bloom's taxonomy during distance learning. The main attention is paid to virtual interactive online whiteboards used in the "application" sector of the author's digital lesson constructor.

Организация образовательного процесса сегодня требует от учителя осведомленности, находчивости и мастерства. Применения таких методических приемов, которые способны реализовать каждый этап урока максимально эффективно и при этом комфортно для всех участников образовательного процесса.  В этом и проявляется профессионализм педагога. В условиях цифровой трансформации российского образования эти профессиональные качества учителя обретают новое значение. Особую сложность представляет реализация многих эффективных приемов обучения в условиях дистанционного формата.  Подчас, методически грамотный и опытный педагог, эффективно реализующий известные образовательные приемы на очных занятиях, в силу ряда самых разных причин (главная из которых – недостаточная осведомленность о наличии тех или иных цифровых образовательных ресурсов) не способен построить аналогичный урок в дистанционной форме.

В связи этим, вопрос методически правильного выбора цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), эффективного их применения в образовательном процессе очень актуален.

В данной статье рассмотрим приёмы, которые можно реализовать с использованием виртуальных интерактивных онлайн досок на самом востребованном среди школьных учителей уровне мыслительной деятельности обучающихся – уровне применения.

Анализируемые в данной статье ЦОР являются частью «цифрового образовательного колеса», которое лежит в основе цифрового конструктора урока. Данный проект реализуется в качестве Республиканской инновационной площадки с декабря 2021 года на базе ГБОУ УР «Лицей № 41» г. Ижевска и призван помочь педагогам методически грамотно выстроить урок любого типа с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) [1, 175].

В основе данного цифрового конструктора - модель планирования результатов и процесса обучения австралийского педагога Аллана Каррингтона (2012 год) [2]. В течение года проектной командой проводился анализ каждого приложения двух австралийских версий педагогического колеса (2017 и 2021 года) на предмет наличия данного приложения на русском языке, версии для Android, бесплатного контента. На данный момент авторская версия адаптированного колеса включает в себя 93 цифровых ресурса (рисунок 1). 

shmakova-1

Рис.1 – Цифровое образовательное колесо

 

Оценка эффективности проекта строится на результатах нескольких диагностик, целью которых является как оценка энергосбережения трудозатрат педагога при подготовке и реализации урока, так и возрастания познавательной активности обучающихся на уроке и улучшения эмоционального отношения обучающихся к учебной деятельности. Основным методом исследования является анкетирование, которое организуется по четырем вариантам анкет [1, 176].

По результатам анкетирования 135 педагогов Удмуртской республики наиболее низкая осведомленность о наличии эффективных приемов обучения с применением ЦОР имеет место в секторе «понимание». Особенно отмечается дефицит информации о реализации таковых при дистанционной форме обучения.

Наиболее важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны выполнять контрольные, административные и коммуникативные функции [3].

Основной запрос учителей состоит в том, какие ЦОР использовать при организации таких видов дистанционной деятельности как дебаты, объяснение материала, логический поиск, образное представление, категоризирование и т.п. На наш взгляд, все эти виды деятельности можно эффективно реализовать, используя виртуальные интерактивные онлайн доски.

Автором предлагается несколько вариантов таковых: Miro, Padlet, LiveBoard, Google Jamboard, Scrublr.ca, Bit Paper, Idroo, Classroomscreen. Необходимо отметить, что все они бесплатные (с возможностью приобретения платных тарифов), но у каждой есть свои особенности, которые обуславливают назначение деятельности с конкретной доской (таб. 1). Проанализируем функционал всех перечисленных цифровых ресурсов по таким критериям как: отсутствие регистрации для гостей, русскоязычность, возможность добавления файлов, возможность рисования объектов, возможность сохранения на ПК.



Таб. 1 – Сравнительный анализ виртуальных интерактивных онлайн досок

shmakova-tab-1

Функционал досок специфичен, хотя и предназначен для осуществления аналогичных действий – провести онлайн занятие с возможностью синхронной работы в едином пространстве. На рассматриваемом нами уровне мыслительной деятельности понимания, использование учителем всех перечисленных досок позволяет решить целый ряд задач. Одни доски (Google Jamboard, Scrublr.ca) позволяют быстро провести опрос с целью проверки понимания изучаемого материала или создания меток, а также комментирования материалов. Другие доски (Classroomscreen, LiveBoard) позволяют учителю проецировать собственную лекцию, передавая лишь в нужный момент право управления доской выбранному ученику. Такая доска как Idroo позволяет только рисовать, чертить, используя символы и формулы, но является просто незаменимой при работе учителей математики, физики, черчения, ИЗО, а также учителей начальной школы. Иные доски (Miro, Padlet, Bit Paper), имея широкий функционал, позволяют выполнить такие действия как: сравнить, распределить по группам, обобщить, установить связи, обсудить, прокомментировать, оценить.

По результатам анкетирования 135 учителей общего образования Удмуртской республики, в системе использующих дистанционные технологии, самым популярным в использовании ресурсом стал Classroomscreen, а самым непопулярным Scrublr.ca. Общая картина использования анализируемых ЦОР представлена на рисунке 2. Объяснением такого процентного соотношения, на наш взгляд, является отсутствие осведомлённости о наличии всех приведенных аналогов и отсутствием временных ресурсов для их изучения. В связи с этим, считаем, что применение авторского цифрового конструктора урока с сопутствующим методическим сопровождением позволит решить эти проблемы.

shmakova-2

Рис. 2 – Применение ЦОР педагогами Удмуртской республики

 

Использование цифровых ресурсов – не влияние моды и бизнеса, а необходимость, диктуемая приоритетными государственными проектами в области современного образования.

 

Литература:

1. Шмакова С.Б. Разработка и использование цифрового конструктора урока на основе таксономии Блума //Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности: сборник тезисов докладов : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (15–18 ноября 2022 г.) / под ред. О. В. Кожевниковой, В. Ю. Хотинец. – Ижевск : Удмуртский университет, 2022. – 275 с.

2. Цифровые технологии в образовании // Педагогическое сообщество Урок.РФ. URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tcifrovie_tehnologii_v_obrazovanii_140527.html  (дата обращения: 12.01.2023).

3. Долгих Е.Н. Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle // Корпорация «Российский учебник». URL: https://rosuchebnik.ru/material/kak-organizovat-shkolnoe-obuchenie-v-distantsionnom-rezhime/ (дата обращения: 12.01.2023).

комментарии: