Шмакова С.Б.

ГБОУ УР «Лицей № 41»

заместитель директора по научно-методической работе

г. Ижевск


Опыт продуктивной организации рефлексивно-оценочного этапа урока посредством практического применения электронного конструктора урока «Лучший цифровой урок»


В статье описывается опыт использования электронного конструктора урока «Лучший цифровой урок» в качестве методического помощника для разработки технологической карты урока. Основное внимание уделяется организации оценочного этапа урока с использованием цифровых инструментов моментального автоматического оценивания: мобильным приложениям и сетевым сервисам по созданию опросов и тестов, использующимся в секторе «оценка» авторского цифрового конструктора урока.


Shmakova S.B.

GBOU UR "Lyceum No. 41"

Deputy Director for scientific and methodological work

Izhevsk


Experience of productive organization of the reflective-evaluative stage of the lesson through the practical use of the electronic lesson constructor “The best digital lesson”


The article describes the experience of using the electronic lesson designer “The best digital lesson” as a methodological assistant for developing a technological lesson map. The main attention is paid to organizing the assessment stage of the lesson using digital tools for instant automatic assessment: mobile applications and network services for creating surveys and tests, used in the “assessment” sector of the author’s digital lesson designer.


В современной парадигме образования, направленной на цифровизацию большинства методических, организационных, управленческих процессов, в существующей ситуации трансформации Федеральных государственных образовательных стандартов, а также в связи с событиями, связанными с наложением санкций на ряд хорошо зарекомендовавших себя цифровых инструментов, платформ и сервисов перед каждым учителем возник ряд противоречий. Данные противоречия связаны, прежде всего, с разницей в скорости развития цифровых технологий и создания методической базы для использования этих технологий в образовательном процессе школы.

Министерством просвещения Российской Федерации 2 декабря 2019 года приказом № 649 была утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2019 г.) [6]. Данный документ один из немногих регламентирует вопросы построения цифровой образовательной среды в образовательных организациях РФ. В целом задача федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (подпроекта национального проекта «Образование») - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (приказы Минпросвещения России № 286 и № 287 от 31.05.2021 г. соответственно) [5, 7]. 2 августа 2022 года Министерством просвещения РФ был также утвержден Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации образовательных программ (Приказ № 653 от 02.08.2022 г.) [4]. Всего в перечень попало более 240 ресурсов - тесты и тренажёры, образовательные курсы, учебные модули, аудиоучебники по основным школьным предметам для всех классов., в том числе для обучающихся с нарушениями зрения, интеллектуальными нарушениями, Необходимо отметить, что в данных приказах не перечисляются конкретные средства развития цифровой образовательной среды: нет ни списка допустимых к использованию в образовательной организации цифровых устройств, ни перечня цифровых сред или систем цифрового обучения.

Недостаточная осведомленность учителя в функционале ряда цифровых ресурсов, отсутствие личного времени на самообучение по данному направлению, многообразие существующих цифровых систем и сервисов – данные противоречия позволили сформулировать проблему: каким должно быть методическое обеспечение разработки и проведения современного урока с использованием цифровых образовательных инструментов для развития в школе безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней?

В качестве средства методического обеспечения урока было определено применение авторского цифрового конструктора урока.

В данной статье рассмотрим функционал ряда цифровых ресурсов моментального автоматического оценивания, которые можно применить на одном из наиболее востребованных среди школьных учителей уровне мыслительной деятельности обучающихся – уровне оценки.

Анализируемые в данной статье цифровые ресурсы являются частью «цифрового колеса», которое лежит в основе цифрового конструктора урока. Данный проект реализуется в качестве Республиканской инновационной площадки с декабря 2021 года на базе ГБОУ УР «Лицей № 41» г. Ижевска и призван помочь педагогам методически грамотно выстроить урок любого типа с использованием цифровых ресурсов [10, 175].

В основе данного цифрового конструктора - модель планирования результатов и процесса обучения австралийского педагога Аллана Каррингтона (2012 год) [9]. В течение года проектной командой проводился анализ каждого приложения двух австралийских версий падагогического колеса (2017 и 2021 года) [11] на предмет наличия данного приложения на русском языке, версии для Android, бесплатного контента. Вместе с этим велось заполнение соответствующей таблицы общего пользования, в которой для каждого приложения подбирался видео-гид с записью трансляции экрана по обучению работы с цифровыми ресурсами, также проводился тщательный командный анализ целесообразности включения каждого в модифицированную версию цифрового колеса. Таким образом, в ходе подробного анализа каждого цифрового ресурса австралийской версии в адаптированную версию вошли только 57 ресурсов.

В течение периода разработки адаптированной версии колеса дополнительно было добавлено ещё 36 эффективных цифровых ресурса, в том числе 20 – российских [8, с. 80]. На данный момент авторская версия модифицированного колеса включает в себя 93 цифровых ресурса (рис. 1).

Shmakova-1

Рис.1 - Модифицированное цифровое колесо


Оценка эффективности проекта строится на результатах нескольких диагностик, целью которых является как оценка энергосбережения трудозатрат педагога при подготовке и реализации урока, так и возрастания познавательной активности обучающихся на уроке и улучшения эмоционального отношения обучающихся к учебной деятельности. Основным методом исследования является анкетирование, которое организуется по четырем вариантам анкет [10, 176].

Традиционная процедура оценивания (тест, опрос, проверочная работа) на уроках сопряжена с рядом проблем: отложенность обратной связи (учителю нужно время на проверку, а ученик может забыть, какие именно моменты вызвали затруднения в ходе работы), возможность ошибки при проверке, необъективность [3]. В условиях разнообразия и доступности цифровых ресурсов есть возможность доверять рутинные процедуры системам автоматизации, учителю это даёт больше времени для творческой работы, саморазвития и дальнейшего профессионального роста. Такие ресурсы мотивирует обучающихся, так как они получают быструю обратную связь, им не приходится долго ждать результатов, как в случае традиционной проверки. Можно сразу получить и отметку, и анализ работы для выявления сильных сторон и точек роста обучающегося [1, с. 113].

По результатам входного анкетирования 135 учителей информатики Удмуртской Республики в секторе «оценка» имеет место низкая осведомленность о наличии эффективных цифровых ресурсов для проведения опросов с моментальной обратной связью. На наш взгляд, данный вид деятельности можно эффективно реализовать посредством ряда оценочных сервисов: OnlineTest Pad, Simpol, MyQuiz, Zipgrade, Plickers, Forms.yandex, Анкетолог, Quizizz. Перечисленные сервисы находятся в секторе «оценка» авторской версии цифрового колеса (рис.1). Необходимо отметить, что все они бесплатные (некоторые из них с возможностью приобретения платных тарифов), но у каждого есть свои особенности (таб. 1). Проанализируем функционал всех перечисленных цифровых ресурсов по таким критериям как: русскоязычность, наличие готовых шаблонов анкет и опросников, возможность настройки уведомлений, возможность выбора типов вопросов, возможность выгрузки отчетов и анализа ответов, необходимость наличия у обучающихся персональных цифровых средств с интернетом, необходимость наличия смартфона у учителя.

 

Таб. 1. Сравнительный анализ сервисов для проведения опросов

Shmakova-tab-1


Функционал перечисленных сервисов специфичен, хотя предназначен для осуществления аналогичных действий – провести моментальный опрос с автоматической проверкой. На рассматриваемом нами уровне мыслительной деятельности, использование учителем перечисленных ресурсов позволяет решить целый ряд задач. Одни сервисы позволяют реализовать такой вид деятельности как классический фронтальный опрос с выбором только одного верного варианта ответа из предложенных, это обусловлено особенностями сканирования qr-кодов бумажных версий опросов в сервисах Plickers и бумажной версии опроса в Quizizz. Другие сервисы реализуют такой вид деятельности как выдвижение гипотез – все сервисы с возможностью выбора типов вопросов (формы вопросов с возможностью добавления открытого безоценочного поля). С такими сервисами можно быстро собрать с обучающихся обратную связь в виде открытых суждений и организовать перекрёстную оценку. Уникальным и технически отличающимся от остальных анализируемых сервисов является Zipgrade, сервис позволяет сканировать ответы учеников по меткам методом перфокарты в режиме реального времени, для считывания используются технология дополненной реальности. При оценке функционала ресурсов необходимо учесть возрастные особенности обучающихся, используя только бумажные версии цифровых ресурсов в начальном звене, когда дети только изучают устройство ПК и иных цифровых средств обучения (планшетов, ноутбуков), тогда как в средней и старшей школе допустимо использовать цифровые моментальные опросы. Преимущество использования перечисленных цифровых ресурсов на уроке – создание элемента соревнования. На реализацию оценочного этапа урока затрачивается в среднем пять минут. Информация о правильности ответов, о количестве баллов, общий счет и рейтинг участников во всех перечисленных сервисах отображается на экран.

Исходя из нашего анализа по заявленным критериям (таб. 1) максимальное количество баллов набрало несколько ресурсов (5 баллов из 7 возможных), это ресурсы OnlineTest Pad, Simpol, MyQuiz и Forms.yandex. Однако эта независимая оценка не совпала с результатами итогового анкетирования учителей по вопросам предпочтения использования тех или иных ресурсов.

По результатам итогового анкетирования 135 учителей Удмуртской Республики, в системе использующих авторский цифровой конструктор урока более 1 года, самым популярным в использовании ресурсом из перечисленных стал Quizizz (3 балла из 7 возможных, таб. 1), а самым непопулярным Zipgrade (результат совпал с независимой оценкой). Общая картина использования анализируемых цифровых ресурсов представлена на рисунке 2. Отметим, что учителям разрешалось выбирать несколько вариантов ответов.

В итоговом анкетировании учителя пояснили свой выбор лидера тем, что ресурс Quizizz может функционировать как в цифровой, так и бумажной версии, причем в цифровой версии неоспоримым преимуществом выделили возможность работы как под управлением инструктора (одновременно с заданным инструктором временем ответов на вопросы и моментальной аналитикой по каждому вопросу), так и в индивидуальном режиме с просмотром индивидуального прогресса каждого ученика во время опроса. Таким образом данный ресурс имеет широкий функционал, подходит для любой целевой аудитории. Недостатки Quizizz, которые обозначены в таб.1 нивелируются широкими возможностями и удобным интерфейсом программы. Учителя обозначают также, что ресурс легко переводится на русский язык.

К недостаткам ресурса Zipgrade учителя отнесли сложность перевода на английский язык, сложность инструкции. К недостаткам иных рассмотренных ресурсов учителя отнесли наличие навязчивой рекламы при прохождении опроса, которая отвлекает обучающихся от содержания работы на уроке (ресурс OnlineTest Pad).


Shmakova-2

Рис. 2. Оценка непосредственного применения цифровых ресурсов учителями информатики Удмуртской Республики

Внедрение современных цифровых ресурсов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Снижаются трудозатраты педагогов по проверке тех или иных видов тестов и опросов. Кроме того, использование цифровых ресурсов на уроках формирует и развивает познавательные компетенции и мотивацию обучающихся, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Делая выводы, можно сказать, что возможности перечисленных в данной статье ресурсов создают развивающуюся площадку для реализации новых видов учебной деятельности, как по форме проведения урока, так и по методам постановки и выборки нового знания из демонстрируемого материала: учет, запись, сбор, обработка понятий; продуктивный диалог; визуализация учебного материала; управление воссозданной на экране моделью разнообразных объектов; отбор информации, в том числе аудиовизуальной [2, с. 70]. Отметим, что использование цифровых ресурсов может быть реализовано не только на уроках информатики, но и в ряде других предметных областей. Кроме того, все проанализированные ресурсы могут быть использованы и на других уровнях мыслительной деятельности: уровне запоминания, понимания.

В настоящее время перед школой ставится абсолютно новая задача – цифровая трансформация. Необходимо не просто принять ситуацию, но и извлечь из неё максимум пользы: сделать образовательный процесс увлекательным, современным для обучающихся и удобным для педагогов.


Литература:

1. Глухих Т.Ю., Глухих М.В., Малышева Е.Н. О роли цифровых образовательных ресурсов в обучении современных школьников// Современное педагогическое образование. 2019. № 12. С. 112-115.

2. Дегтяренко А.С. Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальной школе // Аспирант. 2021. №4. С. 68-70.

3. Павлова А.А. Тестирование как одна из форм эффективной учебной деятельности// Открытый урок. 1 сентября. https://urok.1sept.ru/articles/516934

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Официальный интернет портал правовой информации // опубликован 29.08.2022 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный интернет портал правовой информации // опубликован 05.07.2021 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 25.12.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Официальный интернет портал правовой информации // опубликован 05.07.2021 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/

8. Савельева М.Г., Шмакова С.Б. Разработка и использование цифрового конструктора урока на основе таксономии Блума // Вестник Удмуртского университета. Серия философия. психология. педагогика. — 2023. — Том 33. Выпуск 1. — С. 77-86

9. Цифровые технологии в образовании // Педагогическое сообщество Урок.РФ. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tcifrovie_tehnologii_v_obrazovanii_140527.html

10. Шмакова С.Б. Разработка и использование цифрового конструктора урока на основе таксономии Блума // Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности: сборник тезисов докладов : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (15–18 ноября 2022 г.) / под ред. О. В. Кожевниковой, В. Ю. Хотинец. – Ижевск : Удмуртский университет, 2022. – 275 с.

11. Carington A. Russian Padagogy Wheel // The Russian speaking world. https://designingoutcomes.com/the-russian-padagogy-wheel-%d0%b2%d1%8b-%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5-%d0%bf%d0%be-%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8/


вопросы и комментарии: