Ронгинская Т.И.
Зеленогурский Университет,
Польша
Возможности и ограничения искусственного интеллекта в контексте развития
образования
В
статье рассматриваются сильные и слабые стороны искусственного интеллекта.
Использован метод системного описания сложных объектов В.В.Ганзена. Представлен
адаптационный потенциал искусственного интеллекта с привлечением двух
составляющих процесса адаптации: ассимиляции и аккомодации.
Ronginskaya
T.I.
University of Zielona Góra
AI potential and limitations
concerning the development of education
The paper
considers AI (Artificial Intelligence) strong and weak points. The method of
complex objects system analysis used by V.A.Ganzen was applied. AI adaptable
potential is presented, with two components of adaptation process, assimilation
and accommodation, being applied.
Образовательный процесс имеет различные по
содержанию и диапазону цели. Оставляя за скобками подробный анализ
многочисленных концепций образования в условиях ограниченного объема
публикации, можно сформулировать в обобщенном виде вопрос: Кого мы стремимся
получить в процессе образования? Представим несколько возможных версий ответа на этот
вопрос:
Зрелого человека, оснащенного знаниями,
образованного Homo sapiens.
Зрелого
человека, наделенного ценностями, установками и образцами поведения, значимыми
для социума, ответственного Homo
sociologicus.
Зрелого
человека, способного к эмоциональным переживаниям присутствия другого человека,
сочувствию и поддержке, милосердного Homo emotionalis.
Или,
наконец, зрелого цифрового человека, оснащенного виртуальными и цифровыми
компетенциями - Homo digitalis.
Тенденции
последнего времени склоняют нас к принятию последней цели во все более широком
объеме и содержании, и стремлении к ее внедрению в общий образовательный
процесс, независимо от предметного содержания. Одновременно возникают
определенные опасения, как всегда, появляющиеся в ситуации предпочтения одних
направлений и пренебрежения или недостаточного внимания к другим. Обращаясь к
сути образования как процесса возрастающей роли человека в современном мире,
поиска возрождения просветительной составляющей этого процесса, стоит задать
вопрос: Возможно ли в эффекте образования создать Homo universus, активного и ответственного субъекта, способного
функционировать в гармонии с миром и собой во всех сферах человеческой деятельности?
Понимая
искусственный интеллект (ИИ) как этап эволюции человеческого вида, как
неизбежность и предопределенность процесса фило- и онтогенетического развития,
можно сформулировать следующий вступительный тезис:
Искусственный интеллект позволяет расширить
адаптационный потенциал человека в неопределенных, многозначных, иногда даже экстремальных
ситуациях, связанных с возрастанием социально-демографических угроз.
Результатом адаптации к меняющимся условиям
внешней среды становится усиление включенности человека в широкие границы внешней
среды и как следствие – лучшая, т.е. более эффективная интеграция со средой.
Чтобы ответить на вопрос, какую роль играет искусственный интеллект в интеграционных,
адаптационных процессах, следует обратиться к содержанию процессов интеграции
человека с внешней средой и показать психологические составляющие этой
интеграции. Для этого можно использовать известную схему структуры и функций
психики, предложенную В.А. Ганзеном [1,
2] как пример системного
подхода к описанию психической реальности. Принимая во внимание системный
характер искусственного интеллекта, поиск ответа на вопрос о его роли в
расширении адаптационного потенциала человека следует начать с представления
системной схемы структуры и функций психики (рис. 1).
Реактивное
отражение (непосредственное) Перцепция: Получение и обработка информации Когнитивный
стиль, определяющий способ восприятия и сохранения информации (анализ, структурирование,
категоризация информации) |
Реактивное
регулирование (непосредственное) Эмоции и
чувства: Чувствительность,
эмпатия, сопереживание, эмоциональная устойчивость |
Интеграция Человек
– внешняя среда |
|
Активное
отражение Мышление: Оценивание, планирование, прогнозирование,
принятие решений
|
Активное
регулирование Воля,
мотивация: Стремление к достижениям, детерминация, самоконтроль,
устойчивость в ситуациях неудач
|
Рис.1. Структура и
функции психики (на основе: Ганзен, 1984,
с. 60).
Поместив
в центр описания интеграции искусственный интеллект, получаем следующую схему анализа
(рис.2).
Реактивное
отражение (непосредственное) Перцепция: Усиление!
Практически неограниченный объем переработки информации. Расширение объема
кратковременной памяти
|
Реактивное
регулирование (непосредственное) Эмоции и
чувства: Преобладание
принципа рационального подхода к объектам внешней среды. Отсутствие
эмоционального сопереживания |
Искусственный
интеллект в интеграции человека с внешней средой |
|
Активное
отражение Мышление: Усиление!
Быстрота анализа и синтеза во всех областях знаний и видов информации
|
Активное
регулирование Воля,
мотивация: Вопрос:
направлена ли активность на совершение добра для себя и других? Что с
принципом гуманизма, стремлением к образованию Homo Universus?
|
Рис.2. Модифицированная
схема интеграции человека с внешней средой посредством искусственного
интеллекта (Ронгинская, 2024).
Содержание представленной выше
схемы позволяет говорить о том, что преимущества искусственного интеллекта
появляются в сфере рационального подхода к требованиям внешней среды, что
соответствует прямому назначению искусственного интеллекта - ускорению
переработки огромных объемов информации. В то же время интеллект человека
характеризует, так называемая, ограниченная рациональность [3] связанная с оценкой информационных массивов в категориях
присутствия другого человека и сопереживания с ним. Функция регулирования
происходящего, основанная на использовании искусственного интеллекта, основывается
исключительно на целесообразности предпринимаемых действий, а цена этой
целесообразности не всегда связана с принципом гуманизма.
В силу чрезвычайной сложности понятия
искусственного интеллекта к его описанию может быть применен метод системного
анализа, предложенный В.А.Ганзеном и известный как пентабазис
СПВЭИ [1]. Он основан на использовании четырех базовых категорий описания
функционирования объектов (явлений, ситуаций, черт и т.д.): пространства,
времени, информации и энергии, по отношению к которым объект выполняет интегральную
функцию. Понятийный базис, предложенный Ганзеном, носит сокращенное название СПВЭИ,
образованный четырьмя линиями анализа: Пространства (П), Времени (В), Энергии
(Э), Информации (И), в центре которых располагается объект -Субстрат (С)
описания.
Следующим шагом в поиске ответа на вопрос о
роли искусственного интеллекта в образовательном процессе является анализ содержания
ИИ в соответствии с четырьмя линиями системного анализа пентабазиса Ганзена.
При создании метода
пентабазиса было произведено дихотомическое разделение в каждой из четырех
линий анализа, соответствующее двум противоположным тенденциям функционирования
объектов. Для временной категории была принята дихотомия «сохранение-изменение», пространственная линия
анализа была дополнена дихотомическим разделением «приближение-отдаление». Информационный аспект описывает
дихотомия «различение-сходство», а категория энергии дополняется
дихотомией «получение-отдача» в процессах
интеграции с внешней средой. Основная схема метода пентабазиса представлена
на рис. 3.
Энергия Соподчиненность
получение - отдача
|
Информация Соразмерность различение - сходство |
Субстрат анализа |
|
Время Повторяемость
сохранение - изменение
|
Пространство Уравновешенность приближение - отдаление
|
Рис.3. Дихотомия линий анализа метода пентабазиса СПВЭИ (Ганзен 1984; Ганзен,
Ронгинская, 1999).
Сформулированный выше тезис о расширении адаптационного
потенциала человека при использовании искусственного интеллекта можно рассмотреть
в контексте содержания адаптационного процесса, в котором доминируют две
противоположные тенденции, описанные в теории развития интеллекта Жана Пиаже
как ассимиляция и аккомодация [4]. Ассимиляция отражает слияние
существующей познавательной структуры с новыми, предложенными схемами, в то
время, как аккомодация отвечает за преобразование имеющихся структур в
результате перехода на новые уровни развития.
Соединяя линии анализа пентабазиса и составляющие
адаптации: ассимиляцию и аккомодацию, можно получить описание, представленное
ниже на рис. 4.
Энергетическая составляющая
адаптационного потенциала
Включение больших
объемов новой информации (ВУАС) при сохранении существующей структуры без ее
изменения (НУАК)
|
Высокий уровень ассимиляции (ВУАС)
|
Информационная составляющая
адаптационного потенциала Перцепция больших
объемов информации (ВУАС) при преобладании тенденции к ее категоризации в соответствии
с существующими (заданными) параметрами (ВУАК)
|
Низкий уровень аккомодации (НУАК) |
Адаптация как механизм интеграции с внешней средой
|
Высокий уровень аккомодации (ВУАК) |
Временная составляющая адаптационного потенциала
Осторожное принятие
новой информации (НУАС) при преобладании тенденции сохранения имеющихся
структур (НУАК)
|
Низкий уровень ассимиляции (НУАС)
|
Пространственная составляющая
адаптационного потенциала
Готовность к
избирательному включению новой информации (НУАС) при условии ее
преобразования в соответствии с собственными схемами (ВУАК) |
Рис. 4. Анализ составляющих процесса адаптации при помощи
системного метода пентабазиса В.А. Ганзена.
Сопоставляя содержание представленных выше тенденций
процесса интеграции с внешней средой в аспекте ассимиляции и адаптации с
предполагаемым адаптационным потенциалом искусственного интеллекта, можно
сформулировать несколько предварительных замечаний (Рис. 5).
Энергетический потенциал ИИ
Случай компиляции -
накапливания информации без ее качественного преобразования (примеры текстов
в ChatGPT) |
Информационный потенциал ИИ
Случай стирания
многообразия культурных различий!
|
Адаптационный потенциал искусственного интеллекта
|
|
Временной потенциал ИИ
Случай повторения имеющихся алгоритмов и схем
или же сопротивление новому как оригинальность для самой оригинальности
(описано у Гилфорда как желание выделиться)
|
Пространственный потенциал ИИ Случай эпатажа, стремления
к непринятию новой информации посредством повышенной критической установки,
стремлению к неординарному поведению |
Рис.5. Адаптационный потенциал искусственного интеллекта (Ронгинская,
2024).
Предложенное описание
показывает несомненно сильные стороны искусственного интеллекта, выраженные скорее
в количественных характеристиках и недостаточных качественных преобразованиях.
Можно задуматься над тем, содержит ли ИИ адаптационный потенциал, описанный в
теории Пиаже как естественное стремление познавательных структур к постоянному
росту, т.е. непрекращающемуся развитию интеллектуального потенциала индивида.
Представляется, что угрозой повсеместного использования
ИИ в образовании является его глобальный характер, который может привести к
стиранию культурных различий, когда культурное разнообразие, составляющее
главное достоинство каждой культуры в буквальном смысле слова ломается в рамках
ИИ. Последнее замечание требует дальнейшего анализа достоинств и недостатков
ИИ, а предложенный выше анализ следует рассматривать как вступительное слово в
защиту искусственного интеллекта, которое не может не содержать критические
замечания в его адрес.
Литература:
1. Ганзен В. А. Системные
описания в психологии, Изд-во ЛГУ, Ленинград, 1984.
2. Ганзен В.А. Ронгинская Т.И.
Системное описание потребностей человека, Вестник Санкт-Петербургского
Университета (Философия: Политология: Социология:
Психология: Право: Международные отношения; 6, nr 4, 1999.
3. Simon H. A., Models of Man, New
York: John Wiley, 1957.
4. Piaget J. Równoważenie struktur poznawczych, PWN, Warszawa, 1981.