Романова Т. Н.

ФГБОУ ДПО «Институт развития

 профессионального образования»,

г. Москва


Цифровые системы управления обучением – сравнительный анализ


В статье представлен сравнительный анализ одних из самых распространенных систем управления обучения (LMS). Данное исследование поможет решить проблему выбора подходящей или модернизации и совершенствования собственной платформы.


Romanova T. N.

Federal Institute for the Development

of Vocational Education and Training

Moscow, Russia


LMS Benchmarking


The article presents a comparative analysis of some of the most common learning management systems (LMS). This study will help solve the problem of choosing a suitable platform or upgrading and improving your own.


Интерес к системам управления обучения (LMS) возник и не угасает с начала проникновения цифровизации в сферу образования. В настоящее время на рынке можно найти большое количество предложений готовых решений, которые, тем не менее, не всегда удовлетворяют запросы конкретного клиента. Поэтому многие образовательные организации идут по пути разработки собственных систем [2]. В определения преимуществ различных платформ сотрудниками института развития профессионального образования был проведен сравнительный анализ наиболее популярных LMS в корпоративном и общих видах образования. Особое внимание при анализе было направлено на возможность и реализации специальных дисциплин и мониторинга профессиональных компетенций, также в качестве отдельного преимущества рассматривались платформы позволяющие сконструировать индивидуальную образовательную траекторию [1,3]. Данное исследование может также помочь решить проблему выбора подходящей системы управления обучения тем, кто еще не определился [4].

Для анализа были взяты системы: LMS Reezonly, iSpring, Mirapolis LMS, WebTutor.

Сравнение проводилось по двум видам критериев - функциональные и нефункциональные.

Нефункциональные критерии: наличие коробочного решения, платформы, простота интерфейса, гибкость изменений, форматы учебного контента, управление пользователями, инструменты планирования и организации обучения (календарь) и другие инструменты, статистика и отчеты, система обмена информацией, система тестирования, индивидуальная траектория развития, конструктор курсов, учет очных курсов и тренингов, оценка компетенций, мотивирующий аспект (геймификация), стоимость и лицензионная политика.

Функциональные критерии: доступность информации, простота использования, гибкость настроек, управление учебным контентом, управление пользователями, общение между пользователями, статистика и отчеты.


Результаты сравнения по некоторым параметрам представлены в таблице 1.

 Таблица 1 – Сравнительный анализ LMS


Критерии оценки

LMS Reezonly

Ispring

Mirapolis LMS

Webtutor

Наличие коробочного решения

Да

-

Да.

Каждая система - индивидуальная разработка + система управления персоналом

Да.                        
 Модуль «Персонал и организационная структура» позволяет добавлять, хранить и просматривать
информацию о сотрудниках компании, их должностях и подразделениях

Платформы

Mobile + web

Web

-

Web, ios, Android

Простота интерфейса

Простой

Очень простой

-

Сложный

Гибкость изменений

Индивидуально под клиента

По индивидуальному запросу за отдельную плату

-

Индивидуально под клиента,
богатый встроенный функционал администратора

Форматы учебного контента

SCORM, AICC и Tin Can.

SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC и Tin Can

SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC и Tin Can

SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC и Tin Can

Управление пользователями

Администраторы могут добавлять пользователей вручную по email, с помощью импорта из CSV- или XLS-файла или через salesforce. Возможность удалять пользователей, гибко настраивать для них доступ и группировать учащихся по отделам и другим критериям. Назначать курсы можно как отдельным пользователям, так и целой группе учащихся

Удаление, редакция, объединение в группы

-

Группировка пользователей и гибкая настройка права доступа для них.
Хранение информации о структуре и сотрудниках компании.
Импорт данных о сотрудниках из таблиц Excel.
Автоматизированный импорт записей о сотрудниках из внешних источников (баз данных) в соответствии с утвержденной в ходе внедрения структурой импорта.
Обеспечение авторизации пользователей на Портале. Создание групп сотрудников

Статистика и отчеты

Статистика по курсам, тестам, опросам, разделам информации, достижениям и SCORM-курсам. Вся информация накопительная - есть возможность формировать рейтинги и понимать степень вовлеченности. Статистику можно обнулять или выгружать в виде отчетов в формате Excel

Дефолтные. Кастомные отсутствуют

120 шаблонных отчетов + извлечение любых данных из системы

Библиотека готовых отчетов по всем модулям системы, гибкая настройка пользовательских отчетов под задачи организации.
Отчеты по обучению, оценке, тестированию, компетенциям, опросам, достижениям, завкам, посещаемости, отчеты для руководителей, преподавателей, обучающихся, наставников и других ролей в системе

Система обмена информацией

-

Комментарии и обмен файлами внутри курса. Платформа для вебинаров

-

Форумы, блоги, чаты, опросы. Модуль «Виртуальный класс» - проведение вебинаров

Система тестирования

Встроенный редактор тестов, а также собственный инструмент для разработки интерактивных электронных курсов

Да

Встроенный конструктор вопросов и тестов

Встроенный редактор тестов с возмоожностью комплексного анализа, а также собственный инструмент для разработки интерактивных электронных курсов

Индивидуальная траектория развития

Да

-

-

Формирование индивидуальных планов развития сотрудников, составляемых как автоматически по результатам оценки, так и заполняемых пользователями системы через интерфейс Портала в ходе оценочных процедур.

Конструктор курсов

Да

-

-

Да

Учет очных курсов и тренингов

Да

-

-

Модуль

Учебный центр

Оценка компетенций

-

-

Да

Да

Мотивирующий аспект

(геймификация)

Рейтинги, очки, бейджи

Рейтинги, очки, бейджи, сертификаты

-

Программный модуль, позволяющий отследить определенные действия пользователей в системе и оценить их в соответствии с заложенными администратором параметрами в виде начисления пользователю бонусных баллов, достижений и уровней, которые впоследствии могут быть использованы для получения призов, сертификатов и т.д.

Стоимость и лицензионная политика

Индивидуальная стоимость проекта

Минимальная стоимость годовой подписки составляет 56 000 рублей (50 пользователей). Стоимость программы для создания интерактивных учебных курсов «Ispring Suite» — 24 970 рублей

Индивидуальная стоимость проекта

Стоимость зависит от количества используемых модулей и стоимости услуг по разработке и настройке системы под требования заказчика. Стоимость версии СДО на 1000 пользователей, 1 ГБ памяти — 115 000 рублей в год

Простота использования

Интерфейс относительно простой, что позволяет сотрудникам быстро разобраться. Редактирование блока осуществляется через панель инструментов, расположенную вверху экрана

Интерфейс относительно простой, что позволяет сотрудникам быстро разобраться, как пройти курс или тест, без специального обучения. Администратору системы также не потребуется дополнительно изучать техническую документацию, чтобы загрузить новые учебные материалы, добавить пользователей в систему или создать отчет

«Mirapolis» не предлагает «коробочное решение», каждая система является индивидуальной заказной разработкой. Требуется определить функционал и составить подробное ТЗ. После разработки вы получаете корпоративный учебный портал, полностью соответствующий вашим требованиям. Желательно, чтобы в компании был свой технический специалист, который будет отвечать за поддержку и администрирование портала

Стандартный интерфейс системы доступен администраторам, руководителям, пользователям по ролям,  при использовании и настройке системы потребуется изучить документацию или обратиться к специалистам.
Работает техподдержка и есть программы обучения для администраторов + развитый портал поддержки клиентов

Гибкость настроек

По запросу

Пользователи могут изменить дизайн аккаунта, включая цветовую схему и логотип. Однако самостоятельное добавление нового функционала в облачную систему дистанционного обучения невозможно. Это можно сделать только в частном порядке, заказав индивидуальное решение за отдельную плату

«Mirapolis» разрабатывается и настраивается под требования заказчика, что позволяет получить уникальный учебный портал. В дальнейшем вы сможете изменять и масштабировать свой портал самостоятельно или воспользоваться дополнительными услугами по заказной разработке

Внешний вид и структуру учебного портала можно гибко настроить под требования каждого клиента, используя большое количество модулей и компонентов. Платформу «webtutor» можно интегрировать с различными корпоративными информационными системами

Представленный обзор дает основание констатировать примерно одинаковое наполнение и достаточную гибкость всех современных платформ. При выборе LMS необходимо исходить из целей и задач, которые она должна выполнять, а руководствоваться в первую очередь бюджетными возможностями.

Для разработки системы управления обучения в рамках повышения квалификации сотрудников системы профессионального образования была выбрана LMS Reezonly. Данная система позволит сформировать и проанализировать рейтинги и степень вовлеченности обучающихся, что в дальнейшем позволит скорректировать индивидуальную траекторию обучения. Такой подход поможет оценить эффективность предоставляемых образовательных курсов и внести необходимые изменения для достижения наилучших результатов. Встроенная статистика достижений по курсам предоставить возможность мониторинга профессиональных компетенций, что поможет оценить прогресс обучения и определить области, требующие дополнительного изучения материала.

В целом, выбор LMS Reezonly позволит эффективно управлять образовательным процессом, адаптировав его под потребности обучающихся и повысив качество обучения.

 

Литература:

1.     Баженова С. А., Вознесенская Н. В., Гриншкун В. В. Разработка и внедрение эффективных практик цифровой дидактики в онлайн-обучение / Воронеж : ООО "Издательство "Научная книга", 2022. – 180 с. – ISBN 978-5-907328-14-3. – EDN OOLEXK.

2.     Лавренова Е. В. Практика использования сетевых открытых онлайн-курсов образовательными организациями высшего образования / Е. В. Лавренова, А. Ю. Теплякова // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2021. – № 2(56). – С. 8-16. – DOI 10.25688/2072-9014.2021.56.2.01. – EDN JALLGK.

3.     Лавренова Е.В., Теплякова А.Ю. Тренды и вызовы современного образования // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Восемнадцатой открытой Всеросс. конф. (Москва, онлайн, 14–15 мая 2020 г.) / Отв. ред. Альминдеров А.В., 2020. –510 с.: ил. - С. 139-141.

4.     Носкова, Т. Н. Цифровая образовательная среда: новые аспекты развития обучающихся / Т. Н. Носкова // Проблемы развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования: Сборник научных трудов / Составители: В.Г. Мартынов, В.М. Жураковский. – Москва: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2022. – С. 122-146. – EDN RVDQOF.

вопросы и комментарии: