Носкова Т.Н.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г.Санкт-Петербург


Подготовка студентов педагогического вуза к использованию искусственного интеллекта в образовании


Анализируются требования к профессиональной подготовке будущих учителей к внедрению технологий искусственного интеллекта в современные образовательные практики. На различных факультетах педагогических вузов следует актуализировать свои классы задач, в то же время можно выделить общие задачи подготовки специалистов образования к использованию технологий ИИ в профессиональной деятельности.


Noskova T.N.

HSPU

St. Petersburg, Russia


Training of students of a pedagogical university to the use of artificial intelligence in education


The requirements for professional training of future teachers for the introduction of artificial intelligence technologies into modern educational practices are analyzed. Various faculties of pedagogical universities should update their classes of tasks, at the same time, it is possible to highlight the general tasks of preparing education specialists for the use of AI technologies in professional activities.


Сегодня технологии искусственного интеллекта (ИИ) рассматриваются в качестве сквозных технологий цифровой экономики [1]. Это обусловливает необходимость профессионального обучения специалистов разного профиля технологиям искусственного интеллекта. В настоящее время в российских вузах функционирует 85 программ магистратуры и 21 программа бакалавриата по искусственному интеллекту. Более 2 тысяч преподавателей и более 15 тысяч учителей повысили свою квалификацию, а порядка 30 тысяч школьников прошли обучение и получили навыки взаимодействия с ИИ (https://lenta.ru/articles/2023/06/14/airecr/). Технические, гуманитарные, медицинские вузы решают свои задачи подготовки специалистов к созданию и внедрению технологии искусственного интеллекта в промышленную и социальную сферы деятельности. Особая роль принадлежит педагогическим вузам, которые отвечают за обучение будущих учителей, которым предстоит внедрять ИИ в образование.

Возникает вопрос, все ли факультеты педагогического вуза должны, обучать студентов использованию технологий искусственного интеллекта? В чем состоят общие подходы и специфика профессиональной подготовки на разных факультетах вузов?

Естественно-научные факультеты. Очевидно, что студенты по программам информационных систем и технологий глубоко изучают основы проектирования прикладных программно-аппаратных средств интеллектуальных технологий. В области прикладной информатики и математики, студенты изучают вопросы аналитики и обработки больших данных с использованием средств искусственного интеллекта. Общими этих направлений подготовки являются вопросы информационной безопасности в условиях внедрения систем искусственного интеллекта.

Будущие учителя информатики изучают основы интеллектуальных технологий, с тем чтобы обучать школьников искусственному интеллекту и анализу данных. Будущие учителя технологии изучают вопросы интеллектуальной робототехники и Интернета вещей. На факультетах физики, химии, географии, биологии студенты должны научиться использовать технологии искусственного интеллекта в перспективных исследованиях, например, в обработке экспериментальных данных, в использовании геоинформационных систем, создании нанотехнологий и пр.

Гуманитарные факультеты. Современные лингвисты осваивают не только применение искусственного интеллекта в формировании иноязычных компетенций (например, с помощью чат-ботов, больших языковых моделей), но также участвуют в разработке систем автоматизированного перевода. Отдельным направлением специализации может стать подготовка промпт-инженеров - специалистов, занимающихся созданием и настройкой алгоритмов, обеспечивающих работу систем машинного перевода, а также тестированием и оптимизацией этих систем с использованием ИИ. На юридических факультетах актуально изучение вопросов, связанных с вопросами правового регулирования использования систем искусственного интеллекта, а также защитой данных и личной жизни пользователей. На художественно-творческих факультетах (изобразительное искусство, музыка) студенты осваивают новые инструменты профессиональной деятельности с помощью компьютерного дизайна, музыкально-компьютерных технологий, в том числе с включением генеративного искусственного интеллекта.

На психолого-педагогических факультетах есть свой круг актуальных проблем использования технологий искусственного интеллекта. Психология и когнитивные науки изучают человеческое поведение и познавательные процессы, что помогает разработчикам систем искусственного интеллекта создавать более эффективные и удобные для использования приложения. Необходимо решать задачи использования искусственного интеллекта для улучшения коммуникации между людьми, например, для улучшения межкультурного понимания. Учитывать риски использования ИИ для манипулирования эмоциями людей, например, в целях политической пропаганды. Актуально изучение вопросов использования искусственного интеллекта на цифровых образовательных платформах с ИИ. Это включает разработку и освоение новых технологи образовательной деятельности с включением систем ИИ для персонализации обучения, разработки новых моделей, методов, практик образовательной деятельности [2].

Наряду с частными вопросами использования систем ИИ, решаемыми на разных направлениях подготовки будущих учителей, можно выделить и общие вопросы, которые должны изучаться всеми специалистами образования. Эти вопросы условно можно разделить на две группы: одна связана с использованием технологий искусственного интеллекта учителем, другая - с использованием ИИ обучающимися.

Использование технологий искусственного интеллекта в решении задач «на стороне учителя» актуально для создания учебных материалов (ChatGPT), автоматизированного контроля знаний (платформа Stepik), использования информационных помощников (AutoTutor). Известны примеры использования ИИ для персонализации обучения [3], в изучении иностранного языка (Duolingo), образовательные платформы с ИИ (AIEd). Для формирования необходимых умений и навыков педагоги могут использовать онлайн-курсы (Coursera, Udasity); работать с мультимедийными интерактивными образовательными курсами (TeachPro) и т.п.

Использование технологий искусственного интеллекта «на стороне ученика» связана с подготовкой школьников к ответственному и безопасному использованию ИИ в решении учебных и социальных задач, в проведении исследований, технического, художественного творчества [4]. К основным типам продуктов и систем ИИ, которые могут быть включены в образовательные процессы, выделяют: «умные помощники» (Siri от Apple, Echo от Amazon); самообучающиеся ИИ-системы высокоинтеллектуального профиля (Wolfram Alpha от Wolfram Research); игровые самообучающиеся ИИ-системы (GoogleAIphaGo). Особо следует выделить технологии, основанные на генеративном искусственного интеллекте (ChatGPT, Kandinsky и др.). Несомненно, включая ИИ в образовательные взаимодействия необходимо учитывать возможные риски, негативные последствия для развивающегося человека. Поэтому обучающиеся должны понимать основы работы ИИ, используемые данные и их влияние на достигаемые результаты.

В целом, внедрение технологий искусственного интеллекта в образование открывает принципиально новые возможности как для обучающих, так и для обучающихся, формируя новый запрос на компетенции участников образовательного взаимодействия. Следовательно, в подготовке студентов всех факультетов педагогического вуза к использованию технологий искусственного интеллекта необходимо формировать новые аспекты профессиональных компетенций.

 

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 10.01.2024).

2. Даггэн, С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения / С. Даггэн // Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО, 2020. – [Электронный ресурс]. – URL: https://iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf (дата обращения: 11.01.2024).

3. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (дата обращения: 11.01.2024).

4. Кодекс этики в сфере использования ИИ https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 11.01.2024).

вопросы и комментарии: