Некрасов П.Б.
РГПУ им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
Дополнительное
образование детей-сирот в цифровой среде
В
статье рассмотрен и обобщён опыт дополнительного образования воспитанников
центра содействия семейному воспитанию (детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей) в цифровой среде. Цифровая среда может служить для
получения дополнительного образования детьми-сиротами в условиях современной
цифровой трансформации общества.
Nekrasov P.B.
HSPU
St. Petersburg, Russia
Additional education for orphans in the digital
environment
The article examines and summarizes the experience of
additional education for orphanages (orphans) in the digital environment. The
digital environment can serve for orphans to receive additional education in
the context of the modern digital transformation of society.
В настоящее время стремительно развиваются
цифровые технологии, которые используются в повседневной жизни не только
взрослых, но и детей. Непрерывное образование и дистанционное обучение являются
неотъемлемой частью жизни современного человека, как взрослого, так и ребенка.
В большинстве общеобразовательных учреждений школьники проходят дополнительные общеразвивающие
программы, а также имеют возможность посещать занятия в подростково-молодежных
центрах. Дома молодежи и подростково-молодёжные центры действуют по территории
всей России и предоставляют безвозмездные услуги по дополнительному образованию
детей и молодежи в возрасте от 14 до 35 лет [4]. Несмотря на то, что институт
дополнительного образования охватывает учащихся школ и других учебных
заведений, в силу системности охват детей-сирот ограничен. Связано это тем
фактом, что дополнительное образование дети-сироты, как правило, получают в центрах
содействия семейному воспитанию и ресурсных центрах, в которых проживают и
воспитываются. Обусловлено это тем, что данные учреждения являются
организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В связи, с чем
могут самостоятельно разрабатывает дополнительные образовательные программы,
определяя их содержание, форму реализации. Для организаций для детей-сирот
реализация дополнительных общеразвивающих программ является одним из основных
видов деятельности [5]. Воспитанники школьную программу осваивают в средних образовательных
учебных учреждениях, а дополнительную – в центрах содействия семейному
воспитанию и ресурсных центрах (детских домах). В подобных условиях у
детей-сирот социальные контакты ограничиваются. У детей-сирот нет расширения
социальных связей, ограниченность которых ведет к последующей социальной дезадаптации.
После выпуска из организации для детей-сирот, в связи с наступлением
совершеннолетия и окончанием учебного заведения у выпускников-сирот наступает
затрудненный процесс адаптации в социуме [1, C.13].
Несмотря на ограниченность получения
дополнительного образования детьми-сиротами, в настоящее время, воспитанники
могут получать его в случаях, если определенные студии дополнительного
образования отсутствуют в центрах содействия семейного воспитания или ресурсных
центрах: например, воспитанник занимается игрой на фортепиано или барабанах, а
в сиротском учреждении нет возможности осваивать обучение игре на музыкальных
инструментах. В таких случаях воспитанники могут получать дополнительное
образование в детских школах искусств или домах творчества юных. Данное
образование воспитанник получает на основании договора о межведомственном
взаимодействии между сиротским учреждением и учреждением дополнительного
образования. Другим способом получения дополнительного
образования воспитанниками организаций для детей-сирот является дистанционное
взаимодействие и прохождение курсов и тренингов. Как правило, у большинства
воспитанников есть мобильные телефоны, а в организациях есть компьютерные
классы с доступом в Интернет, благодаря чему воспитанники имеют возможность
получать дистанционное образование с использованием современных сетевых
технологий. Нельзя говорить об оснащении компьютерными классами абсолютно всех
организаций для детей-сирот на территории Российской Федерации, но в крупных
городах России сиротские учреждения оснащены всем необходимым для доступа
воспитанников в сеть Интернет [2]. Использование цифровых технологий и
возможность доступа к ним воспитанников создает возможности взаимодействия, в
том числе создания условий дополнительного образования детей-сирот в
современном цифровом пространстве. Так как в 2020-2021 году из-за пандемии
новой короновирусной инфекции доступ в детские и социальные учреждения был
закрыт, то единственными возможностями взаимодействия с воспитанниками оставалось
только цифровое пространство [3]. На базе СПБ ГБУ «Центр содействия
семейному воспитанию № 15» совместными усилиями выпускников центра и волонтеров
был разработан и внедрен проект по дополнительному образованию воспитанников в
условиях пандемии. Проект был реализован в формате видео-встреч. Каждая
видео-встреча состояла их трех частей: образовательной,
просветительско-обучающей и финальной. Финальная часть встречи оканчивалась
песней. В образовательной части добровольцы затрагивали такие темы как история
государства, государственные праздники, вопросы, связанные с профессиональным
самоопределением – рассказывали о своих профессиях и о полученном образовании. Во
второй части видео-встреч выпускники центра содействия семейному воспитанию
затрагивали такие темы как получение и сохранение жилого помещения, полученного
от государства по льготе, необходимость оплаты коммунальных платежей,
устройство на работу. В том числе выпускники затрагивали темы личных поражений
и побед во взрослой жизни, так как было важно не только дать воспитанникам
дополнительные знания и навыки, но и подготовить к будущей жизни, которая будет
проходить вне стен сиротского учреждения. После выпусков воспитанники давали
обратную связь посредством заполнения электронных форм, в некоторых случаях,
например, на праздники, записывали видео, которое потом старший воспитатель пересылал
организаторам проекта. В процессе реализации проекта выпуски подстраивалась
таким образом, чтобы дать во второй части ответы на вопросы воспитанников. Частые
вопросы были связаны с трудовой деятельностью, налоговым законодательством, вопросами
выбора профессии и другими. Выпускники давали ответы воспитанникам на все
поступающие от них вопросы. Дистанционное взаимодействие с воспитанниками
показало положительную динамику получения дополнительного образования в
цифровой среде с учетом тяжелой эпидемиологической ситуации в городе. Дистанционное
взаимодействие позволяет воспитанникам общаться с учителями и другими специалистами,
обсуждать учебные вопросы и получать обратную связь. Это создает условия для
личностного и интеллектуального развития воспитанников, а также способствует
поддержке их эмоционального благополучия. Специалисты учреждения: заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, методист, старший воспитатель
считают, что дистанционное взаимодействие принесло положительный эффект. Так по
наблюдению воспитателей, такое способ общения помог снизить психологическую
нагрузку на воспитанников. Сами воспитанники в ходе анонимного опроса оставили
свое мнение, что им было интересно общаться с выпускниками центра, так как они
теперь имеют определенные знания о взрослой жизни и имеют возможность взглянуть
на взрослую жизнь глазами выпускника Центра. Цифровую образовательную среду можно
использовать для дополнительного образования детей-сирот, но в условиях мирного
времени, стабильной эпидемиологической обстановки целесообразно использовать
смешанное дополнительное образование детей-сирот. Например, лекции проводить в
формате видео-встреч или прямых эфиров, а практическую часть проводить в очном
режиме. Так как очное взаимодействие является необходимой частью расширения
социальных контактов воспитанников, которое также является одним из
инструментов социализации детей-сирот. Несмотря
на положительный социальный эффект от дистанционного взаимодействия дети-сироты
нуждаются в очном взаимодействии, в том числе для выработки коммуникативных
навыков. Дети-сироты знания могут
получать в цифровой образовательной среде, а отрабатывать полученные знания необходимо
в повседневной жизни, в том числе для снятия коммуникационных и иных барьеров,
с которыми они сталкиваются во взрослой жизни. Литература: 1. Адаптация
к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей [Социальное обслуживание семей и
детей: научно-методический сборник]. // под ред. Ю.Ю. Ивашкиной, О.В.
Костейчука. – СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья»,
2015. – вып. 4 c-288. 2. Компьютерные
классы в детские дома [электронный ресурс].-
http://veche-info.ru/projects/completed/214 (дата обращения 12.01.2024). 3. Лебедева
М.С. Динамика социокультурных изменений в мире в условиях пандемии короновируса
[электронный ресурс].-
https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-sotsiokulturnyh-izmeneniy-v-mire-v-usloviyah-pandemii-koronovirusa/viewer
(дата обращения 12.01.2024). 4. Меньшенина
Л.Л., Самсонова Н.В. Дополнительное образование студентов в условиях
законодательства в области образования, молодежной политики и культуры
[электронный ресурс] .-
https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-studentov-v-usloviyah-novogo-zakonodatelstva-v-oblasti-obrazovaniya-molodezhnoy-politiki-i-kultury/viewer
(дата обращения 12.01.2024).
5. Методические
рекомендации по организации работы по дополнительным общеразвивающим программам
для воспитанников организаций для детей-сирот разных категорий [электронный
ресурс]. - https://frcopeca.ru/wp-content/uploads/2019/05/Metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-raboty-po-dopolnitelnym-obshherazvivayushhim-programmam.pdf
(дата обращения 12.01.2024).