Матросова Н.В.

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

г. Йошкар-Ола


Цифровые образовательные проекты в области марийского языка и литературы


Статья посвящена рассмотрению цифровых образовательных проектов по марийскому языку и литературе. Выявлены и описаны их основные характеристики и особенности, роль в процессе обучения. Проектная деятельность указывается как один из важнейших факторов сохранения языков малых народов, отображено влияние цифровизации на ее реализацию. В работе приводятся примеры тематик цифровых образовательных проектов по марийскому языку и литературе согласно выбранной классификации.


Matrosova N.V.

Mari State University

Yoshka-Ola, Russia


Digital educational projects in the field of Mari language and literature


The article is devoted to the consideration of digital educational projects on the Mari language and literature. Their main characteristics and features, their role in the learning process are identified and described. Project activities are indicated as one of the most important factors in preserving the languages of small peoples, and the influence of digitalization on its implementation is shown. The paper provides examples of topics for digital educational projects in the Mari language and literature according to the chosen classification.


В современных условиях большое внимание уделяется использованию возможностей проектной деятельности в образовательном процессе как в школе, так и в вузе. Проектная деятельность показывает высокую эффективность в формировании у обучающихся таких качеств как развитие умений работать с информацией и аналитическое мышление, развитие лидерских качеств, навыков командной работы и саморазвития.

Активно происходящие в настоящее время процессы цифровой трансформации преобразуют в цифровые как среду управления проектами, так и объект управления проектной деятельностью [4]. Под цифровыми проектами понимаются проекты, ориентированные как на применение разнообразных сквозных цифровых технологий для достижения более широких целей и адаптации к цифровым трендам рынка, так и на создание, внедрение или оптимизацию цифровых продуктов и решений [5].

Сегодня система образования также переживает период активной цифровой трансформации. Так, Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» нацелен на формирование и развитие ключевых компетенций цифровой экономики выпускников вузов, разработку образовательных программ и отдельных модулей в целях развития цифровой экономики, создание новых форматов обучения, развитие перспективных образовательных технологий современной цифровой экономики [2]. В связи с этим в настоящее время особое внимание стоит уделить рассмотрению цифровых образовательных проектов.

Также актуальным является вопрос сохранения и популяризации этнокультурного наследия, а также обновления содержания образования в данной сфере. В этих условиях проектная деятельность является эффективным механизмом повышения мотивации к изучению языка, литературы и культуры своего народа, формирования национального и общегражданского самосознания, развитию навыков межнационального общения, а также стремления этнокультурного саморазвития. Разработка же цифровых образовательных проектов как педагогами, так и обучающимися способствует формированию навыков работы с информацией в цифровой среде, анализа и синтеза информации, взаимодействия в рамках проектной команды с использованием современного цифрового инструментария, а также формированию умений и навыков межнационального общения в цифровом пространстве и навыков цифровой этики [3].

Марийский язык принадлежит к финно-угорской языковой группе. Выделяют горномарийский и луговомарийский литературные языки. К тому же, существуют восточные и северо-западный диалекты марийского языка. Изучение марийского языка в школе и в вузе возможно как родного и как второго государственного языка Республики Марий Эл. В связи с происходящей цифровой трансформацией системы образования большое внимание в части преподавания марийского языка и литературы уделяется использованию современных образовательных технологий, в том числе, цифровых, с целью как повышения качества образовательного процесса, так мотивации к изучению и сохранению языка и культуры народа мари.

Выделим основные характеристики цифровых образовательных проектов по марийскому языку и литературе:

- целевая направленность: решение поставленных учебных, учебно-исследовательских и культурно-познавательных задач по марийскому языку с использованием современного цифрового инструментария, повышение мотивации к изучению и сохранению марийского языка в цифровом пространстве;

- технологическая основа: расширение использования сквозных цифровых технологий, направленность проектов на использование технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и больших данных в реализации проекта;

- комплексность и связность: разработка и использование цифровых проектов способствуют изменению подходов к целям, задачам, результатам обучения по марийскому языку, а также к методам его популяризации и сохранения;

- цифровая компетентность: наличие сформированных цифровых компетенций педагога, руководителя и проектной команды, в том числе по ведению совместной деятельности в цифровом пространстве.

При организации проектной деятельности одной из важнейших составляющих является оптимальное определение типа проекта, что позволит грамотно поставить цели и задачи, определять сроки выполнения, оптимально привлекать ресурсы, а также выбирать инструменты, в том числе и цифровые, для эффективной реализации проекта.

С целью определения классификации проектов воспользуемся классификацией Е.С. Полат по доминирующему виду деятельности [1]:

- ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты: проекты направлены на реализацию учащимися сбора информации о каком-либо объекте или явлении, ее структуризацию и анализ и обобщение полученных данных, фактов и закономерностей; результатом такого проекта может выступать статья, реферат, доклад, видео, презентация, публикация в сети и др.

- творческие проекты: проекты подразумевают творческий подход к работе, а также соответствующее оформление результатов проекта, которые должны иметь четко проработанную структуру представления, например, газета, план, сочинение, статья, видеофильм, репортаж, спортивная игра, драматизация, дизайн и рубрики газет и журналов, альбом и др.;

- практико-ориентированные (прикладные): проекты ориентированы на реализацию тех или иных социальных интересов определенных групп.

Приведем примеры образовательных цифровых проектов по марийскому языку и литературе, которые в настоящее время реализуются в Марийском государственном университете, в соответствии с данной классификацией.

Тематики информационных проектов:

- Интерактивная карта распространения диалектов марийского языка на территории России.

- Интерактивная карта расселения уральских народов на территории России в настоящее время.

- Интеллектуальная карта «Дерево уральских языков».

- Интеллектуальная карта «Сложные предложения в марийском языке».

- Интеллектуальная карта «Падежи в марийском языке».

Основной целью информационных проектов является сбор, анализ, структуризация и представление информации из различных разделов марийского языка и литературы и представление полученных результатов в цифровой форме. Особую актуальность данные проекты имеют при необходимости структуризации и визуализации сложной информации из области языкознания, отображения исторических фактов в уральских языках и литературе. Кроме того, они помогают усвоению комплексных взаимосвязей и понятий в марийском языкознании и уральских языках в целом.

Тематики творческих проектов:

- Буктрейлер «Эпос Югорно».

- Компьютерная игра с элементами дополненной реальности «Среброзубая Пампалче».

- Цифровой альбом фотографий косплея марийских и финно-угорских фольклорных и литературных героев.

- Интерактивный путеводитель с дубляжем на марийский язык «Загадки Моркинского края».

- Виртуальный геокешинг «По следам древних финно-угров».

 Цифровой альбом «Марийские национальные герои» (с использованием технологий искусственного интеллекта).

Отличительной особенностью творческих проектов является их нацеленность на повышение мотивации к изучению, сохранению и развитию марийского языка в молодежной среде, в том числе и в цифровом пространстве. Проекты направлены на раскрытие творческого потенциала обучающихся за счет погружения в область марийского языка, литературы и культуры с учетом особенностей современного поколения «цифровой молодежи».

Тематики прикладных проектов:

- Серия цифровых квестов для детей «Марийские писатели: жизнь и творчество».

- Серия цифровых квестов для школьников «Из какого произведения строки…».

- Цифровой обучающий модуль «Решение олимпиадных заданий по марийскому языку».

- Система дидактических игр по марийской литературе.

- Цифровой образовательный ресурс «История марийской письменности».

Назначением прикладных проектов является совершенствование методик и технологий преподавания марийского языка и литературы, разработка новых подходов к их сохранению, представлению и развитию в цифровом пространстве, а также привлечение обучающихся к этой деятельности.

Таким образом, можно заключить, что цифровые образовательные проекты являются эффективным инструментов формирования и закрепления знаний, умений и навыков в части освоения марийского языка и литературы, проектной деятельности и цифровых технологий. Результаты разработки и реализации цифровых образовательных проектов по марийскому языку и литературе студентами показали, что они способствуют:

- повышению мотивации к изучению марийского языка и литературы;

- расширению представления марийского языка в цифровом пространстве;

- развитию новых методов и подходов преподавания родных языков в условиях цифровизации;

- сохранению марийского языка и литературы в среде современной «цифровой молодежи».

 

Литература:

1) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 2009. ‑ 224 с.

2) Паспорт Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328933/ (дата обращения 17.01.2024)

3) Токтарова, В.И. Проектная компетентность учителя марийского языка и литературы в условиях цифровизации образования: структурно-содержательный анализ / В.И. Токтарова, Н.В. Матросова // Сибирский педагогический журнал. – 2023. ‑ №5. ‑ DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2305.11

4) Токтарова, В.И. Оценка эффективности проектной деятельности студентов на основе цифрового следа / В.И. Токтарова В.И., Д.А. Семенова, Р.Н. Зарипов // Вестник Марийского государственного университета. ‑ 2021. ‑ Т.15. ‑ № 4(44). ‑ С.420–429. ‑ DOI: 10.30914/2072-6783-2021-15-4-420-453

5) Яковлев, А.В. Цифровые проекты в организациях России // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2022) /А.В. Яковлев // cб. материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. ‑ 2022. ‑ Ч.2. ‑ С. 209–212.

вопросы и комментарии: