Кузнецова Н.А.
г. Санкт-Петербург,
СПбГУПТД
Нейросети как инструмент мультимодального обучения
студентов вуза
В статье доказывается необходимость использования мультимодального
подхода к обучению студентов в вузе. Исследуются авторские методические кейсы использования
нейросетей на практических занятиях при подготовке студентов бакалавриата по
специальности «Реклама и связи с общественностью». Описывается анализ
эффективности, дается оценка результатов.
Kuznetsova N.A.
SPbGUPTD
Saint Petersburg, Russia
Neural networks as
a tool for multimodal teaching of university students
The article proves
the need to use a multimodal approach to teaching students at a university.
Methodological cases of the use of neural networks in practical classes in the
preparation of undergraduate students in the specialty “Advertising and Public
Relations” are explored. Describes
the analysis of effectiveness and evaluates the results.
В исследовании мировых трендов образования в
российском контексте на 2024 год «мультимодальная педагогика» занимает первое
место [1]. Исследование не претендует на фундаментальность.
Однако выводы, сделанные экспертами, представляются вполне логичными для определения
образовательных горизонтов, в том числе в системе подготовки студентов вуза. Мультимодальность
в педагогике далеко не новый подход. Его принципы давно используются преподавателями
средней и высшей школы. Примечательно, что несмотря на все трансформационные
процессы в нашем быстро меняющемся мире, этот тренд вошел в тройку фаворитов
года.
Многомерность понятия «мультимодальность» отмечалась
многими исследователями [2]. Применительно к педагогике этот термин как нельзя лучше отражает сущность процессов,
происходящих в сфере образования в цифровую эпоху. Множественность способов
передачи информации, которые оказывают целостное объемное воздействие на
несколько каналов восприятия одновременно, способствует усилению эффекта понимания
и запоминания учебного материала.
Отличительное свойство многих цифровых инструментов, в
том числе и нейросетей - комплексно активировать когнитивные процессы обучающихся.
При грамотном и обоснованном использовании нейросетей в процессе освоения новых
знаний у преподавателя появляется дополнительный инструмент, позволяющий мотивировать
студентов, влиять на их познавательную активность, раскрывать творческие способности.
Рассмотрим несколько авторских кейсов в которых
реализован мультимодальный подход, а нейросети выступили в качестве
мотивационного и практико-ориентированного инструмента, встроенного в общую
методическую систему учебного материала.
В рамках изучения курса «История литературы и искусства»
студенты СПбГУПТД, обучающиеся по специальности «реклама и связи с общественностью
в отрасли (дизайне и моде)», посещают экспозицию Русского музея в
Санкт-Петербурге. Для рефлексии впечатлений от экскурсии студенты получают
задание: разработать с помощью нейросети и защитить проект по созданию
коллекции одежды, обуви или аксессуаров. Коллекция должна быть выполнена в
стилистике одного из русских художников первой половины 20 века. Задание реализует
мультимодальный подход: сходить в музей и рассмотреть картины, выбрать
художника, чье творчество производит наиболее сильное впечатление, изучить
биографию и творческий метод живописца, и только после этого с помощью
генеративной нейросети создать свою коллекцию, в которой бы узнавалась художественная
манера живописца. Включенное наблюдение за выполнением последней части задания,
позволяет нам сформулировать основные трудности, с которыми столкнулись студенты.
1.В абсолютном большинстве случаев нейросеть, которую использовали
студенты, «не знала» творчества выбранного художника. Ее предварительно
следовало «обучить»: показать картины, рассказать базовую информацию. А это, в
свою очередь, потребовало проведения исследования для сбора и анализа материала
от самого студента.
2.Даже после знакомства с творчеством художника и
несколькими его картинами, было довольно сложно добиться от рисунков нейросети
изображений одежды, которая бы соответствовала цветовой гамме, творческой
манере, узнаваемым индивидуальным чертам художника. Сделать так, чтобы при
защите проекта можно было с уверенностью сказать – да, это коллекция по мотивам
творчества Васнецова, Кустодиева, Куинджи, Марка Шагала – оказалось возможным
только после написания нескольких вариантов промтов (четких инструкций, по
которым нейросеть создавала изображения).
Таким образом, в ходе выполнения задания студенты смогли
глубоко погрузится в изучение творчества художника, вычленить и сформулировать в
чем заключается его индивидуальная манера живописи и объяснить это нейросети. От
уровня их объяснений и понимания конечного результата напрямую зависело
итоговое изображение нейросети. Привлечение нейросети в качестве инструмента для
реализации проекта позволило студентам выработать отчасти новую для себя объясняющую,
«преподавательскую модель» поведения. Мультимодальный подход и использование
нейросетей в качестве инструмента для выполнения учебного проекта способствовал
развитию поисковой активности студентов, наглядно продемонстрировал область
практического применения получаемых знаний.
Еще один кейс связан с заданиями, которые студенты
выполняли с помощью нейросетей в ходе изучения курса «Теория и практика связей
с общественностью». Учебной программой предусмотрена самостоятельная разработка
студентами PR-акции. В качестве объекта были
выбраны успешно работающие современные российские бизнес-компании. В ходе разработки
PR- акции студенты изучали и моделировали портрет
целевой аудитории компании, учились описывать кто именно может быть
заинтересован в продуктах или услугах конкретного бизнеса на основе психографических
характеристик. Для того, чтобы составленное описание имело реалистичный
характер, студентам было предложено использовать его в качестве промта.
Нейросеть получила задание создать изображения людей по написанным характеристикам.
Такая задача, кроме мотивационного эффекта, помогла обратить внимание обучающихся
на проработку дополнительных деталей. Визуализация текста с помощью нейросети в
учебных целях способствовала более глубокому освоению материала, усилила эффект
понимания и запоминания профессиональных терминов.
Одна из студенческих команд при разработке PR-акции для «Яндекса» по своей инициативе использовала
нейросеть для генерации виртуального персонажа. Создание вымышленного героя в
качестве образа бренда довольно распространенный прием в рекламе и PR. Такой персонаж должен обладать определенными характеристиками,
отражать специфику бренда, вызывать положительные эмоции у целевой аудитории [3].
С помощью нейросети студенты придумали и воплотили в изображении
визуальный образ чат-бота для обратной связи с клиентами компании - Белого Бегемота
в корпоративной одежде. Креативная концепция позволила выразить основную идею
акции: редкий, почти не встречающийся в природе вид (бегемот альбинос), неуклюжее
животное, которое настроено доброжелательно. Виртуальный персонаж в полной мере
отразил реальный процесс обработки клиентской обратной связи компанией «Яндекс».
Приведем пример промта, который составили студенты и изображения сгенерированного
нейросетью (рис. 1). Промт: «PR-акция для
Яндекс. Белый мультяшный бегемот стоит с телефоном и отвечает на сообщения. Красный
фон. Наверху слоган: «Обратной связи нет? Скажи Яндекс-боту бегемоту «ПРИВЕТ!».
Вокруг бегемота картинки с отзывами».
Созданный образ помог студентам разработать оригинальную коммуникационную стратегию PR-акции, которая получила самую высокую оценку от экспертов, придал студенческому проекту яркость и выразительность.
Рис. 1 – Образ чат-бота для PR-акции создан в нейросети ChatINFO
Рассмотренные методические кейсы демонстрируют широкий
спектр возможностей для включения нейросетей в качестве эффективных инструментов
при реализации мультимодального подхода в обучении студентов.
Литература:
1. Мировые тренды образования
в российском контексте - 2024 [Электронный ресурс]. – URL:
https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2024 (Дата обращения 29.01.2024)
2. Загидуллина М.В. Мультимодальность: к вопросу о
терминологической определенности / М. В. Загидуллина // Знак: проблемное поле
медиаобразования. - 2019. -№ 1 (31). - С. 181-188.
3. Манохова А. А.
Герои рекламы как визуальный образ бренда // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». – 2016 [Электронный ресурс]. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/56760.htm (Дата обращения 29.01.2024)