Котова Е.В.
СПбГИПСР
Ермин Д.А.
СПбГИПСР
СПбГУПТД
г. Санкт-Петербург
Компьютерные
игры для логокоррекционной работы: анализ и разработка
В статье анализируется качество и применяемость русскоязычных
логопедических компьютерных игр для детей, а также рассматривается опыт
создания нового приложения для развития фонетико-фонематического слуха на
графическом материале популярной компьютерной игры «Minecraft».
Kotova E.V.¹,
Ermin D.A.¹ ²
¹SPSIPSW
²SPGUPTD
St. Petersburg
Computer games for logocorrection
work: analysis and development
The article analyzes the quality and applicability of
Russian-language speech therapy computer games for children, and also examines
the experience of creating a new application for the development of phonetic
and phonemic hearing based on the graphic material of the popular computer game
«Minecraft».
На
сегодняшний день реализацию компьютерных обучающих методик можно назвать одной
из главных задач развития образования. [5] Множественные исследования в области
компьютерных игр Лашиной Т.С., Архангельского С.И., Ломова Б.Ф., Филатова О.К.
и других доказывают эффективность использования компьютерных технологий в
образовании. Как следствие использования компьютерных игр в образовательных
целях, исследователи отмечают положительную динамику развития когнитивных
способностей ребёнка, повышение заинтересованности детей в процессе обучения, а
также ускорение усвоения материалов. [4]
Одной
из областей, в которых применение компьютерных технологий представляется
наиболее реальным и продуктивным является логопедия. Наглядность является
основным методологическим принципом в работе по коррекции речи, а
информационные технологии обладают большим инструментарием наглядного
интерактивного взаимодействия. [6] На занятиях с использованием ИКТ работа
детей активизируется, они становятся более открытыми. Наглядный материал на
экране вызывает у них больший интерес, чем иллюстрации в книгах. Внимание детей
практически всегда привлекают анимированные персонажи, интерактивные задания.
[1]
Перспектива
широкого внедрения приложений в работу по коррекции речи обуславливается
возможностью предоставления домашних заданий детям в качестве компьютерной
игры, что способно повысить мотивацию к обучению и помочь осуществить коррекцию
в кротчайшие сроки. Нами было проанализировано несколько компьютерных
приложений, направленных на развитие различных компонентов речи. Мы постарались
провести детальный анализ наиболее популярных логопедических игр.
Игра
«Развитие речи. Учимся говорить правильно» направлена на формирование
фонематического слуха, навыков звукового и словесного анализа, а также на
развитие связной речи. Приложение «Баба-Яга учится читать» направлено на
изучение азбуки, подготовку к письму и чтению, обучение навыкам
фонематического, слогового и словесного анализа. Программа «Видимая речь»
предназначена для развития просодических компонентов речи. Приложения «Игры для
тигры» и «Логомер-2» являются комплексными, и включают в себя почти все
направления коррекции звукопроизношения: дыхание, артикуляция, фонематическое
восприятие, автоматизация, дифференциация и так далее. Все вышеперечисленные
игры включают в себя общепринятые методы коррекции речи, которые были накоплены
в ходе практического опыта логопедической работы нескольких поколений
специалистов. Такие приёмы давно продемонстрировали свою эффективность и широко
применяются в логопедической практике.
Однако дизайн интерфейса существующих
коррекционных логопедических игр можно назвать морально устаревшим. Он не
отвечает современным графическим возможностям цифровых устройств и дизайнерским
тенденциям в мире геймдева. Способы интерактивного взаимодействия в таких играх
можно назвать устаревшими. Они сводятся к выполнению ребёнком одного-двух
действий – чаще всего это кликание левой кнопкой мыши и перетаскивание. В то
время как дизайн и геймплей современных игр ушёл далеко вперёд и постоянно
развивается. [3] Таким образом на сегодняшний день существует необходимость в
создании новой коррекционно-развивающей компьютерной игры, которая бы включала
в себя все накопленные через традиционную практику логопедические методики при
учете современных игровых тенденций.
Наша
команда решила создать компьютерное приложение, отвечающее всем
вышеперечисленным требованиям, по мотивам популярной компьютерной игры «Minecraft».
Созданное нами приложение имеет графику, выполненную в стиле указанной игры,
также в нем частично встречаются ее персонажи. В качестве первого направления
для разработки такого приложения, команда разработчиков выбрала тему развития
фонематических представлений. За теоретическую основу были взяты материалы по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития авторов Филичевой Т.Б. и
Чиркиной Г.В. Согласно данной методике, работа по развитию фонематических
представлений подразумевает под собой некоторую этапность, которую мы взяли за
структурную основу нашей игры. [7]
В созданном нами приложении представлено три мини-игры (дизайн сцен и элементов интерфейса игр показан на рисунках 1–8), направленные на дифференциацию неречевых звуков. Данный этап предваряет работу над различением фонем, и необходим для того, чтобы привлечь внимание ребёнка к звукам, развить слуховое восприятие и память. [2] Приложение содержит задания на различение звуков животных, птиц, а также звуков природы.
Рис. 1 – Игра на
дифференциацию звуков животных
Рис. 2 – Игра на
дифференциацию звуков птиц
Рис. 3 – Игра на
дифференциацию звуков природы
Работа над дифференциацией фонем обязательно начинается с различения гласных звуков, так как их артикуляционный уклад наиболее прост, а также они наиболее различимы на слух. В меню настройки логопеду (либо родителю) предлагается выбрать звук, который ребёнку нужно будет дифференцировать. Ему необходимо нажать на кирку, когда он услышит заданный звук. Подтверждением правильности его действий является исчезающий блок.
Рис. 4 – Игра на
дифференциацию гласных звуков
По такому же принципу была создана игра на дифференциацию шипящих звуков. Ребёнку необходимо нажать на волшебную книгу, когда он услышит заданный звук. Результатом правильно выполненной работы являются появляющиеся цветы.
Рис. 5 – Игра на
дифференциацию шипящих звуков
Игра на дифференциацию сонорных звуков работает по похожему принципу – ребёнку нужно нажать на кисть во время звучания заданного звука, чтобы из появившихся блоков сложилась картина.
Рис. 6 – Игра на
дифференциацию сонорных звуков
Также в приложении представлены игры на более глубокий фонематический анализ, например, на различение твёрдых и мягких согласных. Задача ребёнка послушать звук, и, в зависимости от его характеристики, кликнуть на картинку фермы, либо шахты.
Рис. 7 – Игра на
дифференциацию твердых и мягких согласных
Похожий принцип работы имеет игра на дифференциацию звонких и глухих фонем. На ящичках изображены уже знакомые ребёнку с логопедических занятий обозначения звонкости и глухости – колокольчик и наушники. В зависимости от звуковой характеристики ребёнок определяет звук в нужный ящик.
Рис. 8 – Игра на
дифференциацию звонких и глухих согласных
Данный
блок игр был посвящён дифференциации неречевых звуков, а также различению фонем
в звуковом ряду. На данный момент в разработке находится блок мини-игр,
связанный с дифференциацией фонем в различных видах слогов. Для того, чтобы
полностью компьютеризировать данное направление коррекции, планируется создать
блок игр, посвящённый звуковому и слоговому анализу слов, а также словесному
анализу предложений.
Таким
образом, опираясь на традиционные логопедические методики и новейшие
представления о гейм-дизайне, у нас получилось создать современную
коррекционно-развивающую компьютерную игру, направленную на преодоление
фонетико-фонематических нарушений. Такое приложение может использоваться на
занятиях по развитию фонематических представлений в ДОУ, а также для
индивидуальной коррекционной работы.
Литература:
1. Вьюнова
Е.Е. Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с
использованием современных информационных технологий // Сборник материалов
Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение
детей младшего возраста». – 2016. – С. 504–506.
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений
фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И.
Герцена: Союз, 2000
3. Котова,
Е. В. Компьютерные игры для развития речи у детей с дизартрией: сравнительный
анализ / Е. В. Котова, Д. А. Ермин // Вестник молодых учёных СПГУТД. – 2023. – No
4. – С.52–56.
4. Лашина
Т.С. Цифровой образовательный ресурс - компьютерная игра. Исследование. Польза
и вред. // Современные проблемы науки и образования . – 2021. – №6
5. Министерство
образования Российской Федерации: официальный сайт – Москва, 2021. – URL: https://edu.gov.ru/press/4551/vladimir-putin-vozmozhnosti-interneta-dolzhny-dopolnyat-realnuyu-zhizn/
(дата обращения 28.01.2024)
6. Терешина
И.В. Обобщение опыта по использованию ИКТ при коррекции тяжелых нарушений речи
у учащихся // Наука и образование сегодня. – 2022. – С. 93–96.
7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.