Хильченко Д.М.

РГПУ им А.И.Герцена,

г. Санкт-Петербург


Сравнение онлайн-сервисов создания интерактивных заданий для самостоятельной работы учащихся с использованием технологий развития критического мышления на уроках информатики


В статье рассматриваются различные онлайн-сервисы для создания интерактивных заданий в поддержку самостоятельной работы учащихся в условиях использования технологий развития критического мышления, направленной на развитие поисковых, творческих и аналитических способностей у учащихся. Приведены описания заданий для использования на разных стадиях урока.


Khilchenko D.M.

HSPU

St. Petersburg, Russia


Comparison of online services of creation of interactive tasks for independent work of students using technologies of development of critical thinking in classes of informatics


The article considers various online services to create interactive tasks in support of independent work of students in the context of the use of technologies for the development of critical thinking aimed at the development of search, creative and analytical abilities of students. Descriptions of tasks for use at different stages of the lesson are given.


Традиционный подход к обучению предполагал большую долю репродуктивного обучения с преобладанием передачи знаний от учителя к ученику. При этом роль ученика состояла в усвоении готовых знаний. На современном этапе развития образования только передачи знаний уже недостаточно для школьников. Перед педагогами стоит задача развить в учениках поисковые, творческие, аналитические способности и умения, поэтому приоритетным становится использование самостоятельной работы на разных уровнях образовательной деятельности [7]. Отметим, что технологии развития критического мышления (ТРКМ) – это технология ориентирована на развитие поискового, творческого и аналитического мышления.

В работе А. М. Лушникова «Самостоятельная работа учащихся в образовательном процессе – это индивидуальный поиск углубления и конкретизации своих знаний и умений для проявления творческого подхода к изучаемой проблеме, улучшения навыков работы с книгой, умение анализировать прочитанное, систематизировать материал, вести записи, предлагать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения» [8]

Для уточнения значимости самостоятельной работы на уроках информатики обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту 3 поколения. «В результате изучения предметной области "Математика и информатика" обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.» [9]. Проанализировав перечень умений и навыков, которые перечислены в стандарте, можно сделать вывод, что их возможно приобрести и развить благодаря специально организованной самостоятельной работе.

Приоритетной целью самостоятельной работы О. А. Лавренкова и Н. С. Самойленко определяют обучение ученика самостоятельно и осознанно применять полученные знания на практике. Помимо этого, можно выделить и другие задачи [7]:

·        развитие исследовательской деятельности;

·        переход от легких заданий к более сложным;

·        личностное становление ученика и его интересов.

Эти задачи можно уточнить применительно к самостоятельной работе на уроках информатики [1]:

·        формирование умения пользоваться своими конспектами (текстами лабораторных работ для решения задач на компьютере);

·        формирование умения осуществлять поиск информации, необходимой для решения задач;

·        самостоятельная организация времени на выполнение задания, в том числе на компьютере;

·        приобретение навыков необходимых для решения задач с использованием цифровых технологий.

В ходе самостоятельной работы с использованием цифровых инструментов возможна организация интерактивного обучения на уроках информатики. Термин «интерактивное обучение» был сформулирован немецким учёным Гансом Фрицем в 1975 году и происходит от английского слова «interation – взаимодействие». По его мнению, это такой процесс обучения, «при котором целью обучения является взаимодействие между всеми участниками данного процесса на основе обмена информацией» [11].

Существует несколько теорий, которые помогли сформироваться интерактивному обучению:

· теории активного обучения, основанной на активизации мыслительной деятельности учащихся;

· теории социально – перцептивного когнитивизма, построенной на преодолении трудностей восприятия окружающего мира;

· теории символического интеракционизма, целью которой являлось взаимодействие на основе моделирования жизненных ситуаций и совместного решения проблем [2].

 

Следует отметить, что интерактивное обучение в цифровой образовательной среде предполагает активный обмен знаниями и умениями между преподавателем и учащимся. Он происходит через разнообразные каналы коммуникации, что важно для организации самостоятельной работы. В основе интерактивного обучения лежит самостоятельное приобретение и применение алгоритмов решения задач.

 В исследовании Кучурина В.В. выделены следующие виды интерактивности [6]:

·        интерактивность обратной связи: возможность задать вопрос учителю и получить на него ответ;

·        временная интерактивность: самостоятельное распределение учащимися времени на изучение учебного материала;

·        порядковая интерактивность: самостоятельное распределение учащимися последовательности использования фрагментов информации;

·        содержательная интерактивность: возможность изменения учащимися объёма содержания информации при изучении материала;

·        творческая интерактивность: даёт возможность для создания учащимися собственных продуктов деятельности.

Наблюдения показывают, что выделенные виды интерактивности связаны с формами цифровых интерактивных упражнений, которые целесообразно использовать на уроках информатики. Это удобный и эффективный способ заинтересовать ученика в самостоятельном выполнении заданий, выполненных в игровом формате. «Задания такого рода позволяют осуществить первичный контроль знаний, систематизировать и отработать полученные ранее знания». [3].

Особенно легко и удобно проверять полученные знания обучающихся с помощью цифровых интерактивных упражнений, которые педагог может интегрировать в самостоятельную работу на уроках информатики. Такие задания можно использовать при любом типе урока: формирования новых знаний; закрепления и совершенствования знаний; обобщения и систематизации материала; контроля знаний.

Технологии обучения непрерывно развиваются, происходит цифровизация образования и все чаще используются в школах цифровые ресурсы, которые предполагают поиск активных методов и форм обучения, способствующих достижению высокого уровня активности учащихся». [5]

Примером таких технологий является технология развития критического мышления. Изначально приёмы технологии развития критического мышления не предполагали использования цифровых инструментов. Но с развитием цифровых технологий стало возможно перенесение приёмов ТРКМ в цифровой формат. Это позволяет облегчить и ускорить, повысить интерес к процессу выполнения заданий для учеников и процесс проверки для учителей.

В настоящее время разработано много различных цифровых образовательных сервисов, которые целесообразно использовать для развития критического мышления на уроках информатики на любой стадии: вызова; реализации; осмысления (рефлексии). Например, с помощью цифровых сервисов учитель и ученик может создать:

·        карту мыслей (mindmap) систематизации знаний на стадии реализации;

·        нелинейную презентацию для представления результатов работы на стадии реализации;

·        электронные карточки для запоминания на стадии реализации;

·        облака слов на стадии вызова и рефлексии;

·        тесты и опросы для мгновенной коммуникации на стадии вызова, реализации и рефлексии;

·        игровые интерактивные упражнения на стадии вызова, реализации и рефлексии.

Рассмотрим доступные онлайн-сервисы для создания интерактивных упражнений в таблице 1 по следующим характеристикам: доступ для учащихся и для учителя, форма интерактивности [10], какие классы могут использовать.

 
Таблица 1. Сравнение онлайн-сервисов, ориентированных на различные типы интерактивных заданий

Онлайн-сервис

Игровой элемент

Виды интерактивности

Типы упражнений

learningApps.org

Присутствует

Интерактивность обратной связи

Временная интерактивность

Порядковая интерактивность

Найти пару

Классификация

Хронологическая линейка

Простой порядок

Ввод текста

Сортировка картинок

Викторины

Заполнить пропуски

Аудио/видео контент

Кроссворд

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

Пазл «Угадай-ка»

Слова из букв

Игра «Где находиться это?»

Угадывание слов

Игра «Скачки»

Игра «Парочки»

Оцените

Таблица соответствий

Заполнить таблицу

Викторина

Udoba.org

Присутствует

Интерактивность обратной связи

Временная интерактивность

Порядковая интерактивность

Эссе

Кроссворд

Интерактивная книга

Интерактивные вопросы

Диктант

Найди правильное изображение

Хронологическая цепочка

Презентация

Встроенные внешние ресурсы

Угадай ответ

Заполнение пропусков

Игры на нахождение пар

 

ОnlineTestPad.com

Отсутствует

Порядковая интерактивность

Тест

Опрос

Кроссворд

Диалоги

Уроки

eTreniki.ru

Присутствует

Интерактивность обратной связи

Временная интерактивность

Порядковая интерактивность

Картафон

Кокла

Криптон

Морфанки

НЛО

Quizizz.com

Присутствует

Интерактивность обратной связи

Викторины

 

Существует множество разных по уровню удобства и доступа ресурсов, с помощью которых можно создавать цифровые интерактивные упражнения, но выбирать сервис целесообразно, опираясь на следующие критерии:

·        наличие игровых технологий;

·        наличие развитых интерактивных элементов;

·        удобный способ публикации в учебных целях.

Представим ряд примеров интерактивных ресурсов для поддержки темы «Алгебра логики (для 10 класса). Для создания цифровых интерактивных упражнений будет использоваться learningApps.org, Udoba.org.

Вводный тест по теме «Алгебра логики» можно выполнить с помощью сервиса learningApps.org. Данное цифровое интерактивное упражнение можно использовать на стадии вызова для проверки имеющихся знаний по теме. По классификации видов интерактивности Кучурина В.В. упражнение можно отнести к интерактивности обратной связи, где учащийся имеет возможность взаимодействовать с педагогом.

Задание на проверку усвоения теорем алгебры логики можно выполнить на сервисе Udoba.org. Интерактивное упражнение относится к временной интерактивности, где учащийся может самостоятельно распределить время для выполнения задания, взаимодействие с педагогом ограничено, так как за данную самостоятельную работу подразумевается выставление оценок.

На этапе рефлексии интерактивное упражнение можно выполнить на сервисе learningApps.org, так как есть такой тип упражнения, как заполнение таблицы. Можно предложить учащимся решить логическое выражение с применением теорем алгебры логики и заполнить таблицу «Знаю, хочу знать, умею». Данное задание подразумевает порядковую интерактивность, в ходе которой они могут менять фрагменты задания местами.

Выполнив цифровые интерактивные задания на разных сервисах, можно сделать вывод, что функционал инструментов схож, но есть различия в публикации контента. Например, на сервисе Udoba.org нет возможности свободно опубликовать упражнение, так как необходимо выбрать подходящую лицензию, но можно встроить в сторонний сервис задание.

Для дальнейшего исследования необходимо отобрать несколько онлайн конструкторов для создания тренажеров, которые подходят под задачи учителя. Далее необходимо провести апробацию и выявить самый удобный ресурс для создания цифровых интерактивных упражнений.

Вывод. В статье проанализированы результаты исследований разных авторов, обосновывающих ведущую роль самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе. Авторами выделено, что необходимо поощрить умение ученика применять знания на практике, осуществление рефлексии с использованием интерактивных методов обучения и цифровых интерактивных упражнении. Анализ концепции интерактивного обучения, его теоретических основ, позволили уточнить цели и задачи самостоятельной работы, учащихся на уроках информатики, а также способы их достижения с использованием интерактивных упражнений реализованных на онлайн-сервисах и инструментах.

 

Литература:

1.     Газенко А. Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся / Газенко А. [Электронный ресурс] // Справочник : [сайт]. — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_usloviya_organizacii_samostoyatelnoy_raboty_uchaschihsya/#celi-zadachi-i-funkcii-samostoyatelnoy-raboty-uchaschihsya (дата обращения: 10.02.2024).

2.     Ибрагимов Г.И. Теория обучения : учебное пособие / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова, Т.М. Андрианова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383 с.

3.     Ковалевская И. В. Цифровые интерактивные игры и задания на уроках русского языка 1- 4 классы / Ковалевская И. В. // Методический ПроАктив - единство знаний и решений. – М.: Просвещение, 2023. – С. 1-10.

4.     Коноводова Ю.А. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе / Ю. А. Коноводова // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 105-106. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2736/ (дата обращения: 10.02.2024).

5. Королева Н.М. Роль интерактивного обучения в современном образовании / Н.М. Королева, И.В. Костерина // Педагогические науки. – 2015. – № 1. – С. 1 - 5.

6.     Кучурин В.В. Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий / В.В. Кучурин // Педсовет : [сайт]. — URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=post&id=7312 (дата обращения: 10.02.2024).

7.     Лавренкова О.А. Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке информатики / О.А. Лавренкова, Н.С. Самойленко // Самостоятельная работа. – 2016. – № 4. – С. 37 - 39.

8.     Лушников А.М. История педагогики.: Учебное пособие для учащихся педагогических высших учебных заведений / А. М. Лушников. – 2. – Екатеринбург, 1994 – 35 c.

9.     ФГОС Основное общее образование / [Электронный ресурс] // ФГОС : [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 10.02.2024).

10. Чувелева Н. Н. Интерактивные средства обучения / Н.Н. Чувелева // Справочник : [сайт]. — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/sredstva_obucheniya_i_ih_klassifikaciya/interaktivnye_sredstva_obucheniya/#ponyatie-interaktivnost (дата обращения: 10.02.2024).

11. Швецова И.В. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования / И.В. Швецова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – С. 324-330.

 

вопросы и комментарии: