Каштанова А.А.

РГПУ им. А. И. Герцена

г. Санкт-Петербург


Цифровая образовательная среда в проектной деятельности школьников по информатике: инструменты и ресурсы


Статья посвящена значимости цифровой образовательной среды для развития проектной деятельности школьников в современном образовании. В контексте трансформации и цифровизации образования, рассматриваются информационные технологии, цифровые инструменты, которые способствуют организации проектной работы учащихся в области информатики и необходимые ресурсы. 


Kashtanova A.A.

HSPU

St. Petersburg, Russia


Digital educational environment in schoolchildren’s project activities in computer science: tools and resources


The article is devoted to the importance of the digital educational environment for the development of project activities of schoolchildren in modern education. In the context of the transformation and digitalization of education, information technologies, digital tools that facilitate the organization of student project work in the field of computer science and the necessary resources are considered.


Предметом трансформации в современном образовании стали информационные технологии. Интеграция цифровой образовательной среды стала важной ступенью в изменении образования. Трансформация образования – это новая модель организации образовательного процесса, в основе которой лежат высокотехнологичные организационно-педагогические и методические решения. [7] Непрерывное совершенствование информационных технологий и широкий доступ их использования в образовании, делает цифровую образовательную среду необходимой для обучения.

Согласно постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2020 года N 2040 О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды в соответствии со статьей 20 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под “цифровой образовательной средой” понимается комплекс условий для внедрения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий под контролем деятельности электронной информационно-образовательной среды, вносящий в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и изучение обучающимися образовательных программ в полном объеме свободно от места их проживания.[2]

В своем исследовании я буду рассматривать реализацию проектной деятельности в предметной области информатика в школе, под которой буду понимать организацию обучения школьников посредством предметной цифровой образовательной среды.

Проектная деятельность в информатике помогает ученикам использовать собственные познания и мастерство на практике, а цифровая образовательная среда дает им нужные средства для этого. В цифровой среде с множеством образовательных площадок, программ и средств познавательно исследовать, как эти возможности способствуют в развитии проектной деятельности школьников по информатике.

В своем исследовании я буду разрабатывать модель цифровой образовательной среды, в которой будут применяться интерактивные цифровые инструменты для повышения качества результатов проектной деятельности школьников по информатике.

В текущий период времени создание цифровой образовательной среды в организациях разных организационно-правовых форм на всех уровнях обучения, является важнейшим ориентиром государственной политики в России. На это выделяются большие средства. Государство уделяет этому особое внимание. [1]

Дадим характеристику актуальным инструментам, входящим в цифровую образовательную среду для реализации проектной деятельности школьников и покажем достоинства и недостатки.

Характеристика цифровых инструментов для проектной деятельности школьников на примере информатики.

Авторы А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева выявили проблему организации обучения учащихся проектной деятельности на современной фазе развития общеобразовательной школы. [3]

Изучение теоретических исследований этих и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников, как об отдельном виде деятельности. И.И. Ляхов своей работе говорит, что основа проектной деятельности проявляется в направлении на идеально перспективные изменения в мире. Процесс проектирования характеризуется эвристическими инновациями, последовательностью и производительностью. [4]

Авторы предлагают следующую классификацию цифровых инструментов для развития проектной деятельности:

1. Платформы для управления проектами: Trello, Google Classroom, Asana, Jira. Эти инструменты помогают планировать и организовывать свою проектную работу, распределять задачи, устанавливать сроки выполнения и отслеживать промежуточный результат.

2. Инструменты для создания и редактирования контента: Например, Google презентации, Adobe Creative Suite, Prezi и другие. Данные средства позволяют создавать презентации, видео, графику и другой контент, который может быть использован в проектной работе.

3. Веб-платформы и приложения для коллаборативной работы: Например, Google Docs, Microsoft Teams, Slack и другие. Эти инструменты обеспечивают коммуникацию и совместную работу школьников в режиме реального времени.

4. Инструменты для сбора и анализа данных: онлайн-опросники (Google Формы, Яндекс.Формы) для сбора данных и обратной связи от участников проекта.

5. Инструменты визуализации данных (например, Tableau, Infogram) подходит для анализа и наглядности результатов исследований. [6]

Проектная деятельность у школьников может реализоваться как индивидуально, так и в группах. Обе формы имеют свои преимущества:

Индивидуальная проектная деятельность:

- Формирует самостоятельность и самостоятельность школьников.

- Позволяет каждому учащемуся заниматься в своем темпе и сфокусироваться на своих интересах.

- Содействует формированию собственных организационных и планировочных навыков.

- Позволяет школьнику в совершенной мере воплотить свою творческую инициативу.

Групповая проектная деятельность.

- Развивает командную работу и сотрудничество.

- Позволяет ученикам делиться идеями, знаниями и учиться друг у друга.

- Развивает навыки общения и решения проблем в группе.

- Позволяет реализовывать проекты в более широком масштабе, используя различные роли и навыки членов группы.

Выбор между индивидуальной и групповой проектной деятельностью зависит от целей проекта, задач и предпочтений обучающихся. Положительно влияние оказывает использования обеих форм, когда происходит работа над индивидуальными проектами в рамках группы, где школьники взаимодействуют между собой в цифровой образовательной среде.

Преимущества, которые оказывают благоприятное влияние на развитие проектной деятельности с использованием цифровой образовательной среды:

1. Доступ к информации. Учащиеся могут получать доступ к различным источникам информации, включая электронные библиотеки, базы данных и интернет. Это позволяет им получить необходимую информацию для разработки и реализации своих проектов.

2. Создание и представление проектов. Среда цифрового обучения предоставляет учащимся инструменты для создания и презентации своих проектов. Благодаря этому школьники могут создавать качественные и профессионально выглядящие проекты.

3. Оценка и взаимопомощь. Это может быть либо выставление оценок, либо написание комментариев и советов по улучшению проекта для развития навыка самооценки и самоконтроля.

4. Поддержка индивидуального обучения. Возможность предоставлять индивидуализированные задания и материалы для каждого учащегося в зависимости от его специфических потребностей и уровня знаний. Это позволяет школьникам разрабатывать и реализовывать проекты, соответствующие их персональным потребностям и возможностям.

5. Повышение мотивации и заинтересованности. ЦОС способна сделать проектную деятельность более интересной и увлекательной для школьников. Использование интерактивных заданий, игровых элементов и других форматов мотивирует учащихся более активно участвовать в проектной работе и добиваться лучших результатов.

В рамках исследования предполагается разработать модель цифровой образовательной среды внеурочной деятельности предметной области информатика. В настоящий момент я предполагаю взять за основу платформу «Сферум», которая является частью цифровой образовательной среды. Модель включает три компонента.

1. Компонент "Ресурсы" предполагает: образовательные материалы, специализированные программы, электронные библиотеки и базы данных, Интернет-ресурсы.

2. Компонент "Коммуникация" включает в себя: виртуальные классы и онлайн-конференции для проведения уроков и консультаций в режиме реального времени; Электронная почта и облачное хранилище для обмена информацией и результатами проектов; блог для обсуждения учебных вопросов, обратной связи.

3. Компонент "Управление": организация учебного процесса; проведение тестирования, проверка заданий, выставление оценок; мониторинг, отслеживание активности учеников, анализ успеваемости, выявление проблемных моментов и мотивации.

Примером проекта школьника в предметной области информатика может служить создание чат-бот для учебных целей, с применением языка программирования Python и использованием искусственного интеллекта. Для реализации проекта необходимо выполнить следующие действия:

1. Освоение языка программирования Python. Изучение переменных, условий, циклов и функций. Цифровая образовательная среда предоставляет необходимые интерактивные ресурсы для овладения навыков программирования.

2. Изучение библиотеки для создания чат-бота. Познакомиться с библиотекой Python. Например, ChatterBot, которая предоставляет инструменты для создания и обучения чат-ботов.

3. Создание модели чат-бота с использованием выбранной библиотеки и обучить её на готовых данных. Например, через обучение переработанного текста с использованием искусственного интеллекта.

4. Создание пользовательского интерфейса для интерактивности с чат-ботом.

5. Проведение тестирования чат-бота, анализ его эффективности и качества полученных результатов.

Цифровая образовательная среда обеспечивает использование инструментов и платформ для реализации проекта.

Поэтому интеграция цифровой образовательной среды в образовательные процессы является необходимым шагом для успешной реализации проектно-ориентированного обучения. Школьники получают открытый доступ к многообразным инструментам и средствам, способствующим формированию навыков, развитию критического мышления, неординарного подхода к решению задач, коммуникации и умению работать в команде.

Таким образом, благодаря цифровой образовательной среде, обучающиеся могут создавать и представлять свои проекты в интерактивном виде, используя мультимедийные компоненты, анимацию и другие доступные инструменты.

 

  1. Литература:
  2. Выступление В. В. Путина на пленарном заседании ПМЭФ-2017. — Текст: электронный // kremlin: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667
  3. Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды". — Текст: электронный // www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370409/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/
  4. Сазанова, А. В. Генезис и сущность понятия "Проектная деятельность" / А. В. Сазанова. — Текст: непосредственный // Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». — 2023. — № 6. — С. 139-146. URL: https://psychology.snauka.ru/2020/06/673
  5. Ляхов И.И. Проектная деятельность: социально-философский аспект: 2020. 305 с.
  6. Краснобаева Т.Р. Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений студентов // Гаудеамус. 2020. №1 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-issledovatelskih-umeniy-studentov
  7. Калинина, С. А. Цифровые инструменты реализации проектной деятельности учащихся / С. А. Калинина, Е. Н. Макаренко, Р. Р. Никифорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 269-273. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85439/
  8. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii 

вопросы и комментарии: