Кабышева Е.А.,

Обиня А.Н.

ГБДОУ детский сад 4

Выборгского района

Санкт-Петербурга


Использование цифровых образовательных практик в развитии лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»


В статье представлены возможности использования интерактивного оборудования с применением программ: Mimio студия и Power Point, интерактивной парты «Волшебный экран» в работе учителей-логопедов по развитию лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи.


Kabysheva E.A.

Obinya A.N.

GBDOU kindergarten 4

Vyborg district

St. Petersburg


Using digital educational practices in the development of lexical and grammatical categories in preschoolers with severe speech impairment


The article presents the possibilities of using interactive equipment with the use of mimio studio, power point programs, interactive desk "magic screen" in the work of a speech therapist in the development of lexico-grammatical categories in children with speech impairment.


Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития лексико-грамматической стороны речи. Н.Н. Богданова [9] в своей работе утверждает, что понятие «Лексико-грамматическая сторона речи состоит из двух терминов, пришедших из языкознания: «лексика» и «грамматика». Лексика – это словарь, представленный его активной и пассивной частью. Грамматика – это система взаимодействия между собой языковых единиц в соответствии с правилами и нормами каждого языка. Она включает морфологический и синтаксический уровень.

Лексика формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребёнком и знакомства с окружающим миром. Усвоение лексики идёт одновременно с формированием способности употреблять слова в правильных грамматических формах. Однако, формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические категории абстрактны, грамматика организована на основе большого количества правил, дети редко используют некоторые грамматические категории в своей речи. В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности. Ребёнок должен овладеть в основном всей сложной системой практической грамматики. Что позволит ему в школьном возрасте перейти к осознанию лексико-грамматических закономерностей при изучении русского языка.

К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей дошкольного возраста, имеющих нарушения грамматического строя речи. Н.Н. Богданова [9] проводила эмпирические исследования. Ею была разработана система диагностических заданий для оценки уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, путём модификации диагностических методик А.Г. Арушановой [2], О.Е. Грибовой [3], Л.В. Ковригиной [4], Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [5], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [7]. Содержание диагностических заданий отражено в таблице.

image

Рис.1 – Содержание диагностических заданий

Авторы представили количественные показатели обследования лексико-грамматического строя речи старших дошкольников из двух групп – с условной нормой речевого развития и с тяжёлыми нарушениями речи. Наглядно результаты представлены на рисунке 2. 

image

Рис.2 – Уровни развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и с тяжелыми нарушениями речи

 

Из рисунка виден очевидный разрыв между показателями выполнения заданий всех трех диагностических блоков детьми с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи

Как показывает практика, причинами лексико-грамматических нарушений у детей, кроме внутренних, могут быть и разнообразные внешние факторы. К их числу относятся: воспитание ребёнка в двуязычной семье, недостаточное внимание взрослых к речевому развитию детей или наоборот, чрезмерная опека, когда родители, жалея ребёнка, всё делают за него. А в последнее время, всё чаще и чаще вместо живого общения, чтения и игры дети отдают предпочтение гаджетам.

Кроме того, структура речевых нарушений становится всё разнообразнее и представлена не только речевыми проблемами. У детей данной категории часто недостаточно сформированы не только речевые, но и высшие психические функции: память, внимание, мышление. Вопрос об особенностях неречевых функций у детей с нарушениями речи затрагивали в своих трудах такие учёные как, Н.С. Жукова, Е.В. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие. Ещё Выготский Л.С. [1] отмечал, что «нарушение развития неречевых функций отрицательно воздействуют на речь, а нарушение речи препятствует развитию внимания, памяти и мышления.» Внимание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи может характеризоваться неустойчивостью, недостаточной сформированностью произвольного внимания. Часто им трудно сосредоточиться, тяжело воспринимать речь взрослых. Не зря К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Вот почему, логопедические занятия для детей с ТНР должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением иллюстративного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

Повышение качества применяемого наглядного материала – самая веская причина, побуждающая учителя-логопеда к использованию потенциала цифрового образовательного оборудования. Для развития у дошкольников устойчивого познавательного интереса к обучению, перед педагогом стоит задача: сделать занятия яркими, интересными, и занимательными. Применение компьютерных технологий, при ознакомлении с лексическими темами, как раз и позволяет их решать. И именно использование цифровых образовательных практик становится наиболее эффективной формой формирования и закрепления грамматических навыков. Так как благодаря эмоциональности поведения и заинтересованности детей, мы имеем возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных логопеду словоформ.

Согласно новым требованиям, внедрение цифровых образовательных практик призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения материала.

Мы решаем эти задачи с помощью интерактивного оборудования, имеющегося в логопедических кабинетах и группах ГБДОУ.

image

Рис.3 – Интерактивная парта «Волшебный экран»

 

«Волшебный экран» – мультимедийная сенсорная панель, оснащённая множеством ярких развивающих игр и заданий для детей. Эти игры позволяют окрасить образовательный процесс, который становится интересным и разнообразным. Интерактивная игра является одной из уникальных форм обучения. Она снимает напряжение, боязнь ошибиться, поддерживает самостоятельность, а положительным моментом игры является то, что она способствует применению знаний в новых условиях. Осваиваемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в образовательный процесс.

image

Рис. 4 – «Преимущества интерактивной игры»

 

Разработчики «Волшебного экрана» предлагают большое количество игр, в том числе и на формирование и закрепление лексических категорий. Таких как: овощи, фрукты, ягоды, одежда, обувь, посуда, мебель, домашние, дикие животные, времена года и другие. Более 20 тем! Эти игры расширяют словарь, формируют обобщающие понятия, тренируют внимание, память и мышление. Но заданий на формирование грамматических категорий значительно меньше. Поэтому, мы разработали игры самостоятельно, с использованием программы Power Point на развитие лексико-грамматических категорий направленных на:

·          образование множественного числа существительных. (Игры: «Зоопарк», «Волшебник»)

·          образование уменьшительно-ласкательных суффиксов (Игра: «В гостях у гномика»)

·          образование существительных множественного числа Родительного падежа (Игра «Пикник»)

·          закрепление предложно-падежных конструкций (Игры «Прятки», «В кормушке» «Кто-где»)

·          согласование существительных с прилагательными. (Игры «Художник» «Волшебный круг»)

·          образование относительных прилагательных (Игра «Поварёнок»)

·          согласование числительных с существительными (Игра «Сосчитай», «А у тебя сколько?»)

·          образование притяжательных прилагательных (Игра «Чей хвост»)

·          согласование существительных с местоимениями (Игра «Жадина»).

Одной из эффективных технологий является «Синквейн». Эта технология направлена не только на развитие лексико-грамматических категорий, но и на развитие связной речи.

image

Рис.5 – Синквейн

 

Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Слово «синквейн» происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Свои чувства, своё мнение или же это логическое завершение начатой фразы.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

На первом этапе знакомства ребёнка с данной технологией, мы предлагаем ребёнку картинки подсказки.

Например:

Первая строка - «Это снежинка»,

Вторая строка - «Она лёгкая, холодная»,

Третья строка - «Она тает, летает, сверкает».

Четвертая строка - «Снежинка лежит на ладони».

Пятая строка - «Это волшебство»

Когда навыки игры у ребёнка сформированы, ему предлагается предметная картинка и схема-подсказка для описания, и тогда он самостоятельно подбирает прилагательные, глаголы и составляет предложение.

Применение «Дидактического синквейна» расширяет словарный запас ребёнка (существительных, прилагательных и глаголов), способствует правильному употреблению лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Игры на интерактивной парте могут быть использованы как на подгупповых, так и индивидуальных занятиях, в самостоятельной и совместной деятельности, а также при проведении диагностики речевого развития.

Кроме «Волшебного экрана», в своей работе учителя- логопеды активно использует интерактивные мультимедийные доски.

image

Рис.6 Интерактивная мультимедийная доска

 

На такой доске можно показать презентацию, развивающие мультфильмы поиграть в интерактивные игры, поучаствовать в викторине.

В настоящее время на рынке мультимедийных программных продуктов ассортимент развивающих программ для дошкольников достаточно широк. Однако проектов, способствующих развитию лексико-грамматических категорий речи дошкольников, отвечающих потребностям учителей-логопедов недостаточно.

Поэтому, нами создана серия mimio проектов. Один из них «Каникулы в Простоквашино», где дети встречаются с героями известного всем произведения и в игровой форме знакомятся с новыми понятиями, закрепляют умение использовать в речи формы словоизменения и словообразования.

image

Рис.7 – Серия mimio проектов

 

Данные mimio игры дают возможность: индивидуализации образовательного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующих актуальному состоянию речевых нарушений ребёнка, движению к зоне его ближайшего развития; позволяют возвращаться к игре на разных этапах коррекционной работы. Mimio проект может быть использован как целиком, так и частично. Предоставляется возможность многократного повторения, пока ребёнок не усвоит необходимые грамматические конструкции.

В mimio проекте «Каникулы в Простоквашино. Посуда» представлено 17 mimio игр, направленных на закрепление таких грамматических категорий как:

· согласование притяжательных местоимений с именами существительными и прилагательными в роде и числе образование форм родительного и творительного падежа существительных

· согласование существительных, прилагательных с числительными

·  закрепление образования сложных существительных с суффиксами -ниц, - онк

· образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

· согласование существительных с качественными прилагательными

image

Рис.8 – mimio-проект «Каникулы в Простоквашино»

 

В данном проекте представлено 17 mimio игр, направленных на закрепление таких грамматических конструкций как:

· согласование существительных с качественными прилагательными

· согласование притяжательных местоимений с именами

· существительными и прилагательными в роде и числе

· образование форм родительного и творительного падежа

· существительных

· согласование существительных, прилагательных с числительными

· закрепление образования сложных существительных с суффиксами  –ниц, - онк

· образование существительных с уменьшительно-ласкательными

·  суффиксами.

Использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций, интерактивных игр и Mimio проектов предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией интерес и познавательную активность. Педагог может самостоятельно компоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей конкретного ребёнка или темы и организовать занятие так, чтобы добиться максимального решения коррекционных задач. Такие занятия являются комплексными и сочетают в себе как традиционные, так и цифровые ресурсы обучения, а это повышает эффективность логопедической работы в целом.

С целью оценки эффективности использования цифровых образовательных практик в логопедической работе, нами было проведено контрольное изучение уровня сформированности лексико-грамматического строя речи детей с ТНР в старшей группе, согласно параметрам речевой карты. Отмечается положительная динамика по всем показателям сформированности лексико-грамматических категорий. Наибольшая положительная динамика прослеживается по таким разделам, согласование притяжательных местоимений с именами существительными и прилагательными в роде и числе; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Несколько ниже оказались результаты по разделам: образование относительных и притяжательных прилагательных.


Рис.9 – Контрольное изучение уровня сформированности лексико-грамматического строя речи детей в подготовительной к школе группе

 

Таким образом, цифровые образовательные практики представляют для учителей – логопедов широкий потенциал и являются не только частью содержания коррекционного обучения, но и дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

 

Литература:

1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников/ Т.В. Александрова // Пособие для логопедов и воспитателей -СПб.: ДЕТСВЛ-ПРЕСС, 2003. - 48 с.

2. Баронова В.В. Тетрадь-тренажёр для формирования навыка образования падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет/ В.В. Баронова - СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. - 32 с.

3. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова -СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 224 с.; ил.

4. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста/ Л.Р. Лизунова - Пермь, Издательство ПКИПКРО, 2007.-60 с.

5. Каковкина С. Н. Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи у старших дошкольников посредством использования информационно – коммуникационных технологий // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 36.

 

Интернет - источники

1. Логопедический портал: офиц. сайт. URL: http://logoportal.ru/ (дата обращения: 26.01.2024)

2. Мимио в России: офиц. сайт. URL: http://www.mimio-edu.ru/(дата обращения: 28.01.2024)

вопросы и комментарии: