Гришина Г. В.
Сибирский федеральный университет,
г. Красноярск
Формирование цифровой
компетенции иностранных студентов в период адаптации к условиям обучения в
российском вузе
В
статье поднимается вопрос о формировании цифровой компетенции иностранных
студентов в период их адаптации к условиям обучения в российском вузе.
Актуальность темы обуславливается стратегиями, вырабатываемыми правительством
государства, в рамках которых применение цифровых дидактических средств в
системе высшего образования приобретает все больший масштаб. При этом цифровая
трансформация создает дополнительный адаптационный барьер для иностранных
обучающихся. Целью работы является раскрыть основные проблемы, с которыми
сталкиваются иностранные студенты при работе в цифровой образовательной среде, также
акцентировать внимание на специфических аспектах при организации деятельности
по формированию цифровой компетенции у иностранных обучающихся.
Grishina G.V.
Siberian Federal University
Krasnoyarsk, Russia
Digital competence formation of international students
during adaptation at a Russian university
The article presents the idea of the digital
competence formation of international students during their adaptation to
Russian universities. The topic is actualized by the governmental strategies, that
prescribe the use of digital didactic tools in the higher education system. At
the same time, digital transformation creates an additional adaptation barrier
for international students. The purpose of the work is to reveal the main
problems of international students face in a digital educational environment.
Also, some specific aspects are determined to organize the activities for the
formation of digital competence among international students.
Внедрение цифровых
технологий в систему высшего образования позволяет говорить о ее цифровой
трансформации, позволяющей создавать возможности для непрерывности обучения и
формирования персонализированных образовательных траекторий. Цифровые
технологии и инновации используются для повышения доступности образовательных
ресурсов, увеличения качества и эффективности учебного процесса. Однако такие
новые возможности образовательной среды требуют и качественно новых компетенций
от всех участников образовательного процесса, которые позволяли бы разумно и
осмысленно использовать цифровую среду с целью обучения. Одной из таких
компетенций является цифровая и успешное овладение ею можно считать залогом
эффективного взаимодействия с цифровой средой.
В структуре
цифровой компетенции выделяют цифровые навыки и установки. [1] Реализация этих
компонентов осуществляется в цифровой образовательной среде. К цифровым навыкам
можно отнести работу с информацией, цифровую грамотность, работу с офисными
приложениями, коммуникацию и сотрудничество в онлайн-среде, а также
программирование и робототехника. Такие навыки формируются в результате
использования цифровых устройств, применения функционала цифровой среды для
решения образовательных задач, критического восприятия информации и т.д. Чем
чаще происходит обращение пользователя к цифровой среде, тем фундаментальнее
становится навык. Установки в структуре цифровой компетенции рассматриваются
как мотивация к осуществлению эффективной деятельности и отношение личности к
этой деятельности, которое базируется на чувстве ответственности. [2]
Уровень
сформированности цифровой компетенции иностранных студентов приобретает особую
актуальность в контексте адаптации к условиям обучения в российском вузе. До
недавнего времени к адаптационным барьерам, препятствующим вхождению
иностранных студентов в университетскую среду, относили языковой,
биологический, культурный, бытовой, дидактический, социальный барьеры. Однако, внедрение
цифровых технологий в систему высшего образования сформировали еще один пласт
проблем, от решения которых зависит успешное обучение иностранных студентов в
российском вузе. Мы говорим об уровне сформированности цифровой компетенции.
Следуя курсу
Правительства РФ (Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы»; распоряжение
Правительства РФ «Стратегическое направление в области цифровой трансформации
образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения
Российской Федерации»; приказ «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной
среды»), российские университеты активно используют электронные обучающие
курсы, инструменты на основе искусственного интеллекта, средства дополненной и
виртуальной реальности, массовые открытые онлайн курсы и т.д. [3] В связи с
этим, умение эффективно использовать цифровые средства и ресурсы становится
необходимым навыком для успешной адаптации в университетской среде.
Анализ работы с
многонациональным студенческим контингентом позволяет говорить о недостаточно
сформированной цифровой компетенции студентов, приезжающих из стран ближнего
зарубежья. К часто встречающимся проблемам можно отнести:
- недостаточную
осведомленность о многообразии цифровых образовательных ресурсов и их
функционале;
- отсутствие
умения быстро и эффективно работать с информацией в онлайн-среде;
- неспособность
критически оценивать данные, предоставляемые генеративными инструментами
искусственного интеллекта;
- отсутствие
навыка применения современных цифровых средств для создания интерактивных
презентаций или проектов.
Обозначенные
проблемы ставят такие задачи перед профессорско-преподавательским составом и
организационно-управленческим аппаратом университета, от решения которых
зависит интеграция иностранных обучающихся в цифровую образовательную среду
вуза.
Адаптация
иностранных студентов к цифровой образовательной среде может представлять
определенные вызовы и требовать профессионализма от специалистов. Прежде всего
необходимо сформировать положительное психологическое отношение адаптанта к
цифровой среде, как к неотъемлемой части современного общества. Иностранным
обучающимся следует осознать, что умение эффективно использовать цифровые
инструменты и ресурсы открывает новые возможности для обучения и развития и является
необходимым навыком для успешной интеграции не только в образовательную среду
вуза, но и в глобальное пространство в целом. [4]
При содействии
иностранным обучающимся к цифровой адаптации необходимо учитывать некоторые
специфические аспекты. Обозначим основные из них:
- наличие языкового
барьера. Ориентация в цифровом пространстве и понимание материалов на онлайн
платформах может представлять сложности для иностранных студентов. Поэтому следует
тщательно отбирать цифровой материал, избегать чрезмерной интерактивности и по
возможности предоставлять поддержку в виде визуальных объектов, переводчиков,
словарей и других инструментов для помощи в понимании учебного материала.
- необходимость оказания
технической поддержки. Ввиду отсутствия опыты активного использования цифровых
средств в образовательных целях, иностранные студенты могут столкнуться с
техническими проблемами при использовании цифровых образовательных платформ.
Поэтому важно обеспечить им доступ к технической поддержке, чтобы помочь им
разрешить любые возникающие сложности.
- наличие культурных
различий. Представители другой культуры, как правило, испытывают трудности
из-за культурных различий во взаимодействии с местным населением. Такие же
сложности возникают и в процессе цифрового сотрудничества, следовательно, важно
обеспечить иностранных обучающихся информацией о культурных особенностях
населения, принимающего государства, этических правилах и нормах цифрового
общения.
- обеспечение обратной
связи и поддержки. Особенность положения иностранных студентов отчасти обуславливается
их удаленностью от семьи и обостренным чувством одиночества, вызванным
проживанием в новой среде. В связи с этим, важно создать механизмы для обратной
связи и поддержки в цифровой образовательной среде.
Итак, цифровая
трансформация образования является неизбежным и естественным процессом развития
системы высшего образования, что отмечается и регламентируется документами,
изданными правительством государства. Университеты, следуя мировым тенденциям,
разрабатывают образовательные программы, реализация которых предусматривает
активное применение цифровых дидактических средств. Однако, это может создавать
дополнительные адаптационные барьеры для иностранных обучающихся. Поэтому,
создавая равные возможности для обучения вне зависимости от этнической принадлежности,
сотрудникам университетов при планировании и осуществлении учебной деятельности
следует учитывать разные уровни сформированности цифровой компетенции
обучающихся и предпринимать меры для ее развития.
Литература:
1.
Токарева М. В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность// Вестник
Шадринского государственного педагогического университета. – 2021.-№4 (52). –
С. 133-140 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kompetentsiya-ili-tsifrovaya-kompetentnost
(дата обращения: 08.02.2024).
2.
Солдатова Г.У. и др. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты
всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова,
Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд. Развития Интернет, 2013. — 144 с. ISBN
978-5-9904706-1-3.
3.
Баохун Ли, Романова Е.А. Цифровая компетентность студентов вуза как фактор
оптимизации обучения русскому языку как иностранному // Вестник Московского
университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2022.- №2. – С. 29 – 37.
4.
Демидкина Е. А. Роль цифровой компетентности в обучении иностранным языкам // Известия
Воронежского государственного педагогического университета. – 2021. - № 4 – С.
116–120.