Галактионова Т. Г.

СПбГУ,

д.п.н., профессор,

г. Санкт-Петербург

Казакова О. А.

СПбГУ,

г. Санкт-Петербург 

Мультиграмотность как образовательный результат, полученный в «режиме онлайн»

В статье рассматривается мультиграмотность как образовательный результат. Описана цифровая образовательная практика, направленная на применение умений мультиграмотности при создании текста новой природы. Представлены критерии оценки умений мультиграмотности на примере текстов, созданных учениками 7-9 классов в результате освоения цифрового мини-курса «Мультиграмотность: пазлы смысла». Приведены данные об отношении учеников к мультиграмотности как к образовательному результату, полученные в результате анализа обратной связи учащихся.

Galaktionova T. G.

Saint-Petersburg State University,

professor of the Institute of Pedagogy,

St. Petersburg, Russia

Kazakova O. A.

Saint-Petersburg State University,

Institute of Pedagogy,

St. Petersburg, Russia 

Multiliteracy as an educational result, received «online»

The article considers multiliteracy as an educational result. The article describes a digital educational practice aimed at applying the skills of multiliteracy when creating a text of a new nature. The criteria for assessing the skills of multiliteracy demonstrated by students in grades 7-9 as a result of mastering the digital mini-course "Multiliteracy: Puzzles of Meaning" are presented. The data on the attitude to multiliteracy as an educational result, obtained as a result of the analysis of student feedback, are presented.

Одна из особенностей процесса обучения, с которой сталкиваются современные школьники, состоит в многообразии возможностей дополнительного образования. Это выражается в появлении разнообразных цифровых образовательных платформ для учащихся. На таких ресурсах дополнительного обучения можно обнаружить материалы разнообразной направленности (иностранные языки, программирование, искусствоведение, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ и др.).

Появление такого многообразия может быть связано с тем, что современные технологии сделали доступ к информации почти неограниченным. Научные исследования, описания великих открытий и многое другое можно обнаружить по первым ссылкам поискового запроса. Перед специалистами сферы образования эта доступность поставила новые задачи. Возникла необходимость в создании ресурса, где школьники могли бы познакомиться с миром науки, технологий и культуры. Такая платформа в электронной среде должна быть «субъектно-центрированной, с высокой долей взаимодействия, сотрудничества, коллективной работы» [2]. 

Текст как ресурс и результат является основой обучения. Для восприятия и создания текста необходима грамотность. В условиях многообразия форматов представления информации грамотность становится множественной, мультимодальной. В связи с этим понятие «грамотность» было дополнено приставкой «мульти-» (multi-) для обозначения множества возможностей взаимодействия с информацией и навыков, необходимых для создания и восприятия материалов в том или ином формате. Важно отметить, что феномен мультиграмотности (multiliteracy) не основывается на цифровых технологиях. Новые возможности служат лишь дополнительным ресурсом представления информации [1]. Анализ современного педагогического дискурса позволяет определить мультиграмотность как интегративную личностную характеристику, которая предполагает использование вербальных и невербальных средств взаимодействия с новым знанием и представляет собой совокупность умений необходимых для понимания и создания текстов новой природы.

Тексты новой природы рассматриваются в логике концепции Е.И. Казаковой в качестве научной метафоры, позволяющей определить широкую группу различных форматов представления информации, зафиксированной на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов (знаков вербального и невербального характера) [2].

Для создания онлайн-курса, посвященного формированию опыта мультиграмотности, была выбрана образовательная среда «Школа на ладони» на платформе «Наноград». «Наноград» представляет собой интерактивную платформу, где представлены небольшие онлайн-курсы, раскрывающие разные вопросы науки, техники, культуры. Платформа действительно представлена в форме города, среди основных «достопримечательностей» которого есть Академия, Корпорация, Фестивальный центр и Школа. 

Учащиеся самостоятельно выбирают траектории на основании собственных образовательных задач. Онлайн-курсы, представленные на платформе часто не связаны на прямую с конкретным школьным предметом, а значит курс, посвященный мультиграмотности, гармонично дополнял библиотеку других материалов. 

Платформа является ресурсом, позволяющим пользоваться всем спектром возможностей сетевой среды, изучать новое, получать награду в виде игровой валюты и обменивать ее на товары или новые курсы, развивать конкретные умения и навыки. Таким образом, получили отражение «познавательный, мотивационный, регуляционный аспекты» [3], происходит «обогащение деятельности субъектов образования через расширение спектра образовательных задач и пространственно-временных границ» [3]. Разработчик курса может отслеживать результаты выполнения заданий, оставлять комментарии.

Задача по проектированию мини-курса определялась четкими требованиями платформы. Построение и реализация первого русскоязычного онлайн-курса для школьников, посвященному мультиграмотности, осуществлялось с методическим и экспертным сопровождением специалистов платформы. При проектировании курса мы придерживались классических правил разработки образовательного продукта в рамках концепции персонализированной модели обучения.

Мультиграмотность в материалах курса была представлена в качестве индивидуальной личностной характеристики, позволяющей учитывать многообразие форм работы с текстом, видео, аудио, изображениями и т. д. Ученики изучали предложенные материалы, определяли наилучшие форматы работы для выполнения итогового задания. «Когда способ обучения учащихся соответствует стилю их мышления они добиваются лучших результатов в школе» [4], - формирование опыта мультиграмотности было предложено в качестве одного из путей определения такого соответствия. 

Итоговую работу предлагалось выполнить через представление предложенных фрагментов научно-популярных произведений и повестей братьев Стругацких. Из каждого текста предлагалось извлечь ценностно значимый для учащегося аспект, ассоциацию, откликающийся фрагмент. После прочтения текста учащиеся выбирали форматы для отклика, знакомились с подробным описанием задания и представленными критериями оценки. 

Разработка системы оценки результатов была наиболее сложным этапом работы над онлайн-курсом. Основанием послужили классические критерии оценивания сочинения. Таким образом, получившийся текст должен был отражать смысл и содержание выбранного фрагмента. Важным аспектом оценки было соблюдение норм синтаксиса и грамматики литературного языка. При использовании заимствованных материалов необходимо было продемонстрировать культуру авторства. В результате автор отклика получал соответствующую оценку и комментарий преподавателя. В обратной связи мы давали общую оценку работы, обозначали возможные «точки роста», комментировали тот или иной «вид текста». 

Работы большей части участников получили оценки «5» и «4», полученные тексты свидетельствовали о глубоком понимании выбранной темы. Тексты, которые получили более низкую оценку преподавателей, были выполнены без учёта представленных критериев или представлены не полностью.

Анализ читательской рефлексии, обратной связи позволил установить, что более 80% учащихся демонстрируют положительное отношение (рис. 1) к опыту освоения мультиграмотности. Созданные учащимися читательские отклики содержательны, образны, свидетельствуют о понимании и присвоении содержания текста, темы.

Kazakova-1

Рис. 1 – Словосочетания, свидетельствующие о позитивном отношении учащихся к полученному опыту

 

Более 80% учащихся полагают, что смогут использовать полученный опыт взаимодействия с текстом в дальнейшем в образовательном процессе и жизнедеятельности в целом (см. рис. 2). 

Kazakova-2

Рис. 2 - Предположения учащихся о дальнейшем использовании предложенного инструментария для решения учебных и жизненных задач

 

Мультиграмотность как социокультурный феномен представляет собой широкое поле возможностей в образовательном процессе. Развитие мультиграмотности у учащихся может иметь двунаправленный процесс, выражающийся как в представлении учебного материала, так и в формировании кросскультурных связей через взаимодействие с текстом новой природы. Представленная практика освоения опыта мультиграмотности не заменяет классическую работу с текстом. Учащиеся получают возможность использовать семиотическое многообразие при прочтении или создании текста новой природы.

 

Литература:

1. Галактионова, Т. Г. Мультиграмотность в контексте развития личностного потенциала / Т. Г. Галактионова, О. А. Казакова // Научное мнение. – 2022. – № 6. – С. 80-85. – DOI 10.25807/22224378_2022_6_80.

2. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21., No 4. — C. 102–109. doi: 10.17759/pse.2016210409. 

3. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 456–467. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.456-46.

4. Педагогика текста: опыт семиотического решения [Текст]: коллективная монография / Автор-составитель и научный редактор – Т. Г. Галактионова. Коллектив авторов: М. А. Афанасьева , Н. В. Васильева, М.И. Гринева, [и др.]. – СПб, 2013. – 379 с.

комментарии: