Елисеев А. В.

ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва


Возможности генеративных нейронных сетей при обучении будущих учителей проектированию уроков информатики в основной школе


В статье рассмотрены возможности генеративных нейронных сетей при обучении будущих учителей проектированию уроков информатики в основной школе. Использование генеративных нейронных сетей в деятельности учителей основной школы позволяет обеспечить успешность и качество школьного образования.


Eliseev A.V.

MCU

Moscow, Russia


Possibilities of generative neural networks in teaching future teachers to design computer science lessons in basic school


The article considers the possibilities of generative neural networks in teaching future teachers to design computer science lessons in basic school. The use of generative neural networks in the activity of basic school teachers allows to ensure the success and quality of school education.


Введение

В современном мире информационных технологий обучение информатике становится все более важным для учащихся в основной школе. Однако, преподавание этого предмета требует от учителей глубоких знаний и навыков в области проектирования уроков. В этом контексте возможности нейронных сетей при обучении будущих учителей проектированию уроков информатики представляют значительный потенциал.

Машинное обучение – область искусственного интеллекта, которая использует алгоритмы и модели для обучения нейросети на основе данных [1]. С помощью машинного обучения нейросети могут научиться распознавать паттерны, делать прогнозы и принимать решения без явного программирования. Это привело к огромному успеху во многих сферах, таких как образование, медицина, финансы, транспорт и другие [3]. Переход от машинного обучения к генеративным нейронным сетям открывает новые возможности в создании и использовании данных. В контексте обучения нейронные сети могут использоваться для разработки инновационных методик проектирования уроков информатики, которые будут соответствовать потребностям и способностям учащихся.

Система образования также столкнулась с рядом новых вызовов: школьники генерируют сочинения, студенты курсовые и дипломы, обучающиеся делегируют решение различных задач нейросетям и т.д. [1, 2].

 

Методика исследования

Одной из возможностей генеративных нейронных сетей является автоматический сбор и анализ данных обучения. Это позволяет учителям получить информацию о прогрессе каждого ученика и адаптировать уроки к их индивидуальным потребностям. В частности, генеративные нейронные сети могут анализировать ответы учащихся на задания и предлагать персонализированные рекомендации для дальнейшего обучения. Кроме того, нейронные сети могут использоваться для создания виртуальных сред, в которых учащиеся могут практиковать свои навыки в проектировании уроков информатики. Что в свою очередь дает возможность получить практический опыт и развить свои навыки в безопасной и контролируемой среде. Одним из самых известных и продвинутых на сегодняшний день представителей таких сетей является ChatGPT [2, 3].

В результате первичного анализа были выделены несколько областей влияния на систему подготовки учителей к учебным занятиям: создание технологической карты; разработка системы учебно-познавательных задач по теме урока; проверка выполненных учениками работ. По перечисленным областям рассматривались и анализировались примеры использования генеративных нейронных сетей.

 

Результаты

В рамках исследования было исследовано разное количество различных запросов по тематике и направлению. Ниже представлены примеры с комментариями.

1.     Создание технологической карты

Запрос: «Создай технологическую карту урока, направленного на усвоение новых знаний и умений по теме: «Алгоритмизация и программирование. Программирование на языке программирования C++», рассчитанный на 40 минут для 10 класса. В технологической карте обязательно укажи дидактическую цель урока, сформулированную исходя из темы урока; Укажи задачи обучения (понимать, знать, уметь, исследовать), воспитания, развития; Опиши планируемые образовательные результаты согласно ФГОС РФ; Перечисли методы обучения и формы обучения; Запиши опорные понятия и вводимые понятия; Составь план этого же урока; Сформируй список используемой литературы при составлении урока.»

Результат: Создание технологической карты урока

Дидактическая цель урока: Овладение новыми знаниями и умениями по теме "Алгоритмизация и программирование. Программирование на языке программирования C++".

Задачи обучения: понимать основные принципы алгоритмизации и программирования; знать основные концепции и синтаксис языка программирования C++; уметь разрабатывать простые программы на языке C++; исследовать примеры кода, чтобы лучше понять принципы программирования.

Задачи воспитания: развитие творческого и логического мышления; развитие навыков работы в команде; способствование саморазвитию и самообразованию.

Задачи развития: развитие навыков алгоритмического мышления; развитие навыков программирования на языке C++; развитие умения решать проблемы с помощью компьютерных программ.

Образовательные результаты (согласно ФГОС РФ): понимание основных концепций алгоритмизации и программирования; знание основных элементов языка программирования C++; умение разрабатывать простые программы на языке C++; умение использовать алгоритмическое мышление для решения задач.

Методы обучения: изложение материала учителем с использованием примеров и объяснений; работа в парах или группах для решения задач и обмена опытом; практические задания для самостоятельной работы.

Формы обучения: фронтальное обучение; групповая работа; индивидуальная работа; практические занятия.

Опорные понятия: алгоритмизация; программирование; язык программирования C++; переменная; операторы и выражения; условные конструкции; циклы; функции.

Вводимые понятия: алгоритм; синтаксис; компиляция; отладка.

План урока:

1. Введение (5 минут): ознакомление с темой урока и объяснение дидактической цели; презентация основных понятий алгоритмизации и программирования;

2. Разработка алгоритма (10 минут): объяснение, что такое алгоритм и как он связан с программированием; примеры разработки алгоритмов для решения простых задач

3. Основы языка программирования C++ (15 минут): обзор основных элементов языка C++ (переменные, операторы, условия, циклы); примеры кода на C++ для демонстрации основных концепций.

4. Практическое задание (10 минут): разбиение учащихся на группы для выполнения задачи; задание: написать программу на языке C++, решающую простую задачу (например, вычисление суммы чисел от 1 до N).

5. Подведение итогов и обсуждение (10 минут): презентация выполненных заданий группами; обсуждение проблем, возникших при выполнении задачи, и способов их решения

Список используемой литературы: учебник "Алгоритмизация и программирование на языке C++" автора Иванова И.И.; учебник "Основы программирования на языке C++" автора Петрова П.П.; статья "Введение в программирование на языке C++" на сайте www.example.com.; методические рекомендации Министерства образования РФ по преподаванию программирования в школе.

Это лишь пример того, как может выглядеть технологическая карта урока по указанной теме. 

2.                Разработка системы учебно-познавательных задач по теме урока

Запрос: «Разработай систему учебно-познавательных задач по теме урока: «Алгоритмизация и программирование. Программирование на языке программирования C++», состоящая из трех типов - репродуктивный, продуктивный и творческий»

Результат: Создание технологической карты урока

Разработка системы учебно-познавательных задач по теме урока "Алгоритмизация и программирование. Программирование на языке программирования C++"

Для разработки системы учебно-познавательных задач по теме урока "Алгоритмизация и программирование. Программирование на языке программирования C++", состоящей из трех типов - репродуктивного, продуктивного и творческого, можно использовать следующий подход:

1. Репродуктивные задачи: Репродуктивные задачи направлены на проверку знаний и понимания основных концепций и элементов языка программирования C++. Они могут включать в себя следующие типы задач: написание программы, которая выводит "Hello, World!" на экран; написание программы, которая считывает два числа с клавиатуры и выводит их сумму; написание программы, которая находит среднее арифметическое трех чисел;

2. Продуктивные задачи: Продуктивные задачи направлены на развитие навыков анализа и синтеза, а также на применение полученных знаний для решения более сложных задач на языке C++. Они могут включать в себя следующие типы задач: написание программы, которая считывает число N с клавиатуры и выводит все простые числа до N; написание программы, которая считывает строку с клавиатуры и выводит количество гласных букв в ней; написание программы, которая считывает массив чисел с клавиатуры и находит его сумму и среднее арифметическое.

3. Творческие задачи: Творческие задачи направлены на развитие творческого мышления и способности применять полученные знания и навыки для решения нетипичных задач на языке C++. Они могут включать в себя следующие типы задач: написание программы, которая считывает текстовый файл, анализирует его содержимое и выводит наиболее часто встречающееся слово; написание программы, которая считывает матрицу чисел с клавиатуры и находит ее определитель; написание программы, которая решает задачу коммивояжера для заданного графа.

Для каждого типа задачи можно разработать соответствующую методику и алгоритм решения, а также предоставить примеры и подсказки для студентов. Также можно использовать различные онлайн-ресурсы и учебники по программированию на C++ в качестве дополнительных материалов для подготовки задач.

Пример задачи:

Напишите программу на языке C++, которая считывает с клавиатуры число N и выводит на экран все числа от 1 до N.

#include <iostream>

int main() {

    int N;

    std::cout << "Введите число N: ";

    std::cin >> N;

    for (int i = 1; i <= N; i++) {

        std::cout << i << " ";

    }

    return 0;

}

Это пример репродуктивной задачи, которая проверяет понимание цикла и ввода-вывода в C++. Можно использовать подобные примеры для разных типов задач, чтобы помочь студентам разобраться с основами программирования на языке C++.

3.                Проверка выполненных учениками работ

Запрос: «Проверь правильность написанного кода на языке программирования C++:

#include <iostream>

int main() {

    double a, b;

    std::cout << "Введите коэффициенты a и b: ";

    std::cin >> a >> b;

    if (a = 0) {

        if (b == 0) {

            std::cout << "Уравнение имеет бесконечное множество решений." << std::endl;

        } else {

            std::cout << "Уравнение не имеет решений." << std::endl;

        }

    } else {

        double x = -b / a;

        std::cout << "Уравнение имеет одно решение: x = " << x << std::endl;

    }

    return 0;

Результат: В данном коде есть ошибки, которые могут привести к неправильной работе программы.

Ошибка находится в условии if (a = 0). Вместо оператора сравнения ==, здесь используется оператор присваивания =. Чтобы исправить это, необходимо заменить if (a = 0) на if (a == 0).

Важно отметить, что использование нейронных сетей в обучении будущих учителей проектированию уроков информатики требует специальной подготовки и обучения. Учителя должны быть ознакомлены с принципами работы нейронных сетей и уметь применять их в педагогической практике.

 

Обсуждение

В заключение возможности нейронных сетей при обучении будущих учителей проектированию уроков информатики в основной школе представляют значительный потенциал для улучшения качества обучения и повышения интереса учащихся к этому предмету. Однако, необходимо продолжать исследования и разработку соответствующих методик и инструментов, чтобы максимально использовать этот потенциал и достичь успеха в обучении информатике.

 

Литература:

1.       Елисеев, А. В. Генеративные нейронные сети в образовании: классификация и некоторые особенности использования / А. В. Елисеев, Л. А. Шунина // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования : Сборник тезисов докладов международной научной конференции, Елец, 29 сентября – 01  2023 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 193-197. – EDN KYKDOZ.

2.       Гриншкун, А. В. Влияние генеративных нейронных сетей на обучение математике / А. В. Гриншкун, Н. С. Корнева // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : Материалы VII Международной научной конференции, Красноярск, 19–22 сентября 2023 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. – С. 245-248. – EDN OEHNDL.

3.       Гриншкун, А. В. Роль генеративных нейронных сетей в процессе обучения математике / А. В. Гриншкун, Т. А. Захарова, Н. С. Корнева // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования : Сборник тезисов докладов международной научной конференции, Елец, 29 сентября – 01 2023 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 186-189. – EDN MYYRLO.

вопросы и комментарии: