Богословский
В.И.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Аниськин
В.Н., Добудько Т.В., Пугач О.И.
СГСПУ, г. Самара
Предпрофильные курсы для школьников в IT-сфере
как инструмент подготовки кадров для цифровой индустрии
В статье рассматриваются вопросы начала «ранней»
профильной подготовки школьников в IT-сфере. Представлена программа
практико-ориентированного курса предпрофильной подготовки «Тестировщик в IT.
Если ты перфекционист, и тебе это нравится».
Bogoslovsky V.I.
HSPU,
St.
Petersburg, Russia
Aniskin V.N., Dobudko T.V., Pugach
O.I.
SSSPU,
Samara, Russia
Pre-professional
courses for schoolchildren in the IT field as a training tool for
the digital industry
Pre-professional courses for schoolchildren in the IT field as a training tool for the digital industry
The article discusses the issues of the beginning of the «early» profile training of schoolchildren in the IT field. The program of the practice-oriented course of pre-profile training «Tester in IT. If you're a perfectionist and you like it»
.В настоящее время очень велика потребность нашего государства в кадрах для его цифровой индустрии. В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечено: «численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны» [1].
Согласно данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сегодня более 800 вузов реализуют программы по обучению IT-специальностям, увеличивается количество бюджетных мест в вузах по этим направлениям, реализуются проекты «Цифровые профессии», «Готов к цифре» и др. [2].
Но как показывает практика, у обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования отсутствуют должная мотивация к поступлению в вузы на эти специальности, информация о профессиях в этой сфере, их востребованности и перспективности: «большинство обучающихся 6-11 классов российских школ демонстрируют неосознанную компетентность, т.е. проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального образования (СПО) или ВО при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора» [3].
Также преподавателями вузов отмечается недостаточный уровень знаний по информатике у поступающих, поскольку имеется «существенный разрыв между формальными требованиями к школьному курсу информатики и фактическими ожиданиями (со стороны ведущих вузов, родителей, обучающихся)» [4].
Однако подготовка IT-специалиста, способного создавать цифровые
технологии, так необходимые нашей экономике – это долгий и трудозатратный
процесс. И если начать подготовку как можно раньше, то она будет проходить
легче и эффективнее.
В Самарской области реализуется предпрофильная подготовка учащихся 9
классов, включающая в себя три этапа:
- теоретический (17 академических часов)
осуществляется на базе образовательной организации, в которой учится школьник;
- практико-ориентированный (34 академических
часа) проводится в единый день (школьники должны прослушать 3
практико-ориентированных курса в АИС);
- проектный осуществляется на базе
образовательной организации, в которой учится школьник и завершается защитой
проекта профориентационной направленности.
Кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания
СГСПУ разработан и реализуется практико-ориентированный курс «Тестировщик в IT.
Если ты перфекционист, и тебе это нравится», позволяющий обучающимся получить
представление о значимости профессии специалиста по тестированию в области
информационных технологий для общества, её особенности, востребованности, об
области трудоустройства, профессиональных качествах и компетенциях, которыми
должны обладать специалисты в области тестирования программных продуктов,
группах родственных специальностей.
Актуальность данной программы заключается в том, что сегодня тестировщик
является одной из самых востребованных профессий в сфере информационных
технологий, и предпрофильные курсы могут стать отличной отправной точкой для
будущей карьеры.
Задачи программы:
- информировать о востребованности и
перспективности профессии специалиста по тестированию в области информационных
технологий;
- создать условия для реализации интереса в
области ИТ;
- сформировать у обучающихся умение оценить
свои возможности в сфере ручного и автоматизированного тестирования программных
продуктов, составления тест-кейсов, оценки качества программного обеспечения;
- обеспечить получение практического опыта в
сфере тестирования программного обеспечения.
В содержание программы включены следующие элементы:
основные понятия и термины, отражающие научные знания, такие как
информационная система, веб-приложение, этапы тестирования, верификация и
валидация программного продукта, жизненный цикл проекта разработки программного
обеспечения, цели и принципы тестирования, тест-кейс, баг-репорт, баг-трекер;
- классификация видов тестирования,
особенности их применения для различных категорий информационных систем и
программных продуктов;
- основные подходы к ручному тестированию
веб-приложений;
- документационное обеспечение процесса
тестирования: тест-планы, тест-кейсы, баг-репорты;
- инструментальные средства сопровождения
процесса тестирования: баг-трекеры;
- программные средства и особенности
автоматизированного тестирования.
Курс предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся:
материально-практическая деятельность:
- репродуктивная деятельность: учащиеся
отвечают на контрольные вопросы преподавателя, участвуют в опросах и выполняют
практические задания по каждой теме курса;
- технологическая деятельность по
тестированию программного обеспечения на примере интернет-сайта;
- практическая деятельность, связанная с
отработкой умений планирования тестирования, написания тест-кейсов, оформления
отчетов о тестировании (баг-репортов).
В результате обучения обучающиеся будут понимать:
- сущность профессий, связанных с разработкой
и тестированием программного обеспечения;
- номенклатуру и содержание типовой тестовой
документации;
- основы ручного и автоматизированного
тестирования интернет-сайтов.
В результате обучения обучающиеся будут уметь:
- составлять тест-план;
- писать тест-кейсы для ручного тестирования
интернет-сайта;
- запускать тесты и анализировать результаты
их выполнения;
- оформлять баг-репорты.
Содержание программы
Раздел I. Введение в профессию «специалист по тестированию в области
информационных технологий» (1 час)
Тема 1.1. Знакомство с профессией специалиста по тестированию в области
информационных технологий (1 час).
Специалист по тестированию в области информационных технологий – кто
это? Особенности профессии, требования, предъявляемые профессией к специалисту.
Востребованность профессии и ее распространённость. Возможность получения
продолжения профессионального образования на уровне среднего профессионального
и высшего образования. Связь с новыми профессиями из Атласа новых профессий.
Форма занятия: лекционное занятие.
Раздел II. Содержание профессии «специалист по тестированию в области
информационных технологий» (9 часов)
Тема 2.1. Актуальность профессии «Специалист по тестированию в области
информационных технологий» (1 час).
Профессии в сфере информационных технологий. Роль тестирования в
разработке программных продуктов, веб-сайтов, мобильных приложений, игр.
Карьерная траектория специалиста по тестированию в области информационных
технологий. Тестирование в инженерной деятельности, производстве и разработке
программного обеспечения. Понятийный аппарат тестировщика. Этика тестировщика.
Качества тестировщика.
Форма занятия: лекционное занятие.
Тема 2.2. Организация процесса тестирования программного обеспечения (2
часа).
Виды тестирования. Особенности организации процесса тестирования для
различных категорий программного обеспечения. Простой пример ручного
тестирования функциональности сайта: тест-план, тест-кейсы, чек-листы и
баг-репорты.
Форма занятия: комбинированное занятие (лекционное и практическое)
Практическая работа № 1. «Тестирование изделий и программ»:
Тема 2.3. Документы и инструменты «тестировщика» (2 часа).
Тестовая документация. Четыре правила письменной коммуникации. Правила
оформления тест-кейса, чек-листа и баг-репорта. Инструментальные средства
поддержки автоматизации тестирования. Платформа заданий для тестировщиков на
примере Яндекс.Толока.
Форма занятия: комбинированное занятие (лекционное и практическое)
Практическая работа № 2. «Инструменты и документы»:
Тема 2.4. Тестирование программного кода (2 часа)
Проектирование тестов, введение в тест-анализ. Поиск требований, серые
зоны, декомпозиция требований. Тест-дизайн и его правила. Исчерпывающее
тестирование, эквивалентность. Подбор тестовых значений, граничные значения.
Тестирование простых программ с условными операторами. Примеры применения
тестовых библиотек и утверждений «assert».
Форма занятия: комбинированное занятие (лекционное и практическое)
Практическая работа №3 «Тестируем простую программу»:
Тема 2.5. Тестирование веб-приложений (2 часа).
Типовые задачи тестирования веб-приложения. Элементы интерфейса. Формы и
тестирование валидации. Кроссплатформенное и кроссбраузерное тестирование.
Подбор конфигурации окружения. Тестирование верстки на адаптивность.
Тестирование мобильной версии.
Форма занятия: комбинированное занятие (лекционное и практическое)
Практическая работа № 4. «Тестирование сайтов доставки пиццы».
Раздел III. Подведение итогов (1 час)
Тема 3.1. Рефлексия отношения к курсу и профессии курса (1 час)
Вопросы на уточнение от учащихся по содержанию профессии и содержимого
курса, дальнейшему профессиональному образованию и трудозанятости.
Формулирование учащимися отношения к содержанию курса. Формулирование учащимися
отношения к профессии.
Форма занятия: комбинированное занятие (лекционное и практическое)
Практическая работа № 5. «Рефлексия отношения к курсу и профессии курса»
В качестве средства обучения учащимся предлагается на практических
занятиях использовать электронный курс, размещенный на платформе Stepik: https://stepik.org/course/189669/syllabus.
Таким образом, предпрофильная подготовка позволит школьникам не только выбрать правильный профиль обучения в 10-11 классах, поможет сориентироваться в многообразии IT-профессий, выбрать индивидуальную образовательно-профессиональную траекторию, оценить свои возможности и получить практический опыт в IT. -сфере.
Литература:
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 г.
(утверждена распор. Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р). URL: http://static.government.ru/media/files/
(дата обращения: 25.01.2024).
2. Кадры для цифровой экономики. Описание / Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (дата обращения:
27.01.2024).
3. Методические рекомендации по реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/
b1115a4a3b99035313abf9a3cf66c949/ (дата обращения: 27.01.2024).
4. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Пугач О.И. Подготовка современного учителя информатики на базе «Ядра высшего педагогического образования»: вопросы целеполагания и дидактического проектирования // Научное мнение. 2022. № 12. С. 90-97.