Богословский В.И.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

Аниськин В.Н., Добудько Т.В.

СГСПУ

г. Самара

Цифровая культура педагога сквозь призмы компьютерной грамотности и социально-технологической компетентности

В работе спроектированы призменные знаниево-компетентностная и инструментальная модели формирования и развития цифровой культуры педагога в условиях цифровой трансформации социума, основаниями которых являются личная компьютерная грамотность и социально-технологическая компетентность.

Bogoslovsky V.I.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Aniskin V.N., Dobudko T.V.

SSSPU

Samara, Russia

Digital culture of the teacher through the prisms of computer literacy and socio-technological competence

In the work, prismatic knowledge-competence and instrumental models of the formation and development of a digital culture of a teacher in the conditions of digital transformation of society are designed, the basis of which are personal computer literacy and socio-technological competence.

Проходящая в настоящее время цифровая трансформация российской экономики, ее промышленных отраслей и социальной сферы, включая образование и культуру, как важные и особозначимые составные части современного информационного социума, обусловливает и определяет насущную и оперативную необходимость поиска новых, более эффективных и продуктивных путей и способов формирования и развития цифровой культуры педагога для его адаптации и комфортного позиционирования не только в своей повседневной профессиональной деятельности, которая уже совсем скоро может стать практически полностью машинной, компьютеризированной и роботизированной, а и в стремительно изменяющихся социальных условиях, определяющих наш быт и жизнь, в целом. Эти особенности и определяют актуальность темы нашего исследования, вынесенной в заголовок статьи.

В последние годы, насыщенные идеями цифровизации образования, термин «цифровая культура», вместе с одноименными грамотностью (как основным компонентом компьютерной и функциональной грамотности) и компетентностью, уверенно заняли одну из ведущих позиций в тезаурусе не только российской научной педагогики и др. областей знания (работы: Аймалетдинова Т.А., Баевой Л.А., Баймуратовой Л.Р., Белаш В.Ю., Галкина Д.В., Гендиной Н.И., Глухова А.П., Гнатышиной Е.В., Долговой О.А., Елькиной Е.Е., Имаевой Г.Р., Ковалевой Н.В., Конкина А.А., Леонтьевой А.В., Листвиной Е.В., Мешковой Л.Н., Носковой Т.Н., Паньшина Б.Н., Прокудина Д.Е., Смирнова К.В., Соколова Е.Г., Соколовой Н.Л., Строкова А.А., Фроловой С.М., Хатит Ф.Р. и др. исследователей), а и в содержании нормативных документов, регламентирующих организацию общего, среднего профессионального и высшего образования. Так, например, в июле 2021 года в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» на портале ФГОС ВО было анонсировано утверждение отраслевыми рабочими группами на базе Университета Иннополис 30-ти моделей цифровых компетенций, которые «будут включены в новые программы высшего образования» [1]. Очевидно, что именно эти компетенции, формируемые и развиваемые на базе компьютерной (цифровой) грамотности, станут основой для жизни и деятельности нового поколения членов нашего общества, обладающих таким внутренним качеством личности, как цифровая культура.

Проведенный нами анализ литературных источников и организационно-правовых документов по данной проблеме показал, что по причинам отраслевого, предметного и иного характера, субъективизирующего подходы исследователей (в первую очередь, педагогов, психологов, ИТ-специалистов), а также чиновников-управленцев системы образования и др. менеджеров, к определению содержания феномена цифровой культуры личности педагога, в достаточно большом количестве известных нам работ это качество трактуется авторами совершенно по-разному. При этом, встречаются как варианты упрощенных и обобщенных интерпретаций термина без его привязки к специфике профессиональной деятельности учителя, так и превалирование ее значимости в формулировке определения. Можно отметить и другую крайность, которая заключается в переполнении понятия культурологическим и искусствоведческим содержанием, а также его чрезмерной технологизацией.

Ранее нами уже отмечались подобная лингвистическая гиперболизация при определении технологической культуры учителя, которую мы объясняли особенностями социально-психологического отражения в российской ментальности традиционных личностных качеств человека с позиции процессов компьютеризации и технологизации социума [2], но теперь такая особенность требует дополнительных комментариев с учетом происходящей ныне глобальной компьютеризации или, другими словами, цифровизации образования и появления новых социально-технологических факторов в ее системе.

С учетом этого обстоятельства, не отвергая гносеологической ценности трактовок понятия «цифровая культура», приведенных в работах вышеуказанных исследователей, мы считаем, что фундаментом цифровой культуры личности педагога в условиях перехода информационного общества на цифровой этап своего развития будут именно компьютерная грамотность и социально-технологическая компетентность личности учителя. На рисунке 1 в форме спроектированной призменной модели приводится наше видение особенностей процессов формирования и развития цифровой культуры педагога, осуществляющего свою повседневную профессиональную деятельность в условиях цифровой трансформации социума, сквозь знаниево-компетентностную многоугольную призму с основаниями в виде личной компьютерной грамотности и социально-технологической компетентности.

aniskin-1

Рисунок 1 – Знаниево-компетентностная модель формирования и развития цифровой культуры педагога в условиях цифровой трансформации социума

 

По-нашему мнению, призменный способ моделирования сложных процессов формирования и развития цифровой культуры педагога в условиях цифровой трансформации образования позволяет спроектировать на основе представлений о геометрических преобразованиях и современного ИКТ-тезауруса, те реальные и виртуальные преобразования и преломления внешних и внутренних профессиональных, социальных, психологических, коммуникативных и иных качеств личности учителя для адаптации его компьютерных и информационно-технологических знаний, умений, навыков, компетенций, поступков, установок, традиционных бытовых устоев и стереотипов к реалиям цифрового социума. Ведь именно эти реалии будут служить действенным мотивом постоянного развития и самосовершенства человека для продвижения к выражению своей индивидуальности через преодоление объективных и субъективных трудностей цифрового этапа развития информационного общества.

Продолжая комментировать модель на рисунке 1, отметим, что включенные в нее виды ИКТ-грамотности, компетентности и культуры педагога рассматриваются нами как главные составляющие его цифровой компетентности, которая, в свою очередь, лежит в основе цифровой культуры личности. Особое место в модели занимают коммуникативные социально-сетевые качества педагога, уровень которых определяет не только его способность к эффективному общению с коллегами и обучающимися, представляющими, в большинстве своем, поколение Альфа, т.е. тех учащихся которые «с детства вовлечены в использование информационных технологий и считают их естественной и неотъемлемой частью своей жизни» [3], а и возможность комфортного позиционирования практически в любой жизненной ситуации посредством использования информационных интернет-ресурсов социальных сетей. При этом, мы солидарны с учеными Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований в подходе к рассмотрению компьютерной (цифровой) грамотности сквозь «призму трех уровней: знаний (когнитивный аспект), навыков (технический аспект) и установок (этический аспект)» [4, с. 21], дополняя этическую составляющую психологической категорией в виде саморефлексии.

Определив основные составляющие знаниево-компетентностной модели формирования и развития цифровой культуры личности педагога через призму обязательных компьютерных (цифровых), информационно-коммуникационных и технологических качеств, а также функциональную упорядоченность, взаимосвязь и взаимозависимость их совокупности, нами была составлена инструментальная модель исследуемого процесса, приведенная на рисунке 2.

aniskin-2

Рисунок 2 – Инструментальная модель формирования и развития цифровой культуры педагога в условиях цифровой трансформации социума

 

Можно предположить, что нужное взаимодействие, взаимовлияние и преобразование указанных в знаниево-компетентностной модели качеств педагога для их системной трансформации и перехода в новое качество, каковым является «цифровая культура», могут быть достигнуты на основе принципа информационного холизма, благодаря холистичной интеграции и комплексированию приведенных инструментальных компонентов, которые, по выражению М.В. Кларина в работе «Технология обучения: идеал и реальность», учитель применяет как «оператор дидактических средств» [Цит. по 2, с. 254]. Результаты наших прежних исследований [5] дают основания утверждать, что на этапе цифровой трансформации такой комплекс электронных (компьютерных, цифровых) средств, систем, технологий, интернет-площадок, онлайн-платформ и др. инструментов в сочетании с традиционными аналоговыми средствами обучения, может весьма эффективно способствовать достижению синергетического эффекта и реализации принципа эмерджентности не только в решении задач основного и дополнительного образования в области цифровых ИКТ, а и в процессах формирования и развития цифровой культуры педагога.

Резюмируя наши рассуждения, на основе вышеприведенных призменных моделей (рисунки 1, 2), результатов ранее опубликованных работ [2; 5], а также культурно-исторической теории развития поведения и психики человека Л.С. Выготского [6], мы определяем цифровую культуру личности педагога как интегративную, системно упорядоченную совокупность его профессиональных, психологических и творческих способностей (личностных качеств), обеспечивающих верную и оптимальную, быструю и умелую социальную ориентировку в ситуациях, складывающихся в образовательной среде, холистичном информационном пространстве, быту и цифровом информационном социуме на основе общекультурных, профессиональных, предметных, коммуникационно-сетевых, универсальных, цифровых и др. ИКТ-компетенций, формируемых и развиваемых в повседневной практической деятельности, с оперативной и выгодной для себя рефлексивной реакцией на действие раздражителя.

Надеемся, что предлагаемый нами вариант определения понятия «цифровая культура личности педагога» займет свое место в тезаурусе цифрового образования и будет востребован в дальнейших исследованиях этого феномена.

 

Литература:

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/news/view/5802 (дата обращения: 11.02.2023).

2. Аниськин В.Н. Технологическая культура учителя сквозь призму российской ментальности // Известия СНЦ РАН. 2003. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». С. 250-256.

3. Салова Т.Л., Козина А.А. Поколение Альфа в структуре цифровой цивилизации // Электронный журнал «Дневник науки». 2021. № 10 (58).

4. Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Гриценко В.И., Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А. Цифровая грамотность для экономики будущего. – М.: Аналитический центр НАФИ, 2018. – 86 с.

5. Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 223-230.

6. Выготский Л.С. Проблемы развития психики (под ред. А.М. Матюшкина) // Собрание сочинений: в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 368 с.

 

комментарии: