Безуглова Ю.С.,

Павлова Т.Б.

РГПУ им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург


Цифровой образовательный ресурс для формирования правовой грамотности школьников в цифровом пространстве


В статье описана модель цифрового образовательного ресурса «Основы цифровой грамотности» для обучающихся школ. Обоснована ведущая роль игровых приёмов в процессе формирования правовой грамотности средствами разработанного ресурса. Приведены результаты внедрения ресурса в образовательный процесс школы.


Bezuglova Y.S.,

Pavlova T.B.

HSPU,

Saint-Petersburg


Digital educational resource for developing legal literacy of school students in the digital space


The article describes the model of the structure of the educational resource «Basics of Digital Literacy» for school students. The leading role of slot machines in the process of developing literacy of an algorithmic resource is substantiated. The results of resource resources in educational procedural schools are presented.


Актуальность разработки цифрового образовательного ресурса определяется повышением внимания в обществе и образовании к правовой культуре граждан в меняющемся цифровом окружении. Её фундаментом является правовая грамотность, которую можно определить, как владение видами и нормами права, регулирующими различные отношения, возникающие между людьми, в том числе в цифровом пространстве. Эту тематику активно обсуждают в научном педагогическом сообществе [4, 5, 7].

Основы правовой грамотности в цифровой среде необходимо закладывать ещё в школе, поскольку дети, являясь активными пользователями цифровых технологий, участвуют в жизни общества наравне со взрослыми, а значит должны подчиняться его законам, знать свои права и обязанности. В образовательных учреждениях внедряются различные практики формирования цифровой правовой грамотности, такие как тематические уроки и внеурочные занятия, элективные курсы и пр.

Современные школьники демонстрируют значительный интерес к изучению особых аспектов правовой грамотности в цифровой среде. Результаты опроса, проведённого среди 170 обучающихся с 5 по 8 классы, показали, что 91,3% респондентов считают, что современному человеку необходимо владеть основами цифрового права, и 77,8% из них привлекает возможность пройти обучение основам правовой грамотности с использованием информационных технологий. При этом школьники проявляют наибольший интерес к правовым аспектам деятельности в цифровой среде в следующих областях:

        90,2% – социальные сети;

        87,8% – интернет-торговля;

        75,6% – интеллектуальная собственность;

        73,2% – персональные данные и цифровые следы.

Можно сделать вывод о том, что обучающиеся следят за развитием технологий и стремятся к проявлению правовой осознанности в цифровом мире.

Организация деятельности школьников по освоению основ цифрового права включает в себя выбор релевантных методов и приёмов обучения. Они должны соответствовать возрастным стремлениям, а также потребностям и интересам обучающихся. Данные проведённого опроса явно показали, что школьники предпочитают активные и интерактивные приёмы обучения, к числу которых относят игровые (Рисунок 1) [1, 6].

bezuglova-1

Рисунок 1 – Статистика ответов обучающихся на вопрос об эффективности методов обучения

 

И. В. Патрушева отмечает, что игровые приёмы обучения «стимулируют умственную активность и волевую деятельность, приучают к посильному напряжению мысли и постоянству действий в заданном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность» [3]. Это особенно важно в процессе формирования основ правовой грамотности, поскольку образовательная деятельность нацеливается на практическое освоение знаний в жизненных ситуациях.

На современном этапе развития образования для организации активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности широко применяются цифровые образовательные ресурсы, которые играю особую роль в реализации разных технологий смешанного обучения в цифровой среде (например, перевернутый класс, ротация станций и пр.) [2].

Сегодня существует множество цифровых платформ, позволяющих создавать интерактивные цифровые образовательные ресурсы. Для разработки электронного учебного курса «Основы цифровой грамотности» была выбрана российская образовательная платформа Stepik, среди преимуществ которой выделяют:

        бесплатность;

        интуитивность управления;

        наличие обширного оценочного инструментария;

        возможность интеграции ресурсов с других сайтов;

        возможность организации дистанционного взаимодействия обучающихся через комментарии.

При разработке электронного учебного курса реализован содержательный сценарий деятельности обучающегося, нацеленный на формирование правовой грамотности и базирующийся на совокупности привычных для подростков игровых приёмов освоения содержания, таких как введение игрового персонажа, безоценочность, использование рейтинговой системы и присвоение наград.

Принятие личностно-значимой познавательной проблемы, связанной с разными аспектами цифровой правовой грамотности, происходит через погружение обучающегося в жизненные ситуации, в которые попадает персонаж. Чтобы помочь герою, обучающийся имеет возможность изучить необходимые теоретические материалы, которые подаются в удобной и привлекательной форме, что особенно важно с учётом сложности восприятия представителями современной молодёжи официального языка юридических документов (Рисунок 2).

bezuglova-2

Рисунок 2 – Фрагмент модуля «Права и обязанности пользователей в социальных сетях»

 

Вопросы, предлагаемые для самоконтроля, разнообразные интерактивные упражнения, работа над творческими мини-проектами позволяют набрать баллы и получить награды, шире понять контекст проблем, способствуют деятельностному вовлечению обучающихся, снижению психологических барьеров, связанных с совершением ошибки, и обеспечивают постоянное положительное подкрепление познавательных действий (Рисунок 3).

bezuglova-3

Рисунок 3 – Интерактивное упражнение к модулю «Права и обязанности пользователей в социальных сетях»

 

В завершении сценария обучающийся оформляет результаты решения ситуационной задачи и заполняет рефлексивную анкету, позволяющую ему оценить сильные и слабые стороны предложенных решений.

Следует отметить, что образовательный ресурс «Основы цифровой грамотности» построен на основе принципа вариативности обучения. Так, при прохождении основных тематических модулей каждый обучающийся мог выбирать контент и задания в соответствии со своими возможностями и мотивами деятельности. Например, в процессе изучения модуля «Права и обязанности пользователей в социальных сетях» обучающиеся не только узнают о содержании статьи 10.6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», но и учатся выражать своё мнение об определённых, в том числе противоправных, действиях пользователей, вырабатывают правовые установки, связанные с поведением в социальных сетях, в ходе анализа реалистичных противоправных ситуаций (к примеру, призывов к массовым беспорядкам).

Результаты апробации ресурса показали, что обучающимся удалось узнать о своих правах и обязанностях и более глубоко осознать ответственность за свои поступки в интернет-пространстве. Это подтверждают результаты успешного решения ситуационных задач и готовность обучающихся применить полученные знания на практике (Рисунок 4).

bezuglova-4

Рисунок 4 – Статистика ответов обучающихся, принявших участие в эксперименте, на вопрос, представленный в рефлексивной анкете к модулю «Права и обязанности пользователей в социальных сетях»

 

О положительном влиянии игровых приёмов, активно используемых в курсе, можно судить по такому важному показателю, как вовлечённость обучающихся в образовательный процесс. Анализ цифровых следов, оставленных обучающимися при прохождении курса, показал, что 93,9% из них были активны в обсуждениях и выполнении предложенных заданий, проявляли инициативу в самостоятельном подборе материалов для изучения, испытывали эмоциональную удовлетворённость процессом, что проявлялось в положительной обратной связи в комментариях.

Таким образом, итоги апробации модели цифрового образовательного ресурса с ведущей ролью игровых приёмов обучения показали её результативность при формировании правовой грамотности обучающихся школы в цифровом пространстве. Данный вывод сделан на основе того, что подавляющее большинство школьников, участвующих в эксперименте, выполнило предложенные задания в полном объёме и на уровне выше среднего, а также продемонстрировало состояние эмоциональной удовлетворённости процессом обучения в опросах.

 

Литература:

1. Гельман В.Я. Использование игрового подхода в преподавании общепрофессиональных дисциплин / В. Я. Гельман // Проблемы современного образования. – 2020. – № 3. – С. 154-161. – URL: https://reader.lanbook.com/journalArticle/593127 (дата обращения: 07.01.2024).

2. Клеников С.С. Теоретические основы моделирования и применения цифровых образовательных ресурсов в обучении информатике / С. С. Клеников, Д. С. Киселёв // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-1. – С. 108-111. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48289364_31804788.pdf (дата обращения: 31.01.2024).

3. Патрушева И.В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.В. Патрушева. – Москва: Изд-во Юрайт, 2023. – 130 с.

4. Стрелка В.Н. Права человека в Интернете: защита прав несовершеннолетних в сети Интернет / В. Н. Стрелка // Вопросы российской юстиции. – 2019. – № 3. – С. 1058-1075. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-cheloveka-v-internete-zaschita-prav-nesovershennoletnih-v-seti-internet?ysclid=lrsvx46hzm802522917 (дата обращения: 09.01.2024).

5. Ткаченко С.Д. Роль и место правовой культуры в современном государстве / С. Д. Ткаченко, А. В. Дашин // Эпомен. – 2022. – № 72. – С. 333-337. – URL: https://reader.lanbook.com/journalArticle/705044 (дата обращения: 03.01.2024).

6. Храмова Н.А. Использование интерактивных методов обучения на уроках математики / Н. А. Храмова, Д. А. Храмов // Учебный эксперимент в образовании. – 2021. – № 3. – С. 70-78. – URL: https://reader.lanbook.com/journalArticle/710324 (дата обращения: 09.01.2024).

7. Широ С.В. Правовая культура несовершеннолетних: содержание и особенности формирования в процессе образования / С. В. Широ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 10 (163). – С. 61-66. – URL: https://reader.lanbook.com/journalArticle/990602 (дата обращения: 02.01.2024).

вопросы и комментарии: