Безгодова
С.А.,
Васильева
С.В.,
Микляева
А.В.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Особенности стратегий онлайн-поиска учебной
информации студентов, использующих смартфон в качестве инструмента образовательной
активности
На материале опроса студентов (n=54) показано, что предпочтение смартфона как
инструмента онлайн-поиска учебной информации связано с менее выраженным контролем
над поиском и более выраженной дезориентацией (в сравнении с использованием компьютера/ноутбука).
Bezgodova
S.A.,
Vasileva
S.V.,
Miklyaeva
A.V.
HSPU
St. Petersburg, Russia
Strategies for online search of educational
information in students using smartphones as a tools of educational activity
According to survey of students (n=54), the
authors state that the preference for a smartphone as an online search tool for
educational information is associated with decreasing control over the search
and increasing disorientation (in comparison with using a computer/laptop).
Введение. Онлайн-поиск дополнительной учебной информации на протяжении
последних десятилетий остается одним из основных способов использования
образовательных возможностей сети Интернет студентами. Качество информационного
онлайн-поиска во многом опосредует продуктивность образовательной активности
студентов и определяется, в первую очередь эффективностью используемых ими
стратегий онлайн-поиска. Информационный онлайн-поиск представляет собой
целенаправленный поиск информации в сети Интернет с целью удовлетворения
информационной потребности, включающий физические и ментальные действия,
направленные на ассимиляцию найденной информации в имеющуюся у субъекта поиска
систему знаний [4]. В этом контексте стратегия онлайн-поиска может быть
определена как совокупность стилевых особенностей онлайн-поиска, определяющая
индивидуальное своеобразие поисковой активности, осуществляемой субъектом [1].
В исследовании М. Цай в структуре стратегии онлайн-поиска выделено три
компонента: поведенческий (контроль – навыки, необходимые для управления
приложениями поиска в Интернете; дезориентация – понимание собственных
действий); процедурный (пробы и ошибки – навыки опробования различных подходов
к поиску; решение проблем: навыки и готовность к преодолению трудностей,
возникающих в результате поиска); метакогнитивный (целенаправленное мышление –
навыки, необходимые для самоконтроля процесса поиска; выбор основных идей – навыки
определения ключевых единиц информации; оценка – навыки оценки и систематизации
найденной информации) [3]. К настоящему времени известно, что организация
онлайн-поиска опосредуется особенностями технических устройств, с помощью
которых он осуществляется, в частности, показано, что онлайн-поиск (как элемент
образовательной активности), осуществляемый с помощью смартфона, менее
эффективен, в сравнении с поиском, который реализуется с помощью устройства с
большим экраном и клавиатурой [2]. Однако неясно, какие компоненты стратегий
онлайн-поиска в наибольшей степени подвержены влиянию характеристик технических
устройств, в частности, смартфона. Это определило цель нашего исследования:
выявление особенностей стратегий онлайн-поиска учебной информации студентов,
использующих смартфон в качестве инструмента образовательной активности.
Материалы и методы. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью опросника
«Стратегии поиска информации в интернете» (“Online Information Searching
Strategy Inventory”) [3], который в нашем исследовании был переведен на русский
язык и прошел первичную апробацию на выборке студентов гуманитарных и
технических специальностей (n=54, средний возраст 20,3
лет). В силу относительной малочисленности выборки верификация структуры
русскоязычной версии опросника не проводилась, однако были получены
удовлетворительные коэффициенты α Кронбаха для всех семи шкал (0,68≤α≤0,79).
Информация о технических устройствах, используемых студентами в процессе
образовательной деятельности, получена с помощью анкетирования.
Статистическая обработка проводилась с использованием пакета программного
пакета “Statistica10.0” и включала расчет описательных статистик (M±S) и
критериальный анализ (U-критерий Манна – Уитни).
Результаты. Результаты показали, что каждый четвертый студент отдает предпочтение
смартфону как инструменту онлайн-поиска информации, необходимой для выполнения
учебных заданий (24,1%), остальные предпочитают использовать для этих целей
стационарный компьютер или ноутбук (70,4%) и планшетное устройство (5,5%).
Поскольку количество студентов, отдающих предпочтение планшету, оказалось
крайне незначительным, дальнейший анализ проводился только для студентов первых
двух подгрупп: «Смартфон» и «Компьютер/ноутбук» (см. таблицу 1). Статистически
значимые различия между подгруппами «Смартфон» и «Компьютер/ноутбук» зафиксированы
по параметрам «дезориентация» и «контроль»: первый показатель в подгруппе
«Смартфон» достоверно выше, а второй – достоверно ниже. Можно констатировать,
что студенты, отдающие предпочтение смартфону в качестве инструмента
онлайн-поиска учебной информации, испытывают более выраженные затруднения,
связанные с управлением приложениями, необходимыми для
онлайн-поиска, а также ощущают более выраженный эмоциональный дискомфорт
(растерянность, тревогу) и в большей степени сталкиваются с трудностями в
процессе инициации и осуществления поиска, чем студенты из группы
«Компьтер/ноутбук». Таким образом, можно утверждать, что технические
устройства, используемые студентами для поиска учебной информации, опосредуют,
в первую очередь, поведенческий компонент реализуемых ими стратегий
информационного онлайн-поиска, тогда как процедурный и метакогнитивные
компоненты не испытывают подобного влияния.
Таблица 1 – Описательные статистики, характеризующие стратегии онлайн-поиска учебной информации студентов, использующих для этой цели разные технические устройства

Выводы. Использование смартфона как инструмента онлайн-поиска учебной
информации связано с повышением уровня дезориентированности студентов и
снижением контроля над осуществляемым поиском. Наиболее чувствительным к
использованию смартфона оказывается поведенческий компонент стратегий
онлайн-поиска, тогда как процедурный и метакогнитивный компоненты в подгруппах,
использующих различные технические устройства в качестве инструментов
онлайн-поиска, не различаются. Полученные результаты необходимо учитывать в
работе, направленной на формирование продуктивных способов организации
образовательной онлайн-поисковой активности в студенческой среде.
Литература:
1.
Безгодова С. А. Стратегии онлайн-поиска информации как предмет
психологического исследования: теоретическая модель /
С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2020. – № 197.
– С. 96-112.
2.
Микляева А. В. Психофизиологические
и когнитивные медиаторы эффективности онлайн-поиска учебной информации,
осуществляемого с использованием смартфона / А. В. Микляева // Цифровая
гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022). Сборник статей III
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под
ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. – М.:
МНППУ, 2022. – С. 485-494.
3. Tsai M.-J. Online Information Searching Strategy Inventory (OISSI): A
quick version and a complete version / M.-J. Tsai // Computers & Education.
– 2009. – Vol. 53. – P. 473-483.
4. Wilson T. D. Information seeking behaviour and the digital information world / T. D. Wilson // European Science Editing. – 2004. – Vol. 30. – No. 3. – P. 77-81.