Безгодова С.А.,

Микляева А.В.,

Панферов В.Н.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург 


Метакогниции в отношении использования смартфона у школьников и студентов с разной академической успеваемостью 


На материале опроса школьников и студентов (n=635) показано, что негативные убеждения в отношении использования смартфона в целом отрицательно связаны с академической успеваемостью, что наиболее ярко проявляется у школьников (прежде всего, мальчиков). На основании результатов исследования сделано предположение о том, что становление метакогниций в отношении использования смартфона приходится на период обучения в средней школе. 


Bezgodova S.A.,

Miklyaeva A.V.,

Panferov V.N.

HSPU

St. Petersburg, Russia 


Metacognition about smartphone use among schoolchildren and students with different academic performance


According to survey of schoolchildren and students (n=635), the authors state that negative beliefs about using a smartphone are generally negatively associated with academic performance. This tendency is most pronounced among schoolchildren (primarily boys). It is assumed that the formation of metacognitions regarding the use of a smartphone is connected with the period of study at high school.


Введение. Широкое распространение смартфонов в подростковой и молодежной среде сегодня способствует повышению внимания к феномену «проблемное использование смартфона», который представляет собой неадаптивное, то есть снижающее эффективность реализации собственного потенциала в различных сферах жизни, использование возможностей смартфона [4]. Согласно результатам недавних исследований, проблемное использование смартфона сегодня примерно у 25% подростков и молодых людей [3]. Это определяет актуальность изучения механизмов профилактики и преодоления проблемного использования смартфона в этих возрастных группах.

Одно из перспективных направлений такой работы связано с созданием условий для формирования метакогниций в отношении использования смартфона. Метакогниции играют одну из ключевых ролей в активации и сохранении неадаптивных способов поведения, включая те из них, которые связаны с использованием смартфона. Метапознание, позволяя контролировать мысли, связанные с проблемным поведением, определяет возможности совладания с ним [5]. Показано, что позитивные убеждения играют роль мотиватора проблемного поведения на первых этапах его формирования, тогда как негативные определяют сокращение возможностей самоконтроля [2].

Важную роль в формировании метакогниций в отношении использования смартфона играет возможность соотнесения своих представлений о собственном поведении с его объективированными результатами, например, с академической успеваемостью. Соответствие между метакогнициями и реальными достижениями, на наш взгляд, может являться важным индикатором сформированности соответствующего аспекта метапознания. В нашем исследовании в качестве показателя, объективирующего результативность деятельности, была выбрана академическая успеваемость (характеризующая учебную деятельность, в которую, как правило, вовлечены подростки и молодежь). Цель эмпирического исследования заключалась в характеристике метакогниций в отношении использования смартфонов у школьников и студентов с разной академической успеваемостью, при интерпретации результатов решалась задача оценки сформированности метакогниций в отношении использования смартфона на разных образовательных ступенях.

Материалы и методы. Для сбора эмпирических данных использовался опросник «Метакогниции в отношении проблемного использования смартфона», адаптированный и апробированный нами ранее [1], а также анкетный опрос, с помощью которого были получены данные о текущей академической успеваемости респондентов и социально-демографических характеристиках. В исследовании приняли участие 635 респондентов в возрасте 12–46 лет (62,3% женщин), из них 284 школьника (учащиеся 6-11 классов в возрасте 12–18 лет) и 351 студент вузов в возрасте 18–46 лет. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программного пакета Statistica10.0 и включала, помимо расчета описательных статистик, дисперсионный (F) и корреляционный (r) анализ.

Результаты и обсуждение. Согласно полученным результатам, показатель позитивных метакогниций в отношении использования смартфона в целом превышает показатель негативных, при этом в женской выборке фиксируются более высокие показатели позитивных и негативных метакогниций, в сравнении с мужской (17,99±4,93 и 13,96±4,57 соответственно). Анализ показателей с учетом ступени образования показал, что для студентов характерны более высокие показатели позитивных метакогниций при более низких показателях негативных, в сравнении со школьниками (14,97 при р<0,001 и 6,85 при р=0,01 соответственно); сопряженного влияния факторов ступени образования и пола на показатели метакогниций в отношении использования смартфона не выявлено (р>0,05).

Анализ вклада фактора успеваемости в показатели метакогниций в отношении использования смартфона не позволил получить статистически значимый результат для позитивных убеждений (р>0,05), однако для показателя негативных убеждений такой результат был получен (F=3,43 при р=0,02): по мере возрастания успеваемости снижается показатель негативных убеждений в отношении использования смартфона. Для респондентов с низкой успеваемостью этот показатель составил 16,01 баллов, со средней – 14,18 баллов, с высокой – 13,06 баллов. Эти результаты оказались одинаково значимыми как для подгруппы школьников, так и для подгруппы студентов (для взаимодействия факторов «ступень образования * успеваемость» р>0,05). Таким образом, можно констатировать, что школьники (как минимум, начиная со средней школы – именно эта ступень образования была самой «младшей» в нашем исследовании») и студенты вузов в достаточной мере осознают последствия проблемного использования смартфона для результативности собственной образовательной активности, рефлексируя взаимосвязь между проблемным использованием смартфона и успеваемостью.

Результаты дисперсионного анализа были подтверждены анализом корреляционных взаимосвязей, которые оказались универсальными для подгрупп школьников и студентов: показатели позитивных и негативных метакогниций в обеих выборках положительно взаимосвязаны друг с другом (r=0,28 в выборке студентов и r=0,44 в выборке школьников, р<0,05), при этом показатель успеваемости в обоих случаях отрицательно взаимосвязан с показателем негативных убеждений в отношении использования смартфона (r=-0,25 в выборке студентов и r=-0,22 в выборке школьников, р<0,05), в то время как для показателя позитивных метакогниций таких взаимосвязей ни в одной из подгрупп обнаружено не было (р>0,05). При этом у школьников зафиксированы отрицательные взаимосвязи между показателем негативных метакогниций, с одной стороны, и успеваемостью и возрастом (r=-0,22 при р<0,05 и r=-0,17 при р<0,05 соответственно), с другой стороны, которые не обнаруживаются в подгруппе студентов (р>0,05). Этот результат позволяет нам предположить, что становление рефлексии в отношении влияния проблемного использования смартфона на результативность учебной деятельности приходится именно на период школьного обучения (и, вероятно, «встроено» в процессы становления рефлексивного потенциала в целом, характерные для данного возрастного периода), в результате чего к этапу обучения в вузе эти убеждения уже сформированы, и использование смартфона оказывается более контролируемым (о чем косвенно свидетельствует и отмеченное выше снижение негативных метакогниций студентов, в сравнении со школьниками).

Аналогичный анализ, проведенный с учетом пола респондентов, показал, что линейная отрицательная взаимосвязь между негативными метакогнициями и успеваемостью в большей степени характерна для респондентов мужского пола, тогда для женской подгруппы ярко выраженных различий по критерию успеваемости не зафиксировано (F=3,02 при р=0,05). Эти данные могут указывать на то, что формирование метакогниций в отношении использования смартфона у девушек протекает быстрее, чем у юношей (что отражает обобщенные тенденции в становлении рефлексивного потенциала в целом), и к средней школе убеждения девушек в отношении использования смартфона уже во многом сформированы, тогда как у их сверстников мужского пола они находятся в стадии формирования и определяются различными внешними факторами, включая академическую успеваемость.

Выводы. Становление метакогниций приходится на период обучения в средней школе и происходит в соответствии с возрастными закономерностями развития рефлексивного потенциала. Академическая успеваемость является для школьников и студентов значимым показателем в процессах осмысления собственного поведения, связанного с использованием смартфона, что особенно характерно для школьников мужского пола. Результаты исследования свидетельствуют о важности работы, направленной на формирование адаптивных стратегий использования смартфонов, которая должна реализовываться на этапе школьного обучения, в период активного становления рефлексивного и регуляторного потенциала.

Финансирование. Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 23ВГ).

 

Литература:

1. Микляева А.В. Опросник «Метакогниции в отношении проблемного использования смартфона»: сокращенная русскоязычная версия для подростков и молодежи / А.В. Микляева, В.Н. Панферов, И.А. Горьковая // Экспериментальная психология (в печати).

2. Hamonniere T. Metacognitive beliefs in addictive behaviours: A systematic review / T. Hamonniere, I. Varescon // Addictive Behaviors. 2018. Vol. 85. P. 51–63.  DOI: 10.1016/j.addbeh.2018.05.018

3. Fischer-Grote L. Risk factors for problematic smartphone use in children and adolescents: a review of existing literature / L. Fischer-Grote, O.D. Kothgassner, A. Felnhofer // Neuropsychiatry. 2019. Vol. 33 (4). P. 179–190. DOI: 10.1007/s40211-019-00319-8

4. Sohn S.Y. et al. Prevalence of problematic smartphone usage and associated mental health outcomes amongst children and young people: a systematic review, meta-analysis and GRADE of the evidence. BMC Psychiatry. 2019. Vol. 19. Р. 356. DOI: 10.1186/s12888-019-2350-

5. Wells A., Cartwright-Hatton S. A Short form of the Metacognitions Questionnaire: Properties of the MCQ-30 // Behaviour Research and Therapy. 2004. Vol. 42. P. 385–396. DOI: 10.1016/S0005-7967(03)00147-5

вопросы и комментарии: