Антипина С. С.
г. Санкт-Петербург
Киберагрессия и цифровой опыт в
подростковом возрасте: гендерные различия
В статье приведен анализ результатов исследования,
направленного на сравнение мотивов киберагрессии и цифрового опыта мальчиков и
девочек подросткового возраста. Теоретическую основу исследования составил
подход, предложенный К. С. Рунионсом [8], в соответствии с которым выделяются
четыре типа агрессивного поведения в Интернете: импульсивно-ответный,
произвольно-ответный, произвольно-инициативный, импульсивно-инициативный. Сбор
данных осуществлялся с помощью опросника «Типология киберагрессии» и анкеты для
оценки вовлеченности подростков в интернет-коммуникацию. В исследовании приняли
участие 421 подросток в возрасте 10–16 лет, из них 52 % девочек и 48 %
мальчиков, учащихся общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. В результате
исследования было установлено, что подростки заинтересованы в
онлайн-коммуникациях, при этом свой опыт онлайн-агрессии они оценивают, как
достаточно редкий. Между показателями киберагрессии и характеристиками,
описывающими цифровой опыт подростков, обнаруживаются сильные корреляционные
взаимосвязи как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Девочки-подростки
чаще, чем мальчики, проявляют произвольно-ответную киберагрессию; больше
времени проводят в социальных сетях, однако при этом реже удовлетворены тем,
как складывается их общение в Интернете. В выборке мальчиков преобладают
импульсивно-ответная и произвольно-инициативная типы киберагрессии. Они чаще
действуют импульсивно и их действия зависят от поведения партнера по
коммуникациям. Полученные данные могут найти применение в разработке программ
психопрофилактики и психокоррекции киберагрессивного поведения в подростковой
среде.
Antipina S. S.
St. Petersburg, Russia
Cyber-aggression
and digital experiences in adolescence: gender differences
The article provides an analysis of the results of a study aimed at
comparing the motives for cyber-aggression and the digital experience of
teenage boys and girls. The theoretical basis of the study was the approach
proposed by K. C. Runions [8], according to which four types of aggressive
behavior on the Internet are distinguished: impulsive-aversive, controlled-aversive,
impulsive-appetitive and controlled-appetitive. Data collection was carried out
using the “Typology of Cyber-Aggression” questionnaire and a questionnaire to
assess the involvement of adolescents in Internet communications. The study
involved 421 teenagers aged 10–16 years, of which 52% were girls and 48% were
boys, students of secondary schools in St. Petersburg. As a result of the
study, it was found that teenagers are interested in online communications,
while they assess their experience of online aggression as quite rare. Strong
correlations were found between indicators of cyber-aggression and
characteristics describing the digital experience of adolescents in both the
group of boys and the group of girls. Teenage girls are more likely than boys
to exhibit controlled-aversive cyber-aggression; they spend more time on social
networks, but are less satisfied with how their online communication is going.
In the sample of boys, impulsive-aversive and controlled-appetitive types of
cyber-aggression predominated. They often act impulsively and their actions
depend on the behavior of their communication partner. The data obtained can be
used in the development of programs for psychoprevention and psychocorrection
of cyber-aggressive behavior among adolescents.
Стремительное развитие Интернета и
активное его использование приводит к изменению образа жизни подростков и создает
новые формы коммуникаций. По данным на 2022 год, в России 65 % подростков
ежедневно общаются в соцсетях [2]. При этом важно отметить, что взаимодействие
с людьми, а именно онлайн-общение становится значимой сферой для подростков. С
одной стороны, это позволяет расширить круг контактов, поддержать дружеское
взаимодействие. С другой стороны, это провоцирует рост совершенно новых
проблем, в числе которых – киберагрессия, понимаемая как агрессивное поведение,
осуществляемое через Интернет или, в более общем смысле, при помощи
информационно-коммуникационных технологий [6; 7; 10]. По данным Г. У.
Солдатовой, С. В. Чигарковой и Е. Н. Львовой, 44 % российских подростков
получают агрессивные сообщения, общаясь в Интернете [3]. На основе анализа литературных источников,
мы сформулировали следующие исследовательские вопросы: 1) Существуют ли
различия в мотивах киберагрессии мальчиков и девочек подросткового возраста? 2)
Как связаны между собой склонность к киберагрессии и цифровой опыт в выборках
мальчиков и девочек? Отличаются ли время, проведенное в Интернете, и частота
использования социальных сетей в группах подростков мальчиков и девочек? Цель нашего исследования состояла в том,
чтобы проанализировать взаимосвязь между киберагрессией и временем, проведенным
в Интернете, у подростков мальчиков и девочек. Теоретическую основу исследования составил
подход, предложенный К. С. Рунионсом. По мнению К. С. Рунионса, киберагрессию
подростков можно описать через их мотивационные цели (инициативная или ответная
киберагрессия) и способность к поведенческому самоконтролю (импульсивная или
произвольная киберагрессия). Эта модель предполагает четыре типа киберагрессии
в подростковом возрасте: импульсивно-ответную, произвольно-ответную,
импульсивно-инициативную и произвольно-инициативную [8]. В исследовании приняли участие 421
школьник 4–9 классов учащиеся общеобразовательных школ Санкт-Петербурга.
Исследование проводилось в школах во внеурочное время. Подростки имели согласие
родителей и принимали участие добровольно. Склонность к киберагрессии и ее мотивы
изучались с помощью опросника «Типология киберагрессии» [1]. Данный опросник позволяет
оценить общую склонность к киберагрессии, а также различные мотивы
киберагрессивного поведения в соответствии с типологией К. С. Рунионса [9],
которая представлена следующими факторами: импульсивно-ответная киберагрессия,
произвольно-ответная киберагрессия, произвольно-инициативная киберагрессия,
импульсивно-инициативная киберагрессия. Оценка вовлеченности подростков в
интернет-общение проводилась с помощью анкетирования. Мы попросили подростков
ответить на 5 вопросов о количестве времени, проведенном в Интернете,
проявлении агрессии и получении агрессии в свой адрес во время общения в
Интернете, а также о степени удовлетворенности общением в Сети. Согласно полученным данным, гендерные
различия показателя склонности к киберагрессии, а также показателей
выраженности отдельных мотивов киберагрессии оказались не слишком
существенными. Различия между выборками мальчиков и девочек были обнаружены по
показателям «импульсивно-ответная» и «произвольно-инициативная» киберагрессии.
Причем и для мальчиков, и для девочек более свойственна произвольно-ответная
киберагрессия (см. табл. 1).
Таблица 1 – Описательные статистики, характеризующие подгруппы
подростков с учетом пола
В настоящее время проблема киберагрессии привлекает внимание
специалистов и широкой общественности к теоретическому исследованию сущности и
причин возникновения агрессивного поведения у подростков в интернет-среде. Особое внимание
следует уделить аспектам гендерной специфичности киберагрессии, присущей
подросткам.
Примечание: *- ≤0,05; *** - ≤0,001
Также согласно данным, представленным в таблице
1, можно утверждать, что показатели проявления импульсивно-ответной и
произвольно-инициативной киберагрессии, а также суммарный показатель
киберагрессии в выборке мальчиков выше, чем в выборке девочек. В свою очередь
подростки – девочки чаще, чем мальчики используют мотив «мести», проявляя
агрессию по отношению к другим пользователям в сети Интернет. Мы можем
предполагать, что проявление онлайн-агрессии со стороны девочек носит более
продуманный характер, они не хотят открыто выставлять себя в качестве агрессора,
в то время как мальчики чаще действуют импульсивно, их действия зависят от
поведения партнера по коммуникации. Таким образом, первая
гипотеза нашего исследования может считаться подтвержденной.
Использование мобильных телефонов,
Интернета и различных социальных сетей является универсальным среди
обследованных подростков, 100% из них сообщили, что имеют доступ к этим
ресурсам. Согласно собственной оценке подростки проводят в Интернете небольшое
количество времени от 1 до 3 часов (42%), лишь треть опрошенных подростков
(29%) проводят в Сети до 8 часов в сутки (см. табл. 2).
Таблица 2 – Ежедневное время, проводимое онлайн (%)
В то же время
девочки используют Интернет для общения чаще, чем мальчики. Девочки выбирают
ответ «1–3 часа» (33%) и «4–8 часов» (18%) чаще по сравнению с мальчиками, в то
время как мальчики предпочитают пункт «менее 1 часа» (57%). При этом мальчики в
большей степени удовлетворены тем, как складывается их общение в Интернете (63%),
чем девочки (54%). Не было выявлено
никакой разницы в самооценке опыта киберагрессии у девочек и мальчиков.
Подростки заявляют, что они со своей стороны редко проявляют агрессию в адрес
других людей и обычно не становятся жертвами киберагрессии. Таким образом, мы видим, что время, проведенное подростками
в Интернете и самооценка опыта киберагрессии не зависят от пола, что не
подтверждает одну из выдвинутых гипотез. Корреляционный анализ, позволил выделить специфические
взаимосвязи между склонностью к киберагрессии и характеристиками цифрового
опыта в выборках мальчиков и девочек. Произвольно-ответная киберагрессия
оказалась не связана со временем, проводимым в Интернете и в социальных сетях,
а также с агрессией со стороны других пользователей в группе девочек, а
импульсивно-ответная киберагрессия – со временем, проводимым в социальных
сетях, чатах и форумах в аналогичной группе (см. табл. 3).
Таблица 3 – Результаты корреляционного анализа в
группах мальчиков и девочек (представлены только статистически значимые
результаты корреляции)
Примечание: *-
≤0,05; ** - р≤0,01; м – мальчики, д – девочки; ИО - импульсивно-ответная
киберагрессия, ПО - произвольно-ответная киберагрессия, ПИ -
произвольно-инициативная киберагрессия, ИИ - импульсивно-инициативная
киберагрессия. Регрессионный
анализ, осуществленный на совокупной выборке, позволил получить статистически
значимую регрессионную модель как для суммарного показателя киберагрессии, так
и для каждого ее типа в группах мальчиков и девочек (см. табл. 4).
Таблица 4 – Результаты регрессионного анализа в группах
мальчиков и девочек
Примечание: КА – киберагрессия Согласно данным моделям выявлено лишь два предиктора (время,
проведенное в Интернете, и агрессия, проявляемая в адрес других пользователей),
что подтверждается выводами других исследователей, обнаруживших что, время,
связанное с использованием Интернета, является значимым предиктором
киберагрессии у подростков [4]. Для мальчиков оказалась более значимым
предиктором агрессия, проявляемая в адрес других пользователей. Лишь для киберагрессии,
мотивированной «яростью», имеет значение количество времени, проведенного в
Интернете. У девочек-подростков предикторы более разнообразны. На инициативные
типы киберагрессии и суммарный показатель влияние оказывает время, проведенное
в Интернете. Для произвольно-ответной киберагрессии и киберагрессии в целом
значение имеет агрессия, проявляемая в адрес других пользователей. Таким
образом, наша гипотеза о том, что тенденция к киберагрессии положительно
связана с вовлеченностью подростка в интернет-коммуникацию, была подтверждена
частично. Результаты нашего
исследования свидетельствуют о том, что подростки заинтересованы в
онлайн-коммуникациях. При этом свой опыт онлайн-агрессии они оценивают, как
достаточно редкий. Возможно, частое использование Интернета, расширение
онлайн-контактов, может сделать подростков более уязвимыми, превратив их в
мишень для киберагрессии со стороны других пользователей [5]. Что касается
гендерных различий, результаты данного исследования показывают, что девочки и
мальчики по-разному относятся к возможностям использования Интернета и,
возможно, девочки являются более осторожными пользователями Интернета [5]. Таким образом, полученные
данные должны быть использованы для обучения подростков безопасному поведению в
Интернете, при этом профилактические и коррекционные программы
киберагрессивного поведения подростков, должны учитывать половозрастные
особенности проявления агрессии в интернет-пространстве. Литература: 1. Антипина
С. С. Опросник «Типология киберагрессии»: структура и первичные
психометрические характеристики / С. С. Антипина // Вестник Кемеровского
государственного университета. – 2021. – Т. 23. – № 1. – С. 113–122. 2. Отчет
о проведении социологического исследования «Подростки 360» // Росподрос : сайт.
– Москва, 2022. – URL: https://rospodros.ru/polls 3. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова
Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и
Московской области / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, Е. Н. Львова // Эпоха
науки. – 2017. – № 12. – С. 103–109. 4. Álvarez-García D., Núñez J. C., García T.,
Barreiro-Collazo A. Individual, family, and community predictors of
cyber-aggression among adolescents / D. Álvarez-García, J. C. Núñez, T. García,
A. Barreiro-Collazo // The European journal of psychology applied to legal
context. – 2018. – Vol. 10. – P. 79–88. 5. Erdur-Baker Ö. Cyberbullying and its correlation to
traditional bullying, gender and frequent and risky usage of internet-mediated
communication tools / Ö Erdur-Baker // New media & society. – 2010. – Vol.
12(1). – P. 109–125. 6. Kowalski R. M., Giumetti G. W., Schroeder A. N.,
Lattanner M. R. Bullying in the digital age: a critical review and
meta-analysis of cyberbullying research among youth / R. M. Kowalski, G. W.
Giumetti, A. N. Schroeder, M. R. Lattanner // Psychological bulletin. – 2014. –
Vol. 140(4). – P. 1073–1137. 7. Price M., Dalgleish J. Cyberbullying: experiences,
impacts and coping strategies as described by Australian young people / M.
Price, J. Dalgleish // Youth studies Australia. – 2010. – Vol. 29. – P. 51–59. 8. Runions K. C. Toward a conceptual model of motive and
selfcontrol in cyber-aggression: Rage, revenge, reward and recreation / K. C. Runions
// Journal of Adolescence. –
2013. – Vol. 42. – P. 751–771. 9. Runions K.C., Bak M., Shaw T. Disentangling functions
of online aggression: The Cyber-Aggression Typology Questionnaire (CATQ) / K.
C. Runions, M. Bak, T. Shaw // Aggressive behavior. – 2016. – Vol. 43. – P.
74–84.
10. Tokunaga R. S. Following
you home from school: A critical review and synthesis of research on
cyberbullying victimization / R. S. Tokunaga // Computers in human behavior. –
2010. – Vol. 26. – P. 277–287.