Абсатова М.А.

д.п.н.,профессор

КазНПУ им.Абая

Дошыбеков А.Б.

доктор PhD,

асс.профессор

КазАСТ

г.Алматы, Казахстан


Возможности виртуальной лаборатории в реализации олимпийского образования в Казахстане


В статье раскрывается проблема развития олимпийского образования в системе работы средней школы. Авторы попытались представить структуру и особенности работы виртуальной лаборатории, направленной на развитие олимпийского образования в Казахстане.


Absatova M.A.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abai Kazakh National Pedagogical University

Doshybekov A.B.

Doctor of PhD, Assoc.Professor

KazAST

Almaty, Kazakhstan


The possibilities of a virtual laboratory in the implementation of Olympic education in Kazakhstan


The article reveals the problem of the development of Olympic education in the secondary school system. The authors tried to present the structure and features of the virtual laboratory aimed at the development of Olympic education in Kazakhstan.


Работа выполнена в рамках ГФ МНВО РК АР 14871202.

 

В Послании главы государства К.К. Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года определены ведущие задачи: «Я уделяю повышенное внимание вопросам цифровизации и внедрения инноваций. Перед нами стоит стратегически важная задача -превратить Казахстан в IT- страну» [1].

Также необходимо отметить, что развитие физически здоровой личности, будущее поколение нашей страны-всегда в приоритете. В том числе развитие олимпийского образования особо актуально в сегодняшних условиях, когда большинство обучающихся школ проводят огромное количество времени за информационно-коммуникационными средствами нам необходимо приложить усилия для совершенствования своего здоровья на основе онлайн ресурсов. И здесь мы считаем, что разработка и внедрение виртуальной форсайт лаборатории олимпийского образования даст возможность молодежи не только ознакомиться, но и внедрить в учебный процесс через учебно-методические разработки.

Виртуальная форсайт лаборатория была разработана и внедрена в рамках проекта грантового финансирования. Расположена на официальном сайте Казахской академии спорта и туризма на страничке Олимпийской академии. Виртуальная лаборатория в своей структуре имеет несколько разделов (рисунок -1). 


Рис.1 – Скрин страницы виртуальной форсайт лаборатории

 

Четыре больших блока: прогноз, проектирование, форсайт, анализ. Каждый раздел несет свои определенные функции, помимо этих разделов есть еще такие составляющие, как чемпионы и призеры олимпийских игр, научная конференция, объявления, новости и контакты.

Первый раздел «Прогноз» направлен на проведение психолого-педагогической, физической диагностики обучающихся начальной школы и ведение мониторинга развития данных. В данном разделе собрана вся информация о проведенных диагностических инструментах и отражены результаты таких диагностик, как: Анкета для выявления потребностей студентов, учителей школ, обучающихся, инструменты измерения для учащихся по блокам: психодиагностика, блок определения физических свойств, блок антропометрических и физиометрических показателей.

Второй раздел «Проектирование» включает в себя онлайн курсы для студентов и учителей школ «Олимпийское образование», онлайн лекции казахстанских и зарубежных ученых, онлайн встречи с чемпионами и призерами олимпийских игр, мастер классы с ведущими и заслуженными тренерами Республики Казахстан.

Третий раздел представляет форсайт сессии, проведенные для учителей школ, расписание проведения курсов «Олимпийское образования», «Управление образованием в инновационно-цифровой среде», ссылку на встречу на платформе Zoom, программу курсов, видеолекции и мастер классы.

Четвертый раздел «Анализ» направлен на анализ международного и казахстанского опыта внедрения олимпийского образования в процесс обучения, учебно-методическое обеспечение школы и высшего учебного заведения.

На каждом этапе были проведены соответствующие работы. После определения потребностей как обучающихся, так и учителей нами были разработаны элективные курсы «Олимпийское образования», «Управление образованием в инновационно-цифровой среде» и внедрены в процесс для учителей проведены лекции и практические занятия. По завершении курса учителя защитили проекты и расположили их на онлайн доске Padlet, рис. -2. 


Рис.2 – Онлайн доска Padlet с загруженными работами учителей.

 

Как видно из рисунка на курсах принимали участие учителя физической культуры из 4 школ: школа -лицей №119, гимназия №138 им.М.Базарбаева, школа- гимназия села Алмалыбак, средняя школа №48 им.Т.Айбергенова города Алматы и Алматинской области.

Необходимо отметить, что после обучения учителей школ нами была внедрена в те же экспериментальные школы рабочая тетрадь «Олимпиада жолсерігі» (Путеводитель олимпиады) для учащихся 3 класса в электронном и бумажном формате, разработанная в рамках проекта. (рисунок-3).


Рис.3 – Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательной школы

 

       Электронная тетрадь расположена на страницах виртуальной лаборатории, а в бумажном варианте с ней работали учащиеся 3 класса общеобразовательной школы в течении 2 полугодия 2022-2023 учебного года. Особенностью виртуальной лаборатории является то, что она расположена на сайте в открытом доступе для всех. Для интересующихся проблемой олимпийского образования на сайте можно ознакомиться с учебно-методическими разработками, просмотреть видеолекции по курсам, видеозаписи мастер классов и видеозаписи встреч с чемпионами и просмотреть и скачать разработки мероприятий, прошедших в экспериментальных школах: Правила конкурса «Знатоки олимпиады», Правила конкурса рисунков, вопросы викторины (готовые презентации), сценарий соревнований по зимним видам олимпийского спорта и т.д.

       Таким образом, виртуальная лаборатория олимпийского образования нацелена на приобщение подрастающего поколения к ценностям олимпизма, на развитие интереса к спорту, к разновидностям спорта и развитие духовно и физически здоровой личности.

 

Литература:

1. Послание главы государства К.К.Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года

https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-ekonomicheskiy-kurs-spravedlivogo-kazahstana-18588

вопросы и комментарии: