Бетеньков Ф.М.

ФГБОУ ВО АлтГПУ

г. Барнаул

Овчаров А.В.

ФГБОУ ВО АлтГПУ

г. Барнаул

Олейников А.Н.

ФГБОУ ВО АлтГПУ

г. Барнаул

Подготовка будущего учителя технологии в рамках «Ядра высшего педагогического образования»

В статье анализируется документ «Ядро высшего педагогического образования» по подготовке будущего учителя - уровня бакалавр с позиции реализации «Национального проекта «Образование»» применительно к подготовке будущего учителя технологии. Показаны особенности подготовки будущего учителя такого профиля.

Betenkov F.M.

FGBOU VO AltGPU

Barnaul, Russia

Ovcharov A.V.

FGBOU VO AltGPU

Barnaul, Russia

Oleynikov A.N

FGBOU VO AltGPU

Barnaul, Russia

Training of a future technology teacher within the framework of the «Core of Higher Pedagogical Education»

The article analyzes the document "The core of higher pedagogical education" on the preparation of future teachers - bachelor level from the perspective of the implementation of the "National project "Education"" in relation to the training of future teachers of technology. The features of the preparation of a future teacher of this profile are shown.

В документе «Ядро высшего педагогического образования» [3] представлены методические рекомендации по подготовке будущего учителя - уровня бакалавр. Особенностью методических рекомендаций является то, что там представлена единая структура программы подготовки будущих учителей разных профилей (предметных областей) в соответствии с требованиями действующего ФГОС. Образовательная программа любого профиля строится по единому набору модулей. Все модули имеют единые минимальные требования по содержанию за исключением «предметно-методического модуля», где содержание определяется профилем подготовки будущего учителя. В соответствии с ФГОС методические рекомендации представляют компетентностную модель подготовки. Каждый модуль ориентирован на формирование соответствующих компетенций, а также приведен перечень дисциплин и минимальное количество часов, отводимых на каждую дисциплину, что необходимо для формирования соответствующих компетенций.

В этой ситуации, выпускающая кафедра обязана составить учебный план в соответствии с требованиями этого документа и требованиям ФГОС. Профиль подготовки «Технология» имеет особенности, связанные, кроме того, с требованиями «Национального проекта «Образование»», где в паспорте этого документа сказано: «…вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования», а школьному курсу «Технология» отводится одна из ведущих ролей [1]. В разделе «Федеральный проект «Современная школа»» основное внимание отводится школьному курсу «Технология», в частности, в пункте 1.36 говорится о планируемых результатах реализации проекта - к концу 2024 года: «во всех субъектах Российской Федерации обеспечена возможность изучения предметной области "Технология" и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в т.ч. детских технопарков «Кванториум»». В документе [2] приведен примерный перечень оборудования технопарков по следующим направлениям:

1.  "Кванториум" по направлению "VR/AR-квантум"

2.  "Кванториум" по направлению "Автоквантум"

3.  "Кванториум" по направлению " IT-квантум"

4.  "Кванториум" по направлению "Аэроквантум" (самолеты)

5.  "Кванториум" по направлению "Аэроквантум" (вертолеты)

6.  "Кванториум" по направлению "Аэроквантум" (коптеры)

7.   "Кванториум" по направлению "Биоквантум"

8.   "Кванториум" по направлению "Геоквантум"

9.   "Кванториум" по направлению "Data-квантум"

10. "Кванториум" по направлению "Космоквантум"

11.  "Кванториум" по направлению "Наноквантум"

12.  "Кванториум" по направлению "Промдизайнквантум"

13.  "Кванториум" по направлению "Промробоквантум"

14.  "Кванториум" по направлению "Хайтек"

15.  "Кванториум" по направлению "Энерджиквантум"

16.  "Кванториум" по направлению "Интерактивная зона"

17.   "Кванториум" зона Лекторий

18.  "Кванториум" зоны Коворкинг

19.  "Кванториум" для персонала

20.  "Кванториум" зона Ресепшн


Приведенные направления, свидетельствуют о том, что выпускник Алтайского государственного педагогического университета (выпускающая кафедра технологических дисциплин) может оказаться в школе, где может быть поставлено оборудование по любому из этих направлений и он должен быть готов к работе с этим оборудованием. В этом случае сложность формирования учебного плана заключалась в наполнении содержания дисциплин предметно-методического блока. Необходимо было обеспечить возможность студентам познакомиться со всем перечнем оборудования. Очевидно, что обеспечить студентам возможность поработать с каждым прибором или устройством из всего перечня оборудования по всем направлениям кванториумов, невозможно. Но анализ перечня оборудования позволяет выделить приборы и устройства, работающие по одному принципу и обеспечить возможность освоить их работу на примере одного устройства.

Первый семестр работы в рамках «Ядра высшего педагогического образования» позволил выявить недостатки сформированного учебного плана и в рамках локальных нормативных требований внести предложения по его корректировки. Стало очевидным, необходимость увеличить количество часов отведенных на некоторые дисциплины («Мехатроника и робототехника», «3D-моделирование и прототипирование», «УП Ознакомительная (предметная) практика») в рамках рекомендованного объема на весь курс подготовки будущего учителя технологии, обозначенных как минимальное в «Ядре высшего педагогического образования». В частности, анализ перечня оборудования возможных направлений кванториумов, приведенных выше, позволяет сделать вывод о необходимости увеличения количества часов на такие дисциплины как «Мехатроника и робототехника обязательно раздел «Образовательная робототехника»» и «3D-моделирование и прототипирование».

Первый семестр позволил в процессе реальной практики работы в условиях требований «Ядро высшего педагогического образования» выявить необходимость корректировки учебного плана. Очевидно, что это только первые шаги. Обозначенная проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях, рекомендованных «Ядром высшего педагогического образования» и требованиями реализации «Национального проектом «Образование»» потребует от выпускающих кафедр этого профиля дальнейшего анализа и корректировки учебных планов.

 

Литература:

1. Паспорт национального проекта «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/NP_Obrazovanie.htm (дата обращения 20.01.2023).

2.     Примерный перечень оборудования для оснащения детского технопарка https://vestnik.edu.ru/uploads/files/9ea47c09932f59391d85f42677be6f52.pdf.

комментарии