Смирнов Л. В.

РГПУ им. А.И. Герцена,

СПб ГУПТД ВШТЭ

Санкт-Петербург


Интервьюирование с элементами художественной литературы в содержании, осуществляемое посредством коммуникации студентов технологического образования с искусственным интеллектом


В данной работе рассматривается значимость применения методов художественной литературы к вводному тестированию студентов технологического образования при изучении модуля аддитивных технологий. Вводное тестирование разработано с применением элементов художественной литературы. Описывается принцип взаимодействия обучающихся с ИИ помощником, разработанным для социальной сети «Telegram», а также взаимодействие с программой для персонального компьютера разработанной на языке программирования Java.


Smirnov L. V.

HSPU

SPb SUITD HSTE,

St. Petersburg, Russia


Interviewing with elements of fiction in the content carried out through communication between students of technological education with artificial intelligence


This paper examines the significance of applying fiction methods to introductory testing of students of technological education when studying the module of additive technologies. Introductory testing was developed using elements of fiction. The principle of interaction between students and an AI assistant developed for the social network “Telegram” is described, as well as interaction with a program for a personal computer developed in the Java programming language.


В сфере интернет-технологий ботами называют специальные программы, которые используются для выполнения работы, где человеческих ресурсов может быть недостаточно, либо в них нет необходимости. Чат-боты – это роботы или специальные программы, разработанные специально для конкретных целей и видов активности в интернете. Для создания бота пишутся программы, содержание которых зависит от предназначения робота. Подавляющее большинство чат-ботов применяются в сфере маркетинга, общения в социальных сетях, поиска определенного контента, но при этом применение данной технологии в образовании минимально [1].

Первое впечатление, как известно, играет важную роль в межличностных отношениях, не исключением является и отношения между обучающимся и преподавателем. С первого мгновения преподавателю необходимо расположить к себе аудиторию по средством формирования собственной социальной среды, которая будет увлекать обучающихся и подталкивать к дальнейшему росту в выбранной предметной области, к которой относится «технология». Принимая во внимание стремительное развитие цифровых технологий и то, что обучение в непринужденной обстановке проходит гораздо эффективнее, за счет снижения уровня стресса у обучающихся. Было принято решение по созданию чат-бота [2], предназначенного для вводного тестирования обучающихся на предмет выявления личных особенностей с дальнейшим применением полученной информации при разработке практико-ориентированных заданий, отвечающих индивидуальным особенностям каждого обучающегося. Кроме того, для увеличения вовлеченности обучающихся в процесс прохождения тестирования было принято решение о написании сюжетного теста, который был интегрирован в разработанного чат-бота.

Данный формат взаимодействия позволяет собрать необходимые для дальнейшего взаимодействия личные данные обучающихся и при этом не вызывает отторжения за счет игровой формы взаимодействия. Однако, данный формат тестирования подходит наибольшим образом для прохождения с мобильного устройства, телефона или планшета, поскольку создан в социальной сети «Telegram» [3]. Ввиду особенностей данной платформы прохождение тестирования с персонального компьютера вызывает некоторые сложности, связанные с тем, что кнопки, автоматически заложенные в чат-боте при прохождении определенных этапов тестирования, не всплывают на экране персонального компьютера, а появляются в специальном меню, которое необходимо раскрывать, чтобы продолжить тестирования. Следовательно, у обучающегося могут возникнуть вопросы о том, как продолжить тестирование, поскольку интуитивно не понятно куда нужно нажимать. Ввиду этого было принято решение о реализации специальной программы, позволяющей автоматически взаимодействовать с пользователем при использовании компьютера. С применением языка программирования Java был реализован программный код, позволяющий на любом компьютере, на котором имеются соответствующие файлы программы реализовывать тестирование с автоматической записью и выводом ответов пользователя по средством формирования файла в формате «*txt».

Отличие между двумя разработанными программами заключается в том, что чат-бот автоматически записывает ответы всех пользователей в онлайн-таблицу, а программа для версии персонального компьютера подразумевает ручное внесение информации путем копирования ответов каждого пользователя. Однако, дальнейший анализ полученных данных в каждом из вариантов остается за преподавателем, на данный момент. В дальнейшем, для удобства взаимодействия с аудиторией и увеличения конверсии, обучающихся планируется модернизация чат-бота на предмет генерации практико-ориентированных заданий для каждого обучающегося по средством обратной связи по заранее подготовленным шаблонам.

В ходе проведения пилотажного эксперимента со студентами технологического образования очной и заочной форм обучения РГПУ им. А.И. Герцена в рамках изучения курса аддитивных технологий впервые мной был испытан метод включения элементов художественной литературы к вводному тестированию. Данное тестирование было необходимо для введения обучающихся в профессиональную деятельность, выявления личных особенностей психологического развития и демонстрации возможностей нестандартного подхода к тестированию за счет внедрения элементов художественной литературы в составление тестового материала. Такой подход к тестированию дополнительно позволяет увеличить заинтересованность обучающихся и мотивировать их к дальнейшему развитию, как в области технологического образования в целом и аддитивных технологий в частности. Для минимизации человеческого фактора и нежелательного воздействия на обучающихся в период адаптации к новой обучающей среде вместо стандартного заполнения бумажных тестов педагог-исследователь предлагает ознакомиться со специальными возможностями ИИ помощника, разработанного для сбора и анализа информации о каждом обучающемся. Схема взаимодействия между помощником и обучающимся выстраивается по средством диалога в информационной среде, где происходит ознакомление обучающегося с полезной информацией в области аддитивных технологий направленных на получение навыков, связанных с аддитивными технологиями. Для увеличения взаимодействия с обучающимся в стандартные формулировки вопроса, внедряется метод художественного слова, преображающий перечень вопросов в историю с направленным на результат сюжетом.


Рис. 1 – Пример общения чат-бота с пользователем


Рис. 2 – Выделение области интересов и вариант применения полученных навыков в выбранной предметной области

На рис. 1 и 2 демонстрируется пользовательские ответы, собранные чат-ботов во время интервьюирования обучающихся. Чат-бот собирает и идентифицирует обучающегося, в дальнейшем поднимается вопрос интересов каждого обучающегося согласно вариантам развития аддитивных технологий и как следствие поднимется вопрос мотивации, который позволяет обучающемуся вспомнить, что привело его на путь становления педагогом.


Рис. 3 – Диаграмма заинтересованности студентов РГПУ им. А.И. Герцена

Данный тестовый материал был применен к трем группам студентов технологического образования находящихся на первом втором и третьем году обучения, численность и степень заинтересованности студентов представлены на рис. 3. Численность студентов первого курса составляла 8 человек, учебная группа студентов второго курса насчитывала 4 человека, в учебной группе студентов третьего курса было 4 человека. По результатам интервьюирования каждого обучающегося было выявлено следующее, один обучающийся первого курса принял нейтральную позицию, которая заключалась в пассивном отношении к форме тестового материала и структуре подачи материала в нем, один обучающийся первого курса высказал негативную оценку данного тестирования, ввиду того, что нужно было прочитать и осмыслить большой объем информации, прежде чем дать ответы на вопросы, остальные обучающиеся выразили максимальную заинтересованность, как формой изложения материала в виду общения с чат-ботом, так и применением элементов художественной литературы к написанию тестового материала. Также во время интервьюирования каждого обучающегося выяснилось, что тесты такого рода они не проходили либо никогда, либо один раза за все время обучения в школе и университете. Следовательно, из общего количества обучающихся прошедших разработанное вводное тестирование 87,5% выразили заинтересованность формой изложения материала и его структурой, 6,25% высказались против и воздержались. Из этого можно сделать вывод, что даже с небольшой выборкой обучающихся по направлению технологического образования большая часть выступает за более интересный подход к образовательному процессу со стороны преподавателей и ввиду этого аспекта легче и активнее вовлекается в диалог.

Однако, именно ввиду небольшой выборки среди студентов технологического образования, для которых первостепенно разрабатывалось данное тестирование было принято решение по интервьюированию студентов СПб ГУПТД ВШТЭ и СПбУТУиЭ по смежным специальностям, ввиду того, что студенты данных высших учебных заведений также, как и студенты технологического образования, обучаются по дисциплине «аддитивные технологии». Исследование показало, что студенты данных высших учебных заведений с большей заинтересованностью проходили тестирование, среди ответов даже было выявлено, что некоторые из них хотели бы в будущем стать педагогами, о чем свидетельствует информация из рис. 2. В тестировании приняли участие 60 студентов с первого, второго и третьего курсов и ни один из них не выразил недовольства формой подачи материала.

Подводя итог можно утверждать, что меньше 3% обучающихся, принявших участие в тестировании, негативно или нейтрально отнеслись к подобному тестированию. Следовательно, внедрение чат-бота в процесс интервьюирования в дальнейшем позволит улучшить результаты обучающихся.

 

Литература:

1.       Шовин В. А. Программа сhatbot---чат-бот или виртуальный собеседник // Математические структуры и моделирование. – 2016. – №. 4 (40). – С. 96-101.

2.       Биккулова О. С., Ивкина М. И. Чат-бот в методике преподавания РКИ // Мир русского слова. – 2021. – №. 1. – С. 91-96.

3.       Филонов Д. Р., Тупикин В. И. Чат-бот для Telegram для помощи абитуриентам //Заметки по информатике и математике. – 2017. – С. 152-156.

вопросы и комментарии: