Тумалев А. В.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург


Взаимосвязь учебной активности студентов педагогического вуза и возможностей цифровой образовательной среды


В статье рассматривается взаимосвязь учебной активности студентов педагогического вуза и возможностей цифровой образовательной среды на основании понимания и практического использования студентами цифрового инструментария, задействованного в процессе обучения. Фактором успеха в достижении цели образовательного процесса в педагогическом вузе, а именно качественная профессиональная подготовка будущего учителя, является готовность студента к действию в современных образовательных условиях, а именно в цифровой образовательной среде, в том числе на основе выбора оптимальных форм и режимов обучения.


Tumalev A.V.

HSPU

St. Petersburg, Russia 


The interrelation of pedagogical university students learning activity and possibilities of the digital educational environment


The article discusses the interrelation between the learning activity of pedagogical university students and the possibilities of the digital educational environment based on the understanding and practical use by students of the digital tools involved in the learning process. The success factor in achieving the goal of the educational process in a pedagogical university, namely the high-quality professional training of a future teacher, is the student's readiness to act in modern educational conditions, namely in a digital educational environment, incl. based on the choice of optimal forms and training modes.


Процессы внедрения цифровых технологий во все сферы на протяжении более чем двух десятилетий существенно трансформируют характер общественного развития: влияют на экономику государства, культуру, образование, видоизменяют модели социального поведения, формируют психологию «сетевого человека», способного быть самостоятельным и ответственным субъектом современной глобальной цифровой среды, являющейся, в свою очередь, неотъемлемым элементом повседневной жизни, готового к жизни и успешной деятельности. В работе Чиковой О.А., посвященной цифровой трансформации содержания педагогического образования,  определены планируемые результаты профессиональной подготовки студентов в этом направлении: «готовность обоснованно выбирать и эффективно использовать цифровые образовательные технологии, методы и средства обучения; способность планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в ЦОС; владение актуальными цифровыми инструментами анализа образовательных данных; понимание основных тенденций, изменений в организации образовательного процесса, содержании образования, связанных с цифровизацией экономики». [10, с.28]

Целью данной статьи является представление результатов поиска ответов на вопрос о том, какой сегодня представляется взаимосвязь между развитием цифровой образовательной среды и учебной активности студентов на основании проведенного локального исследования.

Существующий научный контекст рассмотрения проблем, связанных со становлением, развитием и перспективами цифровой образовательной среды (ЦОС) изложен в работах большого ряда исследователей. Т.Н. Носкова определяет ЦОС как новый объект деятельности педагога, «систему образовательных условий, необходимых для запуска, на базе ИКТ, параллельных, дополнительных традиционным, процессов социализации и профессионализации субъекта» [7, с. 191], базирующуюся на системе образовательных ресурсов, коммуникаций и управления. О.Н. Шилова [11] рассматривает ЦОС как опосредованный комплекс отношений, нацеленный на развитие культуры, освоение социальных отношений и информационной ответственности. ЦОС как систему условий «воспитания, социализации, формирования идентичности, развития личности обучающегося, в разнообразии форм и видов деятельности, транслирующую определенную систему объективных знаний, ценностей и норм» рассматривают А.М. Кондаков и И.С. Сергеев [6, с. 8]. Структуре и компонентному составу ЦОС высших образовательных учреждений посвящены исследования Природовой О.Ф., Галимуллиной Э.З. и целому ряду исследователей. [8,4]

Безусловно, формирование цифровой образовательной среды предусматривает создание информационной инфраструктуры, надлежащих условий для эксплуатации, обеспечение надлежащего научного и законодательного сопровождения информатизации и цифровизации как в целом, так и в рамках учебного заведения. Информационные технологии и информационные, цифровые системы предназначены для автоматизированной обработки информации и управления ею, обеспечения хранения, передачи, защиты и воспроизведения информации с использованием технических средств. В формировании цифровой образовательной среды на основе их использования важным является наличие необходимых элементов информационной инфраструктуры и соблюдения технических (компьютерное обеспечение, наличие доступа к локальной и глобальной сетям, мультимедийные средства и т.п.), программных (вопросы информационной безопасности, интегрированность, взаимодействие), академических (обеспечение методического обеспечения, соответствие учебным программам), социальных (этический, культурологический, нормативно-правовой аспекты), а также наличие информационно-грамотных специалистов, готовых к современным условиям педагогической деятельности. Стоит отметить, что масштабное развитие информационных и цифровых технологий, равно как и необходимость их внедрения, привели к видоизменению традиционной организации образовательных процессов на основе сочетания педагогических и информационных технологий обучения, что сегодня определяет актуальную форму взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Постоянное обновление информационных технологий можно принять за ресурс постоянного инновационного движения образовательной среды, а соответственно и личности субъекта в ней, ведь развитие технологий ничем не ограниченно. Постоянно совершенствуясь, технологии обеспечивают эффективное функционирование информационных систем в управлении учебным заведением, мониторинге качества подготовки, обеспечении различных форматов дистанционного обучения и т.д., но только при наличии соответствующих организационно-педагогических условий [9].

В современном обществе цифровые технологии обеспечивают функционирование новой глобальной среды для построения профессиональных отношений, саморазвития и профессионального становления личности. Цифровые технологии становятся все более актуальными еще и потому, что Интернет стал повседневной реальностью для современного человека. Поэтому важной задачей управляющего процессом является создание условий для развития информационной грамотности каждого субъекта, которая заключается не только в умении найти информацию в сети, но и познать и переосмыслить, должным образом распределить и переработать её для реализации конкретных решений. Под цифровой грамотностью мы понимаем критическое отношение к любой информации, развитые коммуникативно-когнитивные умения на уровне поиска и отбора необходимой информации для решения самостоятельно поставленных задач, умение осуществлять обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации, не забывая про технические пользовательские навыки, в том числе на уровне использования специальных программных продуктов. Современное развитие цифровых инструментов характеризуется появлением и распространением социальных сервисов и служб, направленных на общение между людьми (блоги, подкасты, социальные сети, чаты, сетевые почтовые системы, форумы, системы и сервисы конференцсвязи). Благодаря всему вышеперечисленному цифровые технологии дают возможность всем, начиная от администратора образовательного процесса до учителя-практика находиться и взаимодействовать со значительным кругом специалистов, включённых в решение той или иной педагогической задачи, а широта возможностей от дискуссий в различных форматах до реализации совместных проектов документального характера зачастую приводит к новым подходам в реализации научно-обоснованных методик и технологий [5].

Одним из важнейших факторов успеха в достижении цели образовательного процесса в педагогическом вузе, а именно качественная профессиональная подготовка будущего учителя, является готовность студента к действию в современных образовательных условиях, а именно в цифровой образовательной среде. Готовность фактор многоаспектный, включающий в себя как уже имеющуюся подготовку к использованию цифрового инструментария различного генеза, отсутствие комплексов коммуникативного плана, начальные теоретические знания, содержащиеся в курсе «информатика» общеобразовательной школы, так и желание получать знания, проходить полноценную подготовку в предлагаемых современной реальностью условиях образовательной среды и глубоко интегрированной, неотъемлемой по сути её частью – цифровой образовательной среды. Надо отметить, что в современном состоянии цифровой образовательной среды вуза, как системы сформированной определённым образом, но изменяющейся постоянно и активно, в силу технологического прогресса (изменение требований к компьютерным системам, увеличение потоков информации, трансформация инструментария и т.д.), разнообразии направлений и предметных областей, разновозрастной студенческой аудитории мы вынуждены не только адаптировать ЦОС, но и работать в плане подготовки самих студентов, обеспечивать их готовность, а значит и стабильность образовательного процесса. Соответственно существует постоянная необходимость измерений: включённости студентов в ЦОС вуза, осознанности использования и осознания ими необходимости её использования, самого желания учиться в предлагаемых условиях и многого другого, что соответствующим образом влияет на основной результат. Учебная активность – понятие, которое характеризует динамическую сторону учебной деятельности студентов, что описывается в работах многих исследователей: Л.П. Аристовой, А.А. Волочкова, И.П. Коноваловой, В.В. Новицкого [1,2]. Мы также определяем её, как одну из наиболее типичных для студентов – целостную активность в системе образовательных взаимодействий, а определение А.А. Волочкова: «учебная активность − результат интеграции, особого синтеза различных видов и проявлений активности, качественно-количественная мера взаимодействия субъекта учения со средой обучения», явным образом указывает на естественность измерений в парадигме современной образовательной среды, где цифровая образовательная среда уже не является интегрируемым элементом, а существует как неотъемлемая её часть [3, с. 376].

По результатам исследования мнений студентов РГПУ им. А.И. Герцена, проведённого в первом семестре 2022/2023 учебного года, было сделано множество выводов относительно их взаимодействия с цифровой образовательной средой вуза и актуальности среды в процессе обучения, из которых в данной статье внимание обращено на базовые факторы. В исследовании посредством анкетирования приняли участие 160 студентов пяти курсов (бакалавриат/специалитет) и магистратуры педагогического направления, что требовалось для полного охвата аудитории по уровню подготовки и опыту учебной деятельности. Учитывая то, что любого студента РГПУ в его учебной деятельности сопровождает масса элементов ЦОС от официального сайта университета до комплексной системы поддержки электронного обучения, построенной на платформе Moodle в первую очередь, были поставлены вопросы относительно готовности к использованию и взаимодействию с ЦОС студентов, и личной оценки эффективности составляющих ЦОС университета в целом.

Готовность использовать цифровые приложения и сервисы, предоставляемые университетом, выразили 96,9% респондентов, в то время как желание их использовать на 4,4% меньше, что с одной стороны показывает практически идеальный результат, но с другой говорит о том, что всё ещё существует доля респондентов, ассоциирующая себя с университетской средой периода устойчивого постиндустриального общества, а соответственно внимание к результатам учебной деятельности должно быть усилено в части аудиторной практики, творческих и практических работ вне цифровой реализации дабы избежать негативного эффекта, в том числе неудовлетворительных личных результатов учебной деятельности студентов. Выше обозначенное становится ещё более актуальным в связи с измерением «привычки» использования цифровых приложений и сервисов, предоставляемых университетом в своей учебной деятельности: 89,4% респондентов, что, в том числе может быть связано со следующим результатом измерений – 23,1% студентов испытывают сложности в цифровой среде, осознавая при этом свой уровень цифровой грамотности (в исследовании обозначена как «информационная») как «не очень/ не достаточно». 

Гипотетически, что близко к реальности, при условии неотъемлемости ЦОС от образовательной среды университета, эта часть студентов уже находится в зоне, как минимум, дискомфорта, а возможно и риска снижения учебных результатов в связи с дополнительными временными затратами на «техническую часть» и, своего рода, информационным/цифровым стрессом, возникающим естественным образом из-за отсутствия достаточных умений и навыков. Удобство пользователя и работоспособность цифровых приложений и сервисов являются относительно субъективными показателями в силу индивидуальных привычек, вкусовых предпочтений, технических средств непосредственного пользователя и качества систем передачи данных, но необходимость данного измерения не вызывает сомнений, т.к. инструментарий ЦОС вуза вынужден стремиться к унификации именно в отношении правила «всем комфортно и не вызывает трудностей» ведь только тогда можно говорить о «чистом» учебном результате. Сегодня 51,9% студентов сталкиваются со сложностями при взаимодействии с ЦОС и в ЦОС именно по критерию личного отношения «не удобно» и оценки, как «не совсем корректно работает».

Важным первичным выводом стало то, что образовательная среда и ЦОС университета в совокупности отвечают учебной потребности современного студента, элементы ЦОС развиваются в целом своевременно и логично встроены в образовательный процесс, не вызывают серьёзных затруднений и в большинстве случаев способствуют повышению качества обучения. Динамика использования элементов ЦОС, количество респондентов, включённых в данный процесс прямо отвечают на вопрос об учебной активности студентов. Повышение активности, равно как и поддержка её на необходимом уровне значительным образом базируется на тех самых возможностях ЦОС, которые она предоставляет – это и непрерывность учебного взаимодействия, и возможность сохранения больших объёмов учебного материала для повторного внимания; перманентный контроль успеваемости, в том числе самостоятельный.

 

Литература:

1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М. - Флинта. - 2001. - 356 с.

2. Волочков А. А., Коптева Н. В., Попов А. Ю. и др.: под ред. А.А. Волочкова /Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества /. – Пермь: Перм. гос. гуманит. -пед. унт, 2015. – 200 с.

3. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Пермь: ПГПУ, 2007. – 376 с.

4. Галимуллина Э.З. Компонентный состав цифровой образовательной среды педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31968  (дата обращения: 03.02.2024).

5. Головко А. А., Тумалев А. В.  Связь цифровых технологий и учебного процесса при подготовке будущих учителей физической культуры // Теория и методика физической культуры, спорта и туризма: межвузовский сборник научно-методических работ / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург, 2021. - С. 19-22.

6. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. № 1. C. 5-24.

7. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – 383 с.

8. Природова О.Ф., Данилова А.В., Моргун А.Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и  психология образования. 2020. № 1. С.  9–30. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-9-30

9. Тумалев А.В. Социально-культурная и цифровая образовательная среда: неотъемлемость и баланс // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве / сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. РГПУ им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2020. – С. 184-189.

10.  Чикова О.А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 22–39 https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-soderzhaniya-pedagogicheskogo-obrazovaniya

11.  Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2(63). С. 36-41.

 

вопросы и комментарии: