Юсупова О.В.,
Егорова И.П.
Самарский
государственный технический университет,
г. Самара
Информационная
образовательная среда формирования математической грамотности
Математическая
грамотность является необходимым элементом профессиональной компетентности. В
статье рассмотрены вопросы формирования математической грамотности у обучающихся на всех уровнях образования
с использованием образовательной платформы «Политех/Математика».
Yusupova O.V.,
Egorova I.P.
Samara State Technical University
Samara, Russia
Information educational environment of formation mathematical
literacy
Mathematical literacy is a necessary element of
professional competence. The article discusses the issues of formation of
mathematical literacy among students of all levels of education using the
educational platform "Polytech/Mathematics".
В федеральных государственных
образовательных стандартах всех уровней образования есть указания на формирование
и развитие функциональной грамотности личности. Одним из ее видов является математическая грамотность. Математическая грамотность понимается
как способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику
для решения задач в разнообразных практических ситуациях, являясь инструментом для
описания, объяснения и предсказания явлений и процессов [1]. В условиях цифровизации всех отраслей
экономики, необходимости прогнозирования и оптимизации управления, потребности
в моделировании физических, инженерных, экономических процессов и задач возрос
спрос на специалистов со сформированной функциональной математической
грамотностью. Однако, несмотря на декларирование внедрения
практико-ориентированного проектного подхода в преподавании математики, уровень
прикладной математической грамотности у большинства участников образовательного
процесса на всех уровнях образования остается недостаточным. Отдельные
теоретические, методические, дидактические наработки не решают задачу массовой
подготовки обучающихся к эффективному использованию математических инструментов
в профессиональной деятельности. А отсутствие педагогических кадров
соответствующей квалификации (особенно в средней школе, где должен
закладываться фундамент математической грамотности) объясняется существенными
различий в процессах - в фундаментальной математической подготовке и в процессе
формирования математической грамотности. Для решения столь масштабной задачи
необходима консолидация всех имеющихся на сегодняшний день усилий и ресурсов:
научных, информационных, кадровых и организационных. Платформенное решение
создания единого тематического научно-образовательного пространства является
удобным и привычным. Разумным видится и использование организационного потенциала
искусственного интеллекта. Анализ показывает, что существующие математические
отечественные платформы либо настроены на фундаментальную математическую
подготовку, либо решают задачу формирования математической грамотности
конкретной возрастной группы [2-3]. Таким образом, актуальной является задача
нахождения единого платформенного решения
организации работы по формированию функциональной математической грамотности в
системе школа-вуз-производство. В Самарском
государственном техническом университете, который является опорным
университетом региональной экономики Самарской области и обладает широким
спектром инженерных компетенций, создана интерактивная информационно-аналитическая образовательная платформа
непрерывного математического образования «Политех/Математика» (свидетельство о государственной регистрации программ
для ЭВМ № 2020619256) [4]. Платформа разрабатывается на основе экосистемного
подхода в образовании и представляет собой среду, в которой активно
взаимодействуют заинтересованные акторы; обучающиеся, учителя, преподаватели,
научные сотрудники, представители работодателей. [5]. Концептуально платформа включает
следующие компоненты: - формирование базы
данных талантливых и мотивированных к изучению математики и ее приложений
обучающихся всех уровней подготовки через систему массовых математических
мероприятий и инициатив; - единый доступ к
тематическим научно-образовательным ресурсам: формирование единого банка
обучающих материалов, проектов, кейсов, курсов, тестовых заданий, размещаемых в
библиотеке ресурсов портала проекта (в настоящее время платформа интегрирована
с библиотечным порталом СамГТУ и рядом информационных агрегаторов, библиотекой
проектов и кейс-лабораторией СамГТУ); - единый доступ к
цифровым инструментам моделирования, управления контентом, разработки
интерактивных обучающих материалов: курсов, проектов, кейсов, систем тестирования,
интерактивных систем образовательного, проектного и научного взаимодействия
между участниками системы, а также встроенных средств моделирования таких
систем; - формирование
индивидуальной образовательной траектории участников на основе анализа
интересов с использованием технологий искусственного интеллекта; - агрегация
информации по основным мероприятиям (олимпиадам, конкурсам, конференциям,
семинарам) с предоставлением доступа участникам к этой информации на основании
механизма индивидуальной рекомендации с учетом академических и профессиональных
интересов; - формирование пула
актуальных дополнительных образовательных программ математической тематики, в
том числе в области математического моделирования и прогнозирования в различных
профессиональных областях, для разновозрастных аудиторий; - формирование аналитических данных и результатов их
статистической и/или интеллектуальной обработки, включающих информацию об
академических, профессиональных, научных достижениях участников проекта на
основании результатов их работы с последующей целью формирования индивидуальных
траекторий дальнейшего развития, формирования рекомендаций по профессиональным
применениям полученных компетенций и знаний. На сегодняшний
день количество зарегистрированных
участников составляет более 60 000, в том числе из стран ближнего и дальнего
зарубежья. Целевой аудиторией являются обучающиеся
всех уровней образования, преподаватели, ученые, сфера интересов которых
пересекается с математикой. На платформе реализуются различные
математические мероприятия для разновозрастных участников, в том числе
реализуются программы дополнительного образования. Платформа интегрирована с
библиотечным порталом СамГТУ и рядом информационных агрегаторов, библиотекой
проектов и кейс-лабораторией СамГТУ (https://math.samgtu.ru). Ведется работа по
сервисному совершенствованию платформы: разработка дизайна и системы управления
платформы, программных компонентов
и модулей, систем мониторинга, статистического анализа, интеллектуальных систем
обработки данных (данных оценки степени внимания при изучении образовательного
контента, данных академических интересов участника, данных анализа
взаимодействия участника с образовательными интерактивными модулями и другими
участниками при решении групповых задач и прочее), систем рекомендательных
сервисов построения индивидуальных траекторий обучения для пользователей
(участников), агрегация информационного и образовательного контента,
консолидация педагогических кадров, заинтересованных в задачах формирования
математической грамотности. К организационным задачам развития платформы относятся
наращивание специализированного прикладного математического контента,
консолидация заинтересованных педагогических кадров, актуализация содержания и
методов формирования математической грамотности. К ожидаемым эффектам масштабного внедрения описанной
разработки мы относим следующие: - формирование базы
данных эффективного кадрового резерва для отраслей цифровой экономики, в том
числе из лиц с ограниченными возможностями здоровья и всех социально
нуждающихся групп граждан, а также граждан иностранных государств, что
достигается за счет использования цифровых технологий в создании международного
тематического информационно-образовательного пространства; - переподготовка
преподавательских кадров под задачу формирования математической грамотности
обучающихся на всех уровнях образования; - формирование базы
данных талантливой в области прикладной математики молодежи; - расширение
внедрения методов математического моделирования в различные отрасли российской экономики
за счет широкого привлечения работодателей к конкурсным мероприятиям и
демонстрации им организационных и прогностических возможностей современной
прикладной математики. Таким образом,
предлагаемый сервис фукционирует как единая открытая динамическая система
формирования функциональной математической грамотности у обучающихся на всех
уровням образования параллельно с повышением эрудиции и квалификации
педагогических кадров, призванных обеспечить данный процесс. Литература: 1.
Рослова Л.О. Концептуальные основы формирования и оценки математической
грамотности / Л.О. Рослова, К.А. Краснянская, Е.С. Квитко //Отечественная и
зарубежная педагогика. 2019. - Т.1, №4(61).- С. 58-79 2.
Официальный сайт Plario / Режим доступа https://plario.ru/ 4. Юсупова О.В. Информационно-аналитическая
образовательная платформа непрерывного образования «Политех/Математика» / О.В.
Юсупова, С.Г. Новокщенов // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2021613425
от 09.03.2021. Заявка №2021612556 от 02.03.2021.
5. Koroleva D. Genesis and
Predictive Ability of Ecosystem Approach in Education / D. Koroleva, T. Khavenson,
D. Tomasova // Foresight and Governance. 17(4). - PP.93-109.3.
Официальный сайт общероссийского портала Math-Net.Ru / Режим доступа https://www.mathnet.ru/