Прохоров Д. И.

МГИРО

г. Минск

Бровка Н. В.

БГУ

г. Минск


Об уровнях готовности учителей математики к использованию веб-ориентированных ресурсов


В статье представлен генезис и этапы развития процесса повышения квалификации учителей математики, обоснована необходимость разработки системы повышения квалификации и активизации самообразовательной деятельности учителей математики с использованием веб-ориентированных ресурсов на основе полипарадигмального подхода в обучении, общедидактических принципов.


Prokhorov D. I.

MGIRO

Minsk, Belarus

Brovka N.V.

BSU

Minsk, Belarus


On the levels of readiness of mathematics teachers to use web-based resources


The article presents the genesis and stages of development of the process of advanced training for mathematics teachers, substantiates the need to develop a system of advanced training and intensification of self-educational activities of mathematics teachers using web-based resources based on a multi-paradigmatic approach to teaching and general didactic principles.


Основываясь на материалах доклада Международной комиссии по образованию для XXI века (ЮНЕСКО), можно выделить основные позиции, которые способствуют решению задач повышения эффективности образования в современных инновационных условиях, их выполнение позволит педагогическому работнику «научиться познавать» – предоставят ему необходимые инструменты познания происходящего в мире; «научиться делать» – осуществлять необходимые преобразования действительности; «научиться совместной жизни» – дадут возможность участвовать во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми [1, с. 3].

Социально-экономический запрос общества в высококвалифицированных кадрах системы образования, обладающих глубокими знаниями в сфере дидактики и методики обучения и воспитания, лежит в плоскости организации непрерывного повышения квалификации учителей в целом, и учителей математики в частности (по действующим нормативным правовым документам, педагогические работники учреждений общего среднего и профессионального образования, должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года). Нами выявлено противоречие между заинтересованностью педагогического социума в эффективной работе системы непрерывного профессионального образования учителя на основе веб-ориентированных ресурсов, отвечающей современным требованиям, и недостаточной разработанностью практических сторон педагогической теории дополнительного профессионального образования.

Более чем пятнадцатилетний опыт проведения лекционно-практических занятий, организации диалоговых площадок, научно-практических конференций, самообразовательной деятельности учителей математики в ГУО «Минский городской институт развития образования», а также результаты анкетирования учителей математики (приняло участие 278 учителей) в рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента, показывают, что более 80% опрошенных считают необходимым построения цикла «обучение в процессе повышения квалификации – самообразовательная деятельность учителей математики в межкурсовой период – консультирование учителей математики в межкурсовой период преподавателями, методистами – обучение на повышении квалификации», направленного на совершенствование их профессиональных компетенций. При этом 36% учителей без квалификационной категории, 31% учителей второй квалификационной категории, 29% – первой, 28% – высшей и 14% учителей-методистов испытывают методические затруднения при включении в образовательный процесс современных веб-ориентированных ресурсов обучения; у 42% учителей без квалификационной категории, 34% – второй квалификационной категории, 30% – первой, 25% – высшей и 16% учителей-методистов возникают сложности при визуализации содержания обучения математике с использованием дидактических многомерных инструментов (апплетов, инфографики, структурно-логических схем, логико-смысловых моделей и т.д.). Разделение слушателей по квалификационным категориям (без квалификационной категории – педагогический стаж и менее двух лет, 2-я категория – педагогически стаж более двух лет, 1-я категория – педагогически стаж более пяти лет, высшая категория и категория «учитель-методист» – требуют сдачи специального квалификационного экзамена) достаточно условно. Опыт работы показывает, что молодые учителя математики более мобильны в освоении веб-ориентированных ресурсов обучения, однако, в отличие от опытных педагогов, им сложнее составлять структурно-логические схемы или логико-смысловые модели, которые были бы доступны для понимания учащимися, отражали все особенности и взаимосвязи изучаемых математических объектов. У слушателей возникают определенные затруднения при структурировании учебного материала в информационно емкие изображения и обучении учащихся IIIII ступеней общего среднего образования навыкам работы с такими изображениями.

Мы рассматриваем веб-ориентированный ресурс обучения, как гибкий и мобильный ресурс, который содержит учебный материал, предназначенный для повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики, решает задачи обеспечения образования профессиональными кадрами высокого уровня квалификации, кадровой поддержки процессов разработки инновационных методик обучения и их учебно-методического обеспечения с использованием дидактического дизайна, удовлетворения потребностей учителей математики в профессиональном совершенствовании с использованием образовательной среды, основанной на дистанционных и онлайн-технологиях [2]. Применение таких ресурсов способствует развитию аналитического и алгоритмического, а также элементов компьютерного мышления учителей математики, поскольку включает основные аспекты инженерии знаний [3], а также предполагает алгоритмический, эвристический подходы и их комплексное использование.

В рамках нашего исследования выявлен генезис и этапы развития процесса повышения квалификации учителей математики за последние 150 лет с использованием историко-генетического подхода, основное внимание было сконцентрировано на выявлении ведущих дидактических принципов обучения, а также форм организации и способов представления учебного материала:

конец ХIХ–начало ХХ вв. – открываются технические школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для различных работников, народные и педагогические библиотеки. Главной их задачей, является компенсация недостаточного общего и профессионального образования различных слоев населения. Проводятся лекции для учителей, организуется самостоятельное изучение педагогической литературы с использованием самодельных плакатов, схем.

1917–1944 гг. – проводятся краткосрочные курсы для учителей с учетом дидактических принципов всеобщности, научности, дифференциации содержания обучения. Проводятся проблемные лекции, исследовательские работы, беседы, тематические семинары с использованием печатных наглядных методических материалов.

1945–1950-е гг. – работают институты усовершенствования учителей, методические кабинеты, разрабатывается научное обеспечение процесса повышения квалификации согласно дидактическим принципам политехнизма, практико-ориентированности, профильности обучения. Систематически издаются наглядные плакаты, опорные конспекты, краткие дидактические и методические справочники, периодические методические журналы для учителей.

1960-е–1976 гг. – открывается сеть филиалов и подразделений педагогических институтов в учреждениях общего среднего и профессионального образования. Указанные выше принципы дополняются принципами реализации внутри- и межпредметных связей, развивающего обучения. Проводятся лекционно-практические занятия с использованием активных форм обучения, разрабатываются и популяризируются опорные конспекты, диапозитивы, диафильмы, кодопленки, учебные видеофильмы и т.д.

1977–1990 гг. – открываются научные школы по разработке лекционно-практических занятий с использованием принципов развивающего, дифференцированного, личностно и практико-ориентированного обучения, внутри- и межпредметных связей, профильного обучения. Учебный материал структурируется в укрупненные дидактические единицы, осуществляются попытки использования возможностей ЭВМ для визуализации учебного материала повышения квалификации.

1991–2000 гг. – работают институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. Проводятся лекционно-практические занятия с использованием активных методов обучения с использованием дидактических принципов дифференцированного, личностно и практико-ориентированного, самостоятельного обучения, внутри- и межпредметных связей. Применяются мультимедийные технологии, компьтерно-визуальные учебно-методические средства.

2001 г. – по настоящее время – повышение квалификации для учителей проходят на базе региональных институтов развития образования. Учебные занятия организуются с использованием информационно-коммуникационных технологий с учетом полипарадигмального подхода, профильности обучения, теории укрупнения дидактических единиц, используются возможности веб-ориентированных ресурсов обучения, инфографики.

На основе проведенного анализа генезиса становления системы повышения квалификации учителей математики, нами определен полипарадигмальный подход к процессу повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики как взаимодополнение положений подходов в обучении:

– синергетического, учитывает динамику и механизмы самоорганизации субъектов обучения, позволяет обогатить профессиональные компетенции учителей математики навыками разработки авторских методик и технологий обучения с использованием веб-ориентированных ресурсов;

– системно-деятельностного, предполагает реализацию непрерывного цикла «обучение в процессе повышения квалификации – самообразовательная деятельность учителей математики в межкурсовой период – консультирование учителей математики в межкурсовой период преподавателями, методистами – обучение на повышении квалификации», учет профессиональных запросов учителей математики при подготовке учебной программы повышения квалификации, индивидуальной траектории самообразовательной деятельности;

– компетентностного, позволяет усиливать, обогащать и углублять профессиональные компетенций учителей математики, посредствам содержательно-технологической интеграции тематик повышения квалификации и профессиональной коммуникациии;

– логистического, обеспечивает управление внешним контуром процесса повышения квалификации учителей математики – поток трудовых ресурсов, финансовый и метариально-технический потоки и внутренним контуром – информационный и учебно-методический потоки;

– коннективиского, реализуется посредствам структурирования опережающего, практико-ориентированного содержания повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики, использования интерактивных форм и методов обучения, специальных веб-ориентированных ресурсов обучения;

– инструментального, позволяет обеспечить обучение учителей математики навыкам структурирования, обобщения и сгущения учебной информации посредствам дидактического дизайна, провести интериоризацию полученных на повышении квалификации теоретических и практических знаний.

Указанные выше методологические подходы являются основанием для выбора и уточнения общедидактических принципов. Данные принципы выступают основой для определения образовательных целей повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики в межкурсовой период, регулируют отбор и структурирование содержания обучения, в том числе в веб-ориентированных ресурсах, определяют отбор форм, методов и средств обучения, а также регулируют коммуникацию преподавателя и слушателей:

– фундаментальности – устанавливает требования научности, полноты и глубины к формулированию целей повышения квалификации и самообразовательной деятельности, а также содержанию обучения и веб-ориентированных ресурсов;

– гуманизации и гуманитаризации – включает мотивационно-ценностный, содержательный, организационнай аспекты обучения, субъект-субъектное отношение между преподавателем и слушателями повышения квалификации;

– партисипативности – учет мнения каждого слушателя на основе эмпатии, проведение систематических консультаций, учет личностного и профессионального опыта учителей математики, делегирование определенных управленческих полномочий слушателям, непрерывная обратная связь;

– фундирования – обучение представлено в виде спиральной конструкции из 4 витков с нарастанием сложности без увеличения объема работы, каждый из которых включает 3 пласта фундирования (содержательный, информационно-технический, методический);

– оптимальной информационной насыщенности – эргономичность и послойное распределение материала в веб-ориентированном ресурсе, организация проблемного и эвристического обучения;

– опережающего характера обучения – повышение квалификации и самообразовательная деятельность учителей математики строится на высоком, но доступном для слушателей уровне сложности, темпе, применяются диалоговые, полилоговые и фасилитационные формы взаимодействия.

В ходе педагогического эксперимента нами выявлены четыре уровня учителей математики по признаку готовности и наличию соответствующих навыков по использованию веб-ориентированных ресурсов обучения для структурирования и визуализации содержания обучения, а также знаний методики их использования на учебных занятиях по математике [4]:

1. Первичные представления о возможностях дидактического дизайна по структурированию учебной информации для учащихся. Учитель использует на уроках и внеурочных занятиях по математике простые алгоритмы в графическом или табличном виде, применяются презентации, интерактивная доска. Такая работа характерна для молодых учителей (стаж работы менее двух лет) или педагогов пенсионного возраста, ограниченных в навыках использования ИКТ.

2. Присутствуют навыки использования разнообразных веб-ориентированные ресурсы для создания информационно емких визуальных изображений по отдельным темам. Такие изображения предлагаются учащимся в готовом виде, не используются частные методики и технологии по организации самостоятельной работы учащихся по заполнению и дополнению таких изображений. Данный подход характерен для учителей математики второй квалификационной категории (со стажем работы 2–4 года).

3. Учителя обладают навыками использования на уроках и внеурочных занятиях по математике дидактического дизайна, однако уже на качественно более высоком уровне - применяют обобщение и структурирование информации для учащихся по укрупненным темам. Учитель способен разработать и предложить учащимся структурно-логическую схему, логико-смысловую модель и т.д. для поэтапного заполнения на протяжении нескольких лет обучения. Учащиеся при этом сами приобретают обобщенную систему ориентирования в учебном материале вначале в готовом виде, но, в ходе учебного процесса, самостоятельно дополняют и корректируют схему. Такой подход характерен для опытных учителей (первой категории).

4. Обладают умениями самостоятельного построения процесса обучения математике с использованием дидактического дизайна, веб-ориентированных ресурсов обучения, а также систематически транслируют свой педагогический опыт коллегам в публикациях, обобщении педагогического опыта (учителя высшей категории и учителя-методисты).

С целью обучения учителей математики на повышении квалификации, построения их индивидуальной траектории профессионального развития посредствам прохождения слушателями цикла «обучение в процессе повышения квалификации – самообразовательная деятельность учителей математики в межкурсовой период – консультирование учителей математики в межкурсовой период преподавателями, методистами – обучение на повышении квалификации», нами разработана и внедрена в образовательный процесс ГУО «Минский городской институт развития образования» учебная программа повышения квалификации для учителей «Дидактический дизайн обучения математике на основе веб-ориентированных ресурсов» и ее учебно-методического обеспечения.

В процессе прохождения повышения квалификации учителя математики знакомятся с основными научно-теоретическими аспектами структурирования содержания обучения математике для учащихся II-III степеней общего среднего образования. Изучают основы дидактического дизайна, а также особенности разработки статичных и интерактивных учебных математических апплетов, учатся разрабатывать и использовать дидактические многомерные инструменты для структурирования и визуализации учебной информации на уроках и внеклассных занятиях по математике.

Учебная программа и учебно-методическое пособие включают следующие разделы: вопросы государственной политики в сфере цифровизации образования; научно-теоретические аспекты структурирования содержания обучения математике; основы работы со специализированным программным обеспечением; разработка и методика использования дидактических многомерных инструментов при обучении математике.

Мониторинг удовлетворенности слушателей, проходивших обучение по разработанной учебной программе показал, что посещение повышения квалификации, консультаций с преподавателями, самообразовательная деятельность, организованная на основе разработанного учебно-методического обеспечения, оказали положительное влияние на их профессиональный рост, такой вывод сделали 99,5% опрошенных (88% полностью, 11,5% частично).

 

Литература:

1. Делор, Ж. Образование : сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века / Ж. Делор. – М. : ЮНЕСКО, 1996. – 31 с.

2. Прохоров, Д. И. Веб-ориентированные системы повышения квалификации учителей математики / Д. И. Прохоров, Н. В. Бровка // Информационные системы и технологии = Information Systems and Technologies: материалы междунар. науч. конгресса, Респ. Беларусь, Минск, 27–28 окт. 2022 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол. : С. В. Абламейко (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2022. – С. 153–159.

3. Бровка, Н. В. Об инженерии знаний и обучении студентов механико-математических специальностей / Н. В. Бровка // Университетский педагогический журнал. - 2022. - № 1. - С. 31-37.

4. Прохоров, Д. И. Некоторые методологические подходы в системе повышения квалификации учителей математики / Д. И. Прохоров // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф., междунар. электрон. науч. журнал : спец. вып. материалов, Вольск, 20–21 окт. 2022 г. : В 5 ч. Ч. 5 / гл. ред. А. В. Немчининов; ред. : А. С. Мокроусов [и др.]. – Вольск : Тип. ВВИМО, 2022. – № 91. – С. 53–57.

вопросы и комментарии: