Богословский
В.И.
РГПУ им. А.И. Герцена, г.
Санкт-Петербург
Аниськин
В.Н., Добудько Т.В.
СГСПУ, г. Самара
Аниськин
С.В.
СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка, Самарской области
Модель холистичной информационно-образовательной среды вуза на основе технопарка
универсальных педагогических компетенций
В статье приводится модель холистичной
информационно-образовательной среды, структура которой включает в себя
традиционные аналоговые и современные цифровые средства, системы и технологии
обучения, а центральным системообразующим элементом являются технопарк
универсальных педагогических компетенций и педагогический кванториум.
Bogoslovsky V.I.
HSPU,
St. Petersburg, Russia
Aniskin V.N., Dobudko T.V.
SSSPU, Samara, Russia
Aniskin S.V.
Secondary school No. 1 «OTs» p.g.t. Smyshlyaevka, Samara region
Model of a holistic information and educational
environment of a university based on a technopark of universal pedagogical
competencies
The article presents a model of a holistic information and educational environment, the structure of which includes traditional analog and modern digital means, systems and technologies of education, and the central system-forming element is the technopark of universal pedagogical competencies and the pedagogical quantorium.
Холистичная информационно-образовательная среда образовательного
учреждения (ХИОС ОУ) любого уровня (школы, колледжа, вуза, ОУ дополнительного
образования) до появления в региональных и муниципальных образовательных
пространствах стационарных и мобильных технопарков и кванториумов и создания
таких подразделений в вузах определялась нами как системно-интегративный
комплекс традиционных аналоговых технических средств обучения (ТСО);
современных и перспективных цифровых средств; образовательных информационно-коммуникационных
технологий (ОИКТ); аналоговых («бумажных»), электронных и сетевых информационных
образовательных ресурсов (ИОР); современных гаджетов и др. SMART-средств, обеспечивающих
преподавателям и обучающимся возможность получения необходимой учебной и
научной информации, ее хранения, преобразования и обеспечения смешанного,
онлайн- и офлайн-доступа к источникам; учебно-производственного и лабораторного
оборудования; библиотек и электронной библиотечной системы (ЭБС), музеев; а
также других инфраструктурных подразделений ОУ. Исходя из этой дефиниции
проектирование модели ХИОС педвуза выполнялось с использованием четырехмодульной
структурно-логической схемы (рис. 1), включавшей в себя: ИОР, средства и методы
обучения, формы и технологии, а также оборудование и элементы инфраструктуры ОУ,
необходимые для материально-технического обеспечения информационно-образовательной
среды (ИОС) [1-2].
Рисунок
1 – Структурно-логическая схема ХИОС педвуза [2]
Последующие преобразования и изменения в организации деятельности ОУ,
вызванные программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [3], цифровая трансформация
российского образования, развитие компьютерных SMART-средств, систем и
технологий, создание в структуре педвузов технопарков универсальных
педагогических компетенций (ТУПК) и педагогических кванториумов, а также другие
изменения дидактико-социальных, предметно-программных,
методико-технологических, результирующе-итоговых устоев и стереотипов обучения
и воспитания школьников и студентов, обусловили необходимость корректировки и
дополнения структуры ХИОС, приведенной на рис. 1, и проектирования новой
структурно-функциональной модели ХИОС с включением в нее учебно-исследовательских
и учебно-методических комплексов и др. оборудования кванториумов и технопарков.
Для моделирования, конструирования и проектирования ХИОС вуза (на примере СГСПУ и его ТУПК имени профессора Е.Я. Когана), структурно-функциональная модель которой включает в себя образовательные аналоговые и современные цифровые средства, методы и технологии обучения в их системной взаимосвязи, а центральным системообразующим элементом являются ТУПК и педагогический кванториум, нами была применена пятикомпонентная схема, состоящая из следующих модулей: электронных и аналоговых ИОР; аналоговых и цифровых ТСО, методов и технологий обучения; современных и перспективных форм, средств и способов обучения, включая универсальные учебные действия (УУД) школьников и универсальные компетенции (УК) студентов-педагогов; учебно-лабораторного и производственного оборудования для реализации стартап-проектов и модуля ТУПК, как ядра ХИОС (рис. 2).
Рисунок 2 – Структурно-функциональная модель ХИОС вуза на основе ТУПК Мы считаем, что подобная компоновка ХИОС позволит обеспечить холистичную
системную интеграцию и комплексирование осваиваемых обучающимися УУД и УК, различных
по своим учебно-методическим, дидактико-социальным и предметно-специальным
свойствам и функциям, а также общепрофессиональных компетенций (ОПК) с целью
повышения эффективности обучения и подготовки будущих специалистов за счет объединения
всех компонентов потенциала инфраструктуры ОУ и его партнеров в единую систему
для использования синергетического эффекта и реализации принципа эмерджентности.
Можно предположить, что такая, обладающую новыми качествами и возможностями система,
будет действенной и весьма продуктивной в формировании и развитии основных компетенций,
предписываемых в качестве обязательных действующими ФГОС ВО и ФГОС СОО [4-5]. Овладение УК будущими педагогами в условиях такой ХИОС дает возможность
выполнения своей профессиональной деятельности по формированию и развитию УУД у
школьников с использованием потенциала традиционных, современных и
перспективных компьютерных средств, систем и технологий, т.е. способствует
освоению субъектами образования цифровых компетенций, необходимых всем в
условиях грядущего цифрового социума [6]. Тем самым достигается сочетаемость в
предписываемых ФГОС ВО и СОО подходах к результатам обучения с позиций обязательности
формирования УК у студентов и УУД у учащихся школ в рамках единого холистичного
образовательного пространства (ХОС), образуемого ХИОС ОУ, центрами цифрового
естественнонаучного и технологического образования «IT-куб» и «Точка роста» в
сотрудничестве и взаимодействии с детскими региональными и муниципальными технопарками
«Кванториум». Наше утверждение основывается на результатах исследований степени
значимости ТУПК и педагогических кванториумов в структуре образовательной
среды, приведенных в работах: О.Н. Филатовой, Е.В. Барабашкиной, А.А. Трифановой
[6]; Н.А. Горбунова, Р.М. Чудинского [7]; А.А. Макаева, А.Ш. Бакмаева [8]; Т.В.
Алексеевой, А.В. Поначугина [9]; Т.В. Ледовской, Н.Э. Солынина [10]. Авторы
этих публикаций определяют место ТУПК и кванториумов в ИОС ОУ как образовательных,
исследовательских и экспериментальных площадок, наиболее подходящих и высокоэффективных
для формирования универсальных и цифровых компетенций у обучающихся в условиях
цифровой трансформации сферы образования и экономики [6; 10], а главную роль
этих подразделений видят в обеспечении качественной подготовки будущих
учителей-предметников [7] и формировании современной цифровой образовательной
среды (ЦОС) [8; 9] как нового этапа в развитии ХИОС педвуза на базе ТУПК,
проектированию модели которой и посвящена наша статья. Так, например, в работе [6] характеризуется потенциал педагогического
технопарка «Кванториум» им. М.В. Ломоносова Мининского университета. Авторами
отмечается, что лаборатории технопарка, как совокупность медиаквантума,
естественнонаучного и технологического квантумов, в полной мере способствуют
решению задач формирования и развития цифровых компетенций у будущих педагогов,
а новейшее высокотехнологичное оборудование этих квантумов (профессиональная
видеокамера; стеклянная доска; телесуфлер; наборы по робототехнике, мехатронике,
электронике, нейротехнологиям, биологии, физиологии; 3D-принтер и 3D-сканер; лазерный
станок с числовым программным управлением и др. устройства) дает возможность «освоить
новые методики и технологии преподавания учебных дисциплин естественнонаучной,
технологической направленности, а также медианаправленности» [6]. Применимо к смоделированной нами ХИОС следует также отметить, что ее
структура может быть весьма эффективной в работе по формированию УК у студентов
педвуза и УУД у школьников [11]. Дидактический потенциал такой среды за счет информационного
холизма, генерирующего синергию и эмерджентность единой образовательной
площадки, позволяет в полной мере реализовать такие, особенно важные для
освоения обучающимися УК и УУД, функции, как: когнитивную, интерпретационную,
целенаправленного внимания, управленческую, эвристическую, эстетическую в
соответствии с классическими и инновационными принципами традиционной и
электронной дидактики. Тем самым оптимизируется работа преподавателей и обучающихся
по достижению целей обучения, определяемых вектором универсализации процессов
передачи и приобретения знаний, навыков и компетенций субъектами образования,
содержащимся в ныне действующих и перспективных ФГОС [4-5; 12]. Что же касается нашего позиционирования ТУПК как ядра модели ХИОС
педвуза, то для его подтверждения можно привести мнение Т.В. Ледовской и Н.Э.
Солынина, считающих эти подразделения «совершенно необходимым явлением для
формирования учителя, отвечающего всем требованиям современного, технически
развивающегося и цифрового мира…», которые «…реализуют рост экономики знаний и
формирования человеческого капитала» [10]. Вместе с тем, ТУПК, кванториумы, цифровые центры «IT-куб» и «Точка
роста», др. инновационные структуры и электронные технологии, создание которых
в ОУ обусловлено требованиями цифровой трансформации нашего социума и которые на
ее нынешнем переходном этапе используются приоритетно, выступают пока как
дополнительные по отношению к традиционным ТСО и аналоговым образовательным технологиям.
Как было заявлено министром просвещения РФ С.С. Кравцовым 31 августа 2022 года,
электронные ИКТ не заменят полностью традиционный образовательный процесс, а
будут лишь дополнением к нему. «Информационные технологии только в дополнение к
традиционной форме обучения. Во главе угла – обычный учебник, ручка, тетрадь,
все, как было у нас в школе», – подчеркнул министр [13]. Подобная
«демонополизация» цифровых мобильных SMART-средств декларируется и в недавно принятом
Федеральном законе от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации"», ограничивающим
использование учащимися школ смартфонов и др. средств связи во время уроков, за
исключением экстренных случаев [14].
Обобщая
вышеизложенное, на основании охарактеризованных нами преимуществ, особенностей
и подходов к определению структуры образовательной среды ОУ и учитывая необходимость
комбинированного применения электронных цифровых средств по принципу
дополнительности, считаем, что предлагаемая модель ХИОС на базе ТУПК является
наиболее оптимальной в условиях современного этапа цифровой трансформации
системы образования.
Литература: 1. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Добудько Т.В., Пугач В.И. Проектирование
модели холистичной информационно-образовательной среды вуза // Информационные
технологии в социальной сфере: материалы III междунар. н-п конф. – Самара:
ПГСГА, 2015. С. 22-27. 2. Аниськин В.Н. Принципиальная модель холистичной
информационно-образовательной среды вуза // Современные тенденции развития
науки и технологий: сб. трудов по материалам VI междунар. н-п конф. в 10
частях. – Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. № 6. Ч. X. С. 7-10. 3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 г.
(утверждена распор. Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р). URL: http://static.government.ru/media/files/
(дата обращения: 25.01.2024). 4. Портал ФГОС ВО. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94 (дата обращения: 27.01.2024). 5. Реестр примерных ООП Минпросвещения России. ФГОС СОО. URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard (дата обращения: 27.01.2024). 6. Филатова О.Н., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Педагогический технопарк
«Кванториум» как площадка для формирования цифровых компетенций // Известия
Балтийской гос. академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические
науки. 2022. № 4 (62). С. 170-173. 7. Горбунов Н.А., Чудинский Р.М. Роль и место технопарка универсальных
компетенций и педагогического технопарка «Кванториум» в подготовке будущего
учителя информатики // Информационные технологии в образовательном процессе
вуза и школы: сборник материалов XVI всероссийской научно-практической
конференции. – Воронеж, 2022. С. 70-76. 8. Макаев А.А., Бакмаев А.Ш. Роль технопарка универсальных педагогических
компетенций в условиях цифровой образовательной среды вуза // Цифровая
трансформация образования: состояние и перспективы: материалы I междунар. н-п
конференции. – Махачкала, 2022. С. 24-27. 9. Алексеева Т.В., Поначугин А.В. Формирование современной образовательной
среды на площадках технопарка и кванториума педагогического вуза // Школа
будущего. 2023. № 4. С. 68-77. 10. Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Формирование универсальных педагогических
компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК) //
Преподаватель XXI век. 2022. № 4-1. С. 75-87. 11. Аниськин В.Н., Рахматуллина Д.К. Математическое моделирование как метод
формирования познавательных универсальных учебных действий и компетенций у обучающихся
в условиях холистичной образовательной среды // Вестник Самарского
университета. Естественнонаучная серия. 2023. Т. 29, № 3. С. 89-102. 12. Макет ФГОС 4-го поколения. АНО ДПО «Учебно-консультационный центр». URL: https://ukc-nica.ru/novosti/opublikovan-maket-fgos-4-go-pokoleniya.html (дата обращения: 28.01.2024). 13. С. Кравцов: Электронные учебники не заменят обычные. Российская Газета,
31 августа 2022 г. URL: https://rg.ru/2022/08/31/kravcov-elektronnye-uchebniki-ne-zameniat-obychnye.html (дата обращения: 28.01.2024).
14. ФЗ от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "Об
образовании в РФ"». URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83039.html
(дата обращения: 28.01.2024).