Черняк Е.Д.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург 


Теоретические концепции и подходы к изучению методики использования интерактивных рабочих листов в образовательном процессе


Статья посвящена методике использования интерактивных рабочих листов для подготовки к ЕГЭ в системе дополнительного дистанционного образования. Дана основополагающая классификация рабочих листов, охарактеризована их содержательная сторона, а также необходимые требования к их применению в дистанционном обучении при подготовке к ГЭ.


Chernyak E. D.

Herzen University

St. Petersburg


Theoretical concepts and approaches to the study of the methodology of using interactive worksheets in the educational process


Unified State Exam in the system of additional distance education. The fundamental classification of worksheets is given, their content side is characterized, as well as the necessary requirements for their use in distance learning in preparation for the GE.


Актуальность темы определена тем, что современное информационное общество стремительно перешло в фазу цифровизацию, которая охватила все сферы взаимоотношений граждан и организаций. Многие школы и учебные заведения переходят на удаленную форму обучения, что требует разработки и использования эффективных методик и инструментов для подготовки к экзаменам, включая Единый государственный экзамен (ЕГЭ). В этих условиях рабочие листы являются важным средством систематизации и организации знаний. Они позволяют учащимся структурировать свои знания, формулировать ответы и аргументы, а также отрабатывать навыки решения задач. Использование рабочих листов, в том числе интерактивных способствует активному и практическому обучению, что особенно важно при дистанционном образовании, где личное взаимодействие с учителем ограничено.

Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации и расширении существующих знаний в области дистанционного образования и использования интерактивных рабочих листов в подготовке к ЕГЭ, что позволит получить новые научные данные и сформировать более полное представление о том, как данная методика может быть использована в дополнительном дистанционном образовании. Новизну исследования определили практические рекомендации для применения методики использования рабочих листов в подготовке к ЕГЭ в системе дополнительного дистанционного образования.

В современной образовательной практике интерактивные рабочие листы могут признаны неотъемлемым инструментом, способствующим глубокому усвоению учебного материала и закреплению знаний учащихся. Эти многофункциональные образовательные инструменты эффективно адаптируются под разнообразные теоретические подходы и методики обучения, предлагая уникальные возможности для развития навыков и компетенций. [1]

Существует несколько подходов к определению рабочих листов:

1. Как модель урока: «структурированный документ, содержащий набор заданий, упражнений или деятельностей, тщательно спланированных для достижения конкретных образовательных целей в рамках одного урока. Он служит как направляющая структура для урока, предлагая последовательный подход к изучению и практике определенной темы или навыка. Рабочие листы могут включать в себя разнообразные задания, отражающие учебные цели, такие как информационные блоки, интерактивные задачи, вопросы для обсуждения, практические упражнения, исследовательские проекты и творческие задания.» [2]

2. Как средство управления учением: «рабочий лист выполняет несколько ключевых функций: он ориентирует учащихся на конкретные учебные задачи, поддерживает индивидуализацию процесса обучения, позволяя учителю адаптировать задания под разные уровни и потребности учащихся. Рабочие листы также способствуют самостоятельному учению, предоставляя учащимся возможность самостоятельно работать над заданиями, что развивает их навыки самоорганизации и самооценки. Рабочие листы обеспечивают эффективную обратную связь для учителя о ходе усвоения материала учащимися, что позволяет корректировать учебный процесс в реальном времени.» [5]

3. Как метод организации самостоятельной работы обучающихся: «образовательный инструмент, предназначенный для структурирования и направления самостоятельной учебной деятельности учащихся» [14]

 

Следует отдельно выделить такой подвид как «интерактивные рабочие листы» - это специально созданные документы, содержащие различные задания, упражнения и деятельности, которые помогают учащимся углубленно изучать учебный материал. Они поддерживают интерактивный подход к обучению, позволяя учащимся активно взаимодействовать с содержанием заданий и получать обратную связь на свои ответы.

 

Интерактивные рабочие листы могут выглядеть разнообразно в зависимости от образовательных целей и методов обучения. Например, это может быть электронный документ, содержащий интерактивные элементы, такие как чек-боксы для выбора правильного ответа, поля для ввода текста, перетаскиваемые элементы и другие возможности для взаимодействия учащегося с материалом. Также интерактивные рабочие листы могут быть представлены в виде игровых форматов, пазлов, кроссвордов, тестов и других заданий, способствующих привлечению внимания и мотивации учащихся к учебному процессу. Важно, что интерактивные рабочие листы не только помогают углубленно изучать материал, но и развивают навыки критического мышления, решения проблем и коммуникации.

 

Основная задача образования, заключающаяся в обучении учащихся самостоятельному обучению, является ключевым фактором, который поддерживает их способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается через осознанный и активный процесс накопления опыта в процессе усвоения универсальных знаний и навыков во время уроков. [11]

В отличие от стандартных рабочих тетрадей, которые часто используются для выполнения домашних заданий, рабочие листы разрабатываются учителями индивидуально, учитывая их уникальные методические подходы и предпочтения. Они предназначены специально для определенных групп учащихся и используются преимущественно во время уроков. В отличие от учебных тетрадей, рабочие листы не перегружены теорией; они способствуют более динамичной и эффективной работе с учебным материалом, а также помогают экономить время на уроке. Использование рабочих листов центрирует внимание учащихся на активной учебно-познавательной деятельности. [10]

Одним из ключевых аспектов рабочих листов является их многообразие, позволяющее адресовать различные образовательные потребности. Информационные листы представляют собой насыщенные фактами материалы, которые могут служить надежным источником знаний и данных для учащихся. С другой стороны, интерактивные листы активизируют учебный процесс, включая в себя элементы, такие как викторины и практические задания, что способствует активному участию и глубокому пониманию материала. Листы на развитие критического мышления особенно ценны, так как они требуют от учащихся анализа, сравнения и оценки информации, что способствует формированию когнитивных навыков. [13]

В исследовательской работе мы выделяем следующие типы рабочих листов:

1. Информационные листы. Содержат факты, определения, схемы, графики. Используются для введения новой темы или предоставления справочной информации. Ученики могут читать и извлекать ключевую информацию, делать заметки или отвечать на контрольные вопросы. [10]

2. Интерактивные листы. Включают интерактивные задания, такие как викторины, кроссворды, сопоставление понятий. Могут использоваться для активизации учебного процесса, проверки понимания и закрепления знаний. Ученики могут работать индивидуально или в группах, обсуждая и решая предложенные задачи. [6]

3. Творческие листы. Включают задания на творческое выражение, например, написание эссе, создание проектов или иллюстраций. Стимулируют креативность и самовыражение учащихся. Ученики могут разрабатывать собственные проекты, рисунки или тексты, демонстрируя понимание темы. [4]

4. Листы для самопроверки. Содержат задания для самостоятельной проверки знаний, например, тесты с выбором ответа, задачи на заполнение пропусков. Помогают учащимся оценить своё понимание материала и выявить пробелы в знаниях. Ученики могут самостоятельно проверять свои ответы и определять области, требующие дополнительного изучения. [9]

Критическое мышление в образовательном контексте включает в себя способность анализировать информацию, оценивать её с разных сторон, обосновывать свои выводы и применять полученные знания в различных ситуациях. В условиях реализации технологии развития критического мышления, использование листов может способствовать реализации следующих аспектов:

- Рабочие листы могут содержать вопросы и задания, требующие от учащихся анализировать тексты, данные или сценарии. Это может включать сравнение и противопоставление различных аргументов, интерпретацию данных или оценку доказательств.

- Листы могут включать сценарии, имитирующие реальные или гипотетические ситуации, требующие от учащихся применения логического мышления и принятия обоснованных решений.

- Задания, которые требуют от учащихся критически оценивать информацию, например, выявлять предвзятость, ошибки в аргументации или предположения, помогают развивать критическое мышление.

- Рабочие листы могут быть использованы как часть исследовательских проектов, требующих от учащихся сбора, анализа и синтеза информации, а также формулировки и обоснования своих выводов.

- Включение в рабочие листы вопросов, стимулирующих рефлексию и самоанализ, может помочь учащимся развить способность критически оценивать собственные мысли и действия.

- Рабочие листы могут подготовить учащихся к участию в дебатах или групповых обсуждениях, где они будут использовать критическое мышление для формулирования аргументов и отстаивания своих точек зрения. [15]

Современные рабочие листы могут включать ссылки на мультимедийные ресурсы, такие как видео, графики или интерактивные платформы, которые требуют от учащихся анализировать и оценивать различные типы информации. [12]

В условиях дистанционного образования важность рабочих листов возрастает многократно. Они обеспечивают необходимую гибкость и доступность обучения, позволяя учащимся работать в удобном для них ритме и в привычной обстановке. Электронные форматы рабочих листов могут включать в себя интерактивные элементы, такие как гиперссылки, встроенные видео и самопроверочные задания, что делает обучение более динамичным и вовлекающим. Использование таких инструментов в дистанционном обучении не только увеличивает эффективность образовательного процесса, но и способствует удержанию внимания учащихся, что особенно важно в условиях отсутствия непосредственного контакта с преподавателем. [8]

Таким образом, рабочие листы являются мощным инструментом в арсенале современного преподавателя, способным адаптироваться к различным образовательным потребностям и средам, включая традиционное и дистанционное образование.

 

Литература:

1. Федеральный проект «Современная школа», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (ред. от 29.10.2023).

2. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М., 1977.

3. Воровщиков С.Г., Орлова Е.Е. Развитие универсальных учебных действий: внутренняя система учебно-методического сопровождения. Москва, 2012. С. 118.

4. Гатина В.Д. Информационные сервисы интернет в подготовке к ЕГЭ по английскому языку // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2016. - № 4 (42).

5. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. - 2009. - №11. - С. 170–174. - URL https://moluch.ru/archive/11/816/ (дата обращения: 01.12.2023).

6. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2015.

7. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденции.//Открытое образование. 2018. Т.22. № 3.

8. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. - Санкт - Петербург: КАРО, 2015. - 128 с.

9. Комарова, О. В. Модель организации проектной деятельности в школе / О. В. Комарова // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - №6 - С. 88 – 90

10.  Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochiy-list-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii (дата обращения: 02.12.2023).

11.  Мохина Ю. Н. Использование рабочей тетради на уроках ИЗО как способ повторения и закрепления общих знаний учащегося во всех областях при помощи творческой деятельности // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сб. ст. / под ред. И. М. Алалыкиной, П. М. Горева, О. Л. Лунеевой, М. В. Масловой. Киров, 2018. С. 362-366.

12.  Налетова И.В. Изменения системы образования под влиянием онлайн - технологий // Гаудеамус. 2015. №2 (26) с.9-13

13.  Роль рабочего листа в управлении учением // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6-7 (50). С. 94-96.

14.  Рыдзе О. А. Организация самостоятельной работы на основе средств обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 166-175.

15. Тодожекова А.В. Методические приёмы использования информационных технологий, при подготовке выпускников общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 4-2 (77). 

вопросы и комментарии: