Лебедева М.Ю.
Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина,
г. Москва
Родионова К.Е.
Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина,
г. Москва
Сплотить онлайн-группу: социально-коммуникативные
факторы эффективности дистанционного обучения
В
статье рассматривается роль социально-коммуникативных факторов в успешности
онлайн-обучения. В качестве операционального понятия, описывающего
социально-коммуникативную среду онлайн-обучения, используется понятие
социального присутствия – это способность участников идентифицировать себя с
обучающимся сообществом, целенаправленно общаться в доверительной среде и
развивать межличностные отношения путем проецирования своих индивидуальных
особенностей На основе данных опроса удовлетворенности студентов, имевших опыт
онлайн-обучения в синхронном формате и анализа синхронных онлайн-уроков
делается вывод о том, что высокий уровень социального присутствия коррелирует с
удовлетворенностью онлайн-обучением и связан с усилиями преподавателя,
направленными на создание атмосферы сплоченности и управление горизонтальной
коммуникацией в группе.
Работа выполнена с использованием
средств государственного бюджета по госзаданию на 2020–2024 годы (проект
FZNM-2020-0005).
Lebedeva
M.Yu.
Pushkin Russian Language Institute,
Moscow, Russia
Rodionova
K.Ye.
Pushkin Russian Language Institute,
Moscow, Russia
Bonding the online group: the socio-communicative
factors of effectiveness of distance learning
The article examines the role of
social and communicative factors in the effectiveness of online learning. The
concept of social presence is used as an operational concept describing the
social and communicative environment of online learning – this is the ability
of participants to identify themselves with the learning community,
purposefully communicate in a trusting environment and develop interpersonal
relationships by projecting their individual characteristics. Based on the data
of the survey of students’ satisfaction with online learning in a synchronous
format and analysis of synchronous online lessons, it is concluded that a high
level of social presence correlates with the satisfaction with online learning
which is connected with the efforts of the teacher, aimed at creating an
atmosphere of cohesion and managing horizontal communication in the group.
The article
was prepared in full within the state assignment of Ministry of Education and
Science of the Russian Federation for 2020-2024 (No. FZNM-2020-0005).
Идея о том, что обучение имеет
коммуникативную природу, восходит еще к античной педагогике и поддерживается
современными образовательными парадигмами, такими как конструктивизм и
коннективизм, в которых признается ведущая роль социального взаимодействия
между участниками образовательного процесса.
Теоретики дистанционного обучения также
развивают идею обучения как общения: так, М. Мур в своей транзакционной теории
определяет процесс онлайн-обучения как сумму трех векторов коммуникации:
студент-преподаватель, студент-студент и студент-контент [10].
При
этом накопленный опыт дистанционного обучения демонстрирует существенные
дефициты именно в коммуникативном аспекте учебного процесса, опосредованного
технологиями. Одной из причин этому является физическая и временная
разобщенность участников учебного процесса. Исследования показывают, что
физическая изолированность и
недостаток личного внимания [13] снижают чувства общности среди студентов
[5,9], что становится одной из причин высокого процента не завершивших
дистанционное обучение [6]. Коммуникативные дефициты сохраняются и в синхронных
форматах обучения: выявляется низкий уровень взаимодействия между субъектами учебного процесса и
низкий показатель времени говорения учащихся [3].
Таким
образом, физическая и временная разобщенность участников учебного процесса
оказывает отрицательное влияние и на асинхронный, и на синхронный формат
обучения, ограничивая создание продуктивной учебной социально-коммуникативной
среды. Мы разделяем мнение, что проблема заключается не столько в самих
образовательных технологиях и их включении в учебный процесс, а сколько в
умении их использовать и выстраивать обучение с учетом их особенностей и
ограничений [1, 2, 5].
Цель данной работы состоит в том,
чтобы описать социально-коммуникативные факторы эффективности дистанционного
обучения на основе качественно-количественных исследований и описать приемы,
способствующие созданию продуктивной социально- коммуникативной среды.
В качестве
теоретической рамки исследования выбрана модель Community of inquiry (далее
COI), разработанная Д. Гаррисоном, Т. Андерсоном и В. Арчером. По мнению
исследователей, эффективное онлайн-обучение должно быть осуществлено
посредством развития трех взаимозависимых элементов – социального, когнитивного
и преподавательского присутствия [7]. Преподавательское присутствие проявляется
в таких видах деятельности преподавателя, как проектирование учебного процесса,
фасилитация во время обучения и направление когнитивных и социальных процессов
с целью достижения личностно-значимых и образовательных результатов обучения
[8]. Когнитивное присутствие измеряется степенью, с которой учащиеся способны
создавать и подтверждать смыслы посредством продолжительного размышления и
дискуссий [8]. Социальное присутствие – это способность участников
идентифицировать себя с обучающимся сообществом, целенаправленно общаться в
доверительной среде и развивать межличностные отношения путем проецирования
своих индивидуальных особенностей [7]. Выделяются три группы индикаторов
социального присутствия: аффективные, включающие выражение эмоций, чувств и
настроения, интерактивные – речевые стратегии, отражающие взаимодействие
участников учебного процесса друг с другом, и индикаторы сплоченности группы.
В
исследовании нами применяется смешанная исследовательская парадигма (mixed
method design), позволяющая на основе комбинированных данных комплексно изучить
роль социально-коммуникативных факторов в онлайн-обучении. Такими данными в
настоящем исследовании стали, с одной стороны, результаты опроса студентов,
имеющих опыт онлайн-обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в российских
и зарубежных образовательных организациях, а с другой стороны – записи
онлайн-уроков по РКИ (по материалам корпуса RuTOC [3]).
В опросе об
удовлетворенности онлайн-обучением приняли участие 311 респондентов, изучавших
русский язык в синхронном онлайн-формате [4]. В утверждениях, предложенных
респондентам для оценки, были учтены такие факторы, предположительно влияющие
на удовлетворенность онлайн-обучением, как сплоченность группы, фасилитация
групповой работы, степень интерактивность учебной коммуникации, репертуар форм
учебной работы, поддержка учебной автономии. Среди факторов наибольшую положительную оценку получили
факторы, связанные со сплочением группы (88% поставили максимальные оценки
4-5), с педагогической коммуникацией (89%) и фасилитацией (90%). Кроме
того, описательные статистические методы результатов опросника выявили, что сплоченность онлайн-группы и
фасилитация играют ключевую роль в удовлетворенности учащихся онлайн-обучением,
которое, по некоторым данным, коррелирует с эффективностью обучения.
Контент-анализ
записанных и транскрибированных синхронных онлайн-уроков был выполнен на основе
поведенческих индикаторов
социального присутствия, которые включают в себя группу аффективных
индикаторов, связанных с проявлением чувств, эмоций, юмором, раскрытием личной
информации; группу индикаторов интерактивности коммуникации, к которым
относятся вопросы, приглашения к высказыванию, речевые акты выражение согласия,
благодарности, одобрения, продолжение, цитирование или перефразирование
высказывания другого участника; группу индикаторов сплоченности группы, к
которым причисляются этикетные речевые акты, называние собеседников по имени, упоминание
группы как единого целого, фатическое общение без учебной цели [12].
Анализ онлайн-уроков показал, что самыми
распространенными индикаторами социального являются стратегии поддержания
интерактивности на уроке, которые – что симптоматично – проявлены в речи
преподавателя, но мало реализуются в речевом поведении студентов. Преподаватель
активно задает вопросы, соглашается со студентами и ссылается на их слова,
однако студенты выполняют преимущественно пассивную роль в онлайн-коммуникации.
Выявлено также, что эмоциональный аспект учебной коммуникации представлен
ограниченно, при этом степень эмоционального проявления преподавателя
значительно выше по сравнению с проявлениями студентов.
При этом в
проанализированном корпусе онлайн-уроков выделяются те, в которых уровень социального присутствия,
проявленный в видимых индикаторах, характеризуется как высокий. Данные опроса и
записи учебного дискурса позволяют предположить, что это связано с усилиями
преподавателя, направленными на создание атмосферы сплоченности и управление
горизонтальной коммуникацией в группе. К успешным стратегиям педагогической
коммуникации относятся, в частности, инициация фатического общения, проявление
интереса к личной информации, которой делится студент, уточняющие
вопросы-интеррогативы, вербализованная интерпретация своих наблюдений за
действиями или чувствами студента как показатель вовлеченности в
коммуникацию. Использование на уроках заданий “ледоколов”, целью которых
является обмен личной информацией, помогает учащимся узнать больше друг о друге
и сблизиться. В ходе парной и групповой работы важно обращать внимание на
ротацию партнеров, которая позволяет всем учащимся быть активными и
взаимодействовать друг с другом. Особое внимание следует уделить интерактивным
формам работы на уроке, таким как дискуссии, дебаты и ролевые игры.
Социально-коммуникативный потенциал данных форматов, заключающийся в постоянном
обмене мнениями, вопросами и комментариями, положительно влияет на формирование
обучающегося сообщества.
Литература:
1. Атанов Г.А., Пустынникова И.Н. Обучение и
искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. –
Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. – 504 с.
2. Данильчук Е.В. Информационные технологии
в образовании: Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2002. – 184 с.
3. Лебедева, М. Ю. RuTOC: корпус
онлайн-уроков по русскому языку как иностранному / М. Ю. Лебедева, А. Н.
Лапошина, Н. А. Алкснит, Т. В. Ляшенко. – Текст : непосредственный //
Филологический класс. – 2022. – Т. 27, № 2. – С. 19–29.
4. Родионова, К. Е. Онлайн-уроки РКИ,
которые нравятся студентам: количественное исследование факторов
удовлетворенности синхронным онлайн-обучением / К. Е. Родионова // Русский язык
за рубежом. – 2022. – № 5(294). – С. 81–89.
5. Розина
И. Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и
перспективы развития // Образовательные технологии и общество. 2004. – Т. 7,
№2. – C. 257–269.
6. Carr S. As distance education
comes of age, the challenge is keeping the students // Chronicle of higher
education. – 2000. – Т. 46. – №. 23.
7. Garrison D. R. E-learning in the
21st century: A community of inquiry framework for research and practice. –
Routledge, 2016.
8. Garrison D. R., Anderson T.,
Archer W. Critical inquiry in a text-based environment: Computer conferencing
in higher education // The internet and higher education. – 1999. – Т. 2. – №. 2-3. – P. 87-105.
9. Kerka
S. Distance Learning, the Internet, and the World Wide Web. ERIC
Digest. – 1996.
10. Moore M. G. The theory of transactional distance
// Handbook of distance education. – Routledge, 2013. – P. 84-103
11. Moore M. G. Three types of
interaction. – 1989.
12. Rourke L. et al. Assessing social
presence in asynchronous text-based computer conferencing // The Journal of
Distance Education/Revue de l'ducation Distance. – 1999. – Т. 14. – №. 2. – P. 50-71.
13. Twigg C. A. Is Technology a Silver Bullet? // Educom Review. – 1996. – Т. 31. – №. 2. – P. 28-29.