Никитина А.А.

ГБОУ СОШ № 619,

г. Санкт-Петербург

ИКТ-компетентность и её формирование в рамках реализации ФГОС

В статье раскрывается понятие ИКТ-компетентности, приводятся примеры основных ИКТ-компетенций в соответствии с ФГОС ООП ООО и перечень технических средств и программных инструментов, необходимых для их формирования. Предложены способы повышения эффективности модели формирования ИКТ-компетентности, рассмотрены конкретные варианты из опыта работы автора. Особое внимание уделено вхождению педагогов в развитие единой информационной образовательной среды школы и оценке сформированности ИКТ-компетентности обучающихся и педагогов.

Nikitina A.A.

Secondary School No. 619 of the Kalininsky district

of St. Petersburg, Russia

ICT Competence and its Forming in the Framework of the Federal State Educational Standard Implementation

The article reveals the concept of ICT competence, provides examples of the main ICT competencies in accordance with the Federal State Educational Standard of secondary education programmes as well as the list of technical means and software tools required for their formation. The paper offers the ways of enhancing the effectiveness of the ICT competence formation model and deals with the specific options from the author's work experience. Considerable attention is paid to the teachers involvement into the development of a unified information educational environment of the school and the assessment of the formation of students and teachers ICT competence.

В настоящее время деятельность педагога регулируется множеством нормативных документов, в том числе обновлёнными федеральными государственными стандартами начального основного и основного общего образования (далее ФГОС), вступившими в силу 1 сентября 2022 года, и профессиональным стандартом педагога. Так, в стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе, а в приложении 1 к профессиональному стандарту педагога содержится расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий. Обратившись к официальным документам, мы увидим, что метапредметные результаты должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), а основным объектом их оценки является способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.

Определим ИКТ-компетентность как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества. Основными ИКТ-компетенциями являются: компетенции в сфере первоначального информационного поиска; технологические компетенции; предметно-аналитические компетенции; операционно-деятельностные компетенции; коммуникативные компетенции.

В соответствии с ФГОС (требования к условиям) основная образовательная программа основного общего образования должна исходить из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Педагоги гимназии «Планета Детства» (г. Рубцовск Алтайского края) разместили в информационной среде (основной средой выбрана автоматизированная информационная среда «Сетевой город») поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал. Кроме того, в информационной среде учителями размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видеофильм для анализа, географическую карту и т. д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в информационной среде, текущие и итоговые оценки учащихся. Педагоги ГБОУ СОШ № 619 (г. Санкт-Петербург) в качестве основы информационного пространства образовательного учреждения активно используют автоматизированную информационную систему «Параграф» и образовательный конструктор «Лидер будущего». К примеру, в конструкторе обучающиеся могут пройти дистанционные курсы, разработанные педагогами, выполнить тренировочные задания для повышения уровня овладения учебным материалом, самостоятельно изучить темы, по которым возникли затруднения, и получить обратную связь от учителя.

Для формирования ИКТ-компетентности в рамках основной образовательной программы могут использоваться следующие технические средства и программные инструменты [4]:

1. технические: персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, принтер цветной, фотопринтер, цифровой фотоаппарат и др.;

2. программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, инструмент планирования деятельности и др.

Модель формирования ИКТ-компетентностности является эффективной, когда ученики учат других – и в режиме лекции, и в режиме работы в малой группе, и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут строить отдельные элементы курсов с ИКТ-поддержкой вместе с учителями различных предметов и классов.

Одним из значительных преимуществ (и в работе профессионала и в работе учащегося), обеспечиваемым применением ИКТ, является простота внесения изменений (в том числе – исправлений ошибки, улучшений, дополнений) в работу. В ходе создания своего продукта – гипермедиа объекта, учащийся легко исправляет возникающие по ходу дела ошибки, меняет структуру продукта, добавляет новые ссылки, расширяет отдельные компоненты. В ходе взаимодействия с другими возникает ситуация учета предложений по улучшению. Это представляется очень важным элементом формирующейся системы образования в целом. Учитель из оценщика и судьи, решение которого «окончательно и обжалованию не подлежит», превращается в коллегу по работе, который дает совет, как что-то сделать лучше и потом радуется, если учащемуся совет удалось реализовать. Учащийся при этом формирует способность учитывать мнение других, а постепенно формирует и большую рефлексивность, самокритичность, объективность и эмпатию в оценке работы другого, а также умение учиться новому. Размещение информационного (гипермедийного) объекта в информационной образовательной среде дает возможность учителю:

1.  проанализировать классную работу в день ее выполнения (с возможным использованием средств автоматизации проверки) и представить ее анализ учащимся до следующего занятия;

2.  установить время для выполнения домашней работы и проанализировать ее результаты в день выполнения, подробно индивидуально ее прокомментировать, не опасаясь нежелательной интерференции за счет присутствия других детей и не затрачивая их время;

3.  проанализировать типичные проблемы, возникшие при выполнении домашних заданий, спланировать и провести их обсуждение на очередном занятии;

4.  установить время для индивидуальных или групповых консультаций в Интернете, во время которых учитель отвечает на вопросы по курсу, в том числе – заранее полученные письменные или аудио.

Особого внимания заслуживает организация внеурочной деятельности. Считаем, что многих предметников могут заинтересовать такие варианты работы, как:

1. Телекоммуникационные проекты [1] – совместная деятельность учащихся, основанная на использовании компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую цель, направленную на достижение общего результата деятельности. В каждом проекте обычно преследуется много целей. Формирование новых знаний и навыков школьников – участников проекта происходит обычно в нескольких направлениях. Основные из них: овладение современными компьютерными технологиями (умение снять видео, составить презентацию, создать фильм на нужный объём информации, изменять рисунки, отвечать в режиме онлайн на теоретические вопросы, сочинять сказки по заданным темам); углублённое изучение важных глав по предмету, поиск информации, выходящей за рамки учебника. Проект, прежде всего, оценивается своей образовательной содержательностью. В проекте предполагается коллективное участие группы школьников, то есть работа одной команды, а совместная деятельность стимулирует учеников на ознакомление с разными точками зрения и на оценку получаемых собственных результатов, то есть представление рефлексии.

2. Разработки с помощью программного обеспечения (далее ПО) SMART Notebook [6] или Mimio Studio – это программы, позволяющая ученикам создавать, обмениваться, организовывать и сохранять цифровые файлы так же, как это делают их учителя. Кроме того, ученики могут пользоваться планировщиками и органайзерами, встроенными в ПО, чтобы отслеживать сроки выполнения задания, делать пометки и выделять важную информацию. Являясь универсальным обучающим инструментом как для одного ученика, так и для всего класса, ПО SMART Notebook помогает учащимся создавать и проводить интерактивные уроки, а также пользоваться вспомогательными ресурсами.

3. Использование различных математических пакетов для визуализации сложных математических процессов – в школе можно использовать MathCad, MathLab и Maple (в зависимости от подготовки конкретного ученика).

4. Использование образовательной робототехники – технология обучения, основанная на использовании конструкторов, имеющих возможность программирования.

5. Использование социальных сервисов Web 2.0.: «лента времени»; ментальные карты; google-сайты и др. [6]

 

Одним из факторов успешной реализации модели формирования метапредметных результатов обучающихся основной школы при реализации ФГОС является готовность педагогов к работе в новом образовательном пространстве. И здесь мы предлагаем следующую траекторию реформирования: создание метапредметных (межпредметных методический объединений). Одним из таких экспериментов является интегрированный курс «Основы проектной деятельности: от проблемы – к инновациям», где каждый педагог выступает в роли тьютора (в рамках работы методического объединения учителей естественно-математического цикла). Эта работа не только очень эффективна – она уникальна тем, что при правильной организации позволяет ученику и учителю быть партнёрами одного проекта и учиться друг у друга в достаточно неформальном ключе (особенно если учесть тот факт, что дети часто лучше нас владеют информационными технологиями, мы можем многому от них научиться). Немаловажным будет и специально организованный процесс переподготовки педагогических кадров, включающий в себя как дистанционную работу педагогов, так и практическую деятельность (проведение обучающих и проблемных семинаров, практикумов, мастер-классов). Так, в рамках городского методического объединения учителей математики был проведён мастер-класс «Образовательная робототехника на уроках математики: первые шаги от теории – к практике» по использованию конструктора Lego (в частности Lego WeDo и Lego Digital Designer) во внеурочной деятельности по математике (5 класс) [2]

Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Электронное портфолио обучающегося может быть создано как самостоятельно, так и с помощью различных сервисов – kidblog, evernote, Google-сайты и др. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована.

 

Литература:

1. Груманцева Л.А. Телекоммуникационные инициативы как средство формирования ИКТ компетентности школьника. http://vmo.obr55.ru/uploads/contest/622_619_grumantceva_ty_02.doc.

2. Егорова А.А. Информационные продукты проектной деятельности школьников / Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: материалы VII научно-практической конференции, Барнаул, 24-27 сентября 2013 г.). Барнаул: АлтГПА, 2013. – с. 183-185.

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2.

4. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» http://school79.tgl.ru/sp/pic/File/Programma_FGOS_OOO/Programma_IKT_1_.pdf.

5. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022).

6. Рекомендации по подготовке портфолио проекта (в рамках программы Intel «Обучение для будущего») https://project-st.blogspot.com/p/blog-page_9698.html

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от «12» августа 2022 г. № 732).

комментарии: