Мокрый В.Ю.
НОУ ВПО Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов,
заместитель заведующего кафедрой информатики и математики по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент,
Санкт-Петербург
Фиджитал-технологии и искусственный интеллект в контексте дисциплины «Основы графического дизайна»
В
статье основные теории графического дизайна, программные средства растровой и
векторной графики и примеры использования фиджитал-технологий и нейросетей в
деятельности дизайнеров, и их применение в образовательном процессе. Далее
рассматривается особенности преподавания дисциплины «Основы графического
дизайна». Обобщаются
результаты обучения студентов в 2024/2025 учебном году.
Mokriy V.Yu.
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Saint Petersburg, Russia
Phygital-technologies and artificial intelligence in the context of the discipline «Fundamentals of Graphic Design»
The article
contains the main theories of graphic design, software tools for raster and
vector graphics and examples of phygital-technologies and neural networks using
in the activities of designers, and their application in the educational
process. Next, the features of teaching the discipline "Fundamentals of
Graphic Design" are considered". The results of student education in
the academic year 2024/2025 are summarized.
Введение.
Актуальность
темы нашего исследования [1-4] обусловлена изменениями в сфере образования,
связанными как с внедрениями новых и перспективных технологий, так и
совершенствованием уже традиционных информационно-коммуникационных технологий.
Наряду
с обычными информационными технологиями и средствами коммуникации, фиджитал-технологии
(1) и технологии искусственного интеллекта (2) активно применяются
организациями для преобразования основных бизнес-процессов в своей деятельности.
В этой связи необходимо привести основные определения терминов, характеризующих
эти технологии.
1) Некоторые
особенности и примеры применения фиджитал-технологий были рассмотрены ранее [5,
6], в том числе для глубокого погружения исследователя в изучаемый виртуальный
мир с помощью шлемов виртуальной реальности и детального исследования реальных объектов
с помощью приложений на мобильных устройствах и очков виртуальной реальности.
2)
Комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции
человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма)
и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как
минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс
технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную
инфраструктуру (в том числе информационные системы,
информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки
информации), программное обеспечение (в том числе, в котором используются
методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску
решений.
3)
Технологии искусственного интеллекта. Представляют собой технологии,
основанные на использовании искусственного интеллекта (включая компьютерное
зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи,
интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы
искусственного интеллекта).
Соответствующие
продукты и технологии разработчики представляют профессиональному сообществу на
мероприятиях различного уровня, в том числе на форумах и конференциях [7, 8], а
регулирование применения технологий выражается в нормативных документах, в
частности, например [9], которые пока имеют экспериментальный характер, но
после удачного завершения эксперимента примут обязательный характер.
Подготовка
дизайнеров в отечественных вузах реализуется по направлению подготовки 54.03.01
«Дизайн», являющимся составной частью укрупнённого направления 54.03.00 «Изобразительное
и прикладные виды искусства» [10].
Рассмотрим
некоторые особенности преподавания дисциплины «Основы графического дизайна»,
в нашем вузе преподаётся студентам бакалавриата IV
курса направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью».
В
контексте реализации вузами соответствующих образовательных программ и
преподавания студентам похожих дисциплин, структура предметной области «Графический
дизайн» схематически (рис.1) может быть представлена нами как комбинация
четырёх модулей.
Сверху
расположен оказывающий влияние модуль «История дизайна», в котором рассматривается
эволюция основных научных школ в области графического дизайна, а также
деятельность видных отечественных и зарубежных дизайнеров и художников.
Слева
расположены основные модули (теории и предметные области), влияющие на
содержание дисциплины «Основы графического дизайна»: обработка
изображений, теория цвета, теория графического дизайна, распознавание образов.
По
центру расположен оказывающий влияние модуль «Содержание дисциплины «Основы графического дизайна», состоящий
из основных компонентов, которые включают материалы по рассматриваемым со
студентами инструментам и технологиям на семинарских занятиях.
Снизу
расположены модули, оказывающие влияние на содержание рассматриваемой дисциплины:
программы, научные исследования в области применения виртуальной и дополненной
реальности, искусственного интеллекта и фиджитал-технологий и онлайн-сервисы.
В
качестве основных программных средств в ходе преподавания дисциплины мы применяем
графические редакторы Adobe Photoshop и CorelDraw (или Adobe Illustrator).
В
качестве основных онлайн-сервисов используются сайты, предоставляющие
возможность пользователям изучить основы работы в нейросетях с информацией
различного вида и создавать тексты, изображения, видео, анимации, звуковые
файлы, игровые миры и игровые персонажи, например Gigachat, Кандинский 3.1.
Для изучения методов генерации и дизайна текста мы использовали онлайн-сервис TextStudio (https://ru.textstudio.com/) создания игровых персонажей мы использовали ресурс Sketchfab (https://sketchfab.com/).

Рис.1.
Структура предметной области «Графический дизайн» В
качестве основных научных исследований выступают работы, основное внимание
авторы которых уделяют новым способам коммуникаций с помощью фиджитал-технологий
и поведению людей различных поколений в условиях цифровой трансформации
ключевых сфер экономики и социально-культурной сферы, в частности, работы [5,
6, 11, 12]. Основное внимание авторов этих работ уделено направлениям
использования данных технологий представителями различных поколений в
профессиональной деятельности. Для
оценки модели работы преподавателя с электронным курсом мы также будем
использовать уже выработанное нами следующее аналитическое описание его модели
электронного курса Mkourse:
Mkourse =
In×M×Out, (1) где Mkourse – результат
оценки работы преподавателя с курсом, In – входной модуль
или столбец входных воздействий в начальный период обучения (в начале года или
семестра), M – тематические
модули электронного курса (M
= ∑Mi),
Out – выходной модуль
или столбец выходных результатов, полученные студентами по итогам освоения
материалов дисциплины.

Рис.2. – Распределение баллов, полученных студентами за выполнение
заданий курса M
Расшифруем
элементы формулы (1) относительно дисциплины «Основы графического дизайна»: In
– входной модуль с указанием рабочей программы и плана заданий, Mkourse - оценка за курс,
полученная с учётом проверки заданий модулей M, а Out- результат получения студентами зачёта по дисциплине.
Учитывая, что
модули курса Mi
состоят из материалов Mmt и заданий Mts Нами также выработаны критерии оценивания эффективности
студентов в ходе выполнения ими заданий по дисциплине.
Для получения
зачёта по заданию значение критерия удовлетворяет следующему условию |Mtsij|≥70
баллов.
Хорошему уровню
выполнения студентом задания полученный балл соответствует условию 80≤|Mtsij|≤90,
а отличному –91≤|Mtsij|≤100.
Если критерий соответствовал
|Mtsij|<70, то студент присылал преподавателю ответы непосредственно
к зачёту.
Отметим, что из 28
студентов рассматриваемой группы 10 студентов набрали по курсу |Mts| = ∑|Mtsij| ≥1000 баллов, что является высоким уровнем освоения
материалов дисциплины. В дальнейшем мы будем продолжать оптимизацию структуры,
материалов и заданий электронного курса.
В качестве
основных выводов отметим следующее:
Не подлежит
сомнению тот факт, что в современном цифровом мире наряду с обычными
информационно-коммуникационными технологиями для преобразований основных
бизнес-процессов в своей деятельности организации активно используют
перспективные фиджитал-технологии и технологии искусственного интеллекта.
При этом
подготовка будущих графических дизайнеров в отечественных вузах реализуется по
направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», являющимся составной частью
укрупнённого направления 54.03.00 «Изобразительное и прикладные виды искусства».
В ходе обучения применяются технологии искусственного интеллекта, нейросети,
фиджитал-технологии (чаще всего технологии дополненной реальности).
В ходе
преподавания нашей дисциплины в качестве основных программ нами используются редакторы
Adobe Photoshop и CorelDraw (или Adobe Illustrator).
Сформировано
видение структуры предметной области «Графический дизайн», которое в дальнейшем
будет оптимизироваться и уточняться.
Литература:
1. Мокрый
В.Ю. Обобщение опыта использования фиджитал-техно логий в современных условиях // Реклама и PR в России: современное состояние и
перспективы развития: XXI Всероссийская научно-практическая конференция,14
февраля 2024 г. — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2024 – С. 126 – 127.
2. Мокрый
В.Ю. Возможности трансформирующих технологий в современном образовании //
Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые
технологии в образовании: материалы VIII МНК, Красноярск, 24–27 сентября 2024
г. / под общ. ред. М.В. Носкова. – Красноярск: Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. – 1450 с. – С. 304 – 307
(т. №3).
3. Мокрый
В.Ю. Подготовка будущих рекламистов в условиях внедрения фиджитал-технологий //
Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: XX
Всероссийская научно-практическая конференция, 9 февраля 2023 г. –
Санкт-Петербург: СПбГУП, 2023. – 196 с. – с. 175 – 177.
4. Мокрый
В.Ю. Применение фиджитал-технологий при подготовке студентов экономических
факультетов // Новые образовательные стратегии в современном информационном
пространстве. сборник научных статей по материалам международной
научно-практической конференции. Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена, Институт информационных технологий и
технологического образования. Санкт-Петербург, 2023. С. 306-311. URL: https://nesinmis.ru/mokriy-v-yu/ (Режим доступа: 19.01.2024).
5. Виноградова,
К. Е. Фиджитал-технологии в событийном маркетинге будущего / К. Е. Виноградова
// Коммуникации в условиях цифровой трансформации: Сборник материалов V
Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 ноября
2021 года / Под редакцией А. Д. Кривоносова. – Санкт-Петербург: автономная
некоммерческая организация поддержки социальных и культурных инициатив «СОФИЯ»,
2021. – С. 148-153.
6. Плешаков
В.А. Интегративные возможности киберсоциализации и социализации в
фиджитал-спорте / В.А. Плешаков // Новые подходы — 2022: сборник научных трудов
по результатам II Всероссийской научно-практической конференции Минобрнауки
России по вопросам формирования новых подходов к проектированию физического
воспитания в образовательных организациях высшего образования, Москва, 12–13
сентября 2022 года / Центр инновационных компетенций по физическому воспитанию
и студенческому спорту. – Москва: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный
университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2022. –
С. 35-39.
7. Ежегодная
онлайн-конференция, объединяющая на одной площадке признанных международных
экспертов в сфере AI. URL: https://aij.ru/ (дата обращения: 12.01.2025).
8. Международный
форум Kazan Digital Week. URL: https://kazandigitalweek.com/ru/site/ (дата обращения:
12.01.2025).
9. Федеральный
закон "О проведении эксперимента по установлению специального
регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения
технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе
федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального
закона "О персональных данных" от 24.04.2020 N 123-ФЗ (последняя
редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351127/ (Дата обращения:
13.01.2025).
10. Платформа
«Траектория поступления в вузы России». URL: https://postupi.online/ (Режим доступа: 19.01.2024).
11. Кузьменкова
М.А. Phygital-технологии – инновация в мире коммуникаций // электронный научный
журнал «Медиаскоп» (научное исследование «Реклама и PR») [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.mediascope.ru/ (Режим доступа: 19.01.2024).
12. Мамина Р.И., Толстикова И.И. Поколение Z или поколение фиджитал в условиях деловой среды // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Выпуск 3 (Труды XXII Международной объединённой научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2019, Санкт-Петербург, 19 – 22 июня 2019 г. Сборник научных трудов). — СПб: Университет ИТМО, 2019. С. 149 – 159.