Матросова Н.В.
ФГБОУ
ВО «Марийский государственный университет»
г. Йошкар-Ола
Интеллектуальные карты в разработке цифровых проектов по марийскому языку и литературе
Статья посвящена рассмотрению возможностей интеллектуальных карт в разработке цифровых проектов по марийскому языку и литературе. В работе выделены преимущества ментальных карт в части визуализации, структурирования информации, а также управления проектами в целом. Рассмотрены специализированные цифровые инструменты для создания интеллект-карт. Также приводятся примеры разработанных в ходе проектной деятельности карт с использованием различного инструментария, отмечена их роль в повышении мотивации к реализации проектов в области марийского языка и литературы.
Matrosova N.V.
Mari State University
Yoshka-Ola, Russia
Mind maps in the development of digital projects on the Mari language and literature
The article is devoted to the consideration of the possibilities of mind maps in the development of digital projects on the Mari language and literature. The work highlights the advantages of mind maps in terms of visualization, structuring of information, as well as project management in general. Specialized digital tools for creating mind maps are considered. Also, examples of maps developed during project activities using various tools are given, their role in increasing motivation for the implementation of projects in the field of the Mari language and literature is noted.
Современные
тенденции цифровой трансформации всех отраслей экономики и жизни общества
требуют изменений и в системе образования. Стратегическим направлением в
области цифровой трансформации, принятым Правительством РФ, задан курс на
расширение использования педагогами современных цифровых технологий, расширение
доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту, а также
развитие личностных качеств обучающегося [3]. Аспекты
цифровизации затрагивают и область этнокультурного образования, в том числе
подготовку учителей родного языка и литературы. В Стратегии национальной
политики России отмечается значимость «совершенствования системы обучения в
образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и
языкового многообразия, подготовка, профессиональная переподготовка и повышение
квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных
особенностей» [8]. Неотъемлемой
частью подготовки современного учителя марийского языка и литературы является
формирование у будущего педагога проектной компетентности, средством
формирования которой выступает проектная деятельность [5]. Процессы
цифровизации и цифровой трансформации дали толчок к разработке студентами так
называемых цифровых образовательных проектов, направленных на решение неких
учебных и учебно-исследовательских задач, созданных на основе цифровых
технологий [4, 6]. Разработка
цифровых образовательных проектов будущими педагогами марийского языка и
литературы дает возможность не только формирования у них навыков планирования и
реализации инновационной учебной или исследовательской идеи, но также и
созданию новых цифровых продуктов и решений, способствующих развитию марийского
языка и литературы. В ходе
реализации цифровых проектов по марийскому языку и литературе на всех стадиях
проектной деятельности актуальным является использование технологии
интеллектуальных карт (MindMaps). Данный
метод был предложен английским психологом Тони Бьюзеном в книге «Работай
головой» в 1974 году, где подробно описана техника построения таких карт. Автор
называет интеллектуальную карту аналитическим инструментом, который
способствует нахождению максимально эффективного решения задачи.
Интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, имеющую древовидную
структуру и строящуюся на основе ассоциаций [7]. Современные
исследователи рассматривают интеллектуальные карты как способ краткого
наглядного и схематичного описания сути проблемной ситуации и возможностей ее
решения [1]. Е.В. Карманова под интеллектуальной картой понимает реализацию
«метода сворачивания текста с применением принципов инфографики» [2, с.224].
Интеллектуальная карта также рассматривается как образовательный инструмент,
представляющий собой «удобную и эффективную технику визуализации мышления и
способ структурирования запоминания» [9, с.179]. В литературе интеллектуальную
карту также называют «Ментальная карта», «Mind map», «Интеллект-карта», «Диаграмма
связей». С одной
стороны, использование ментальных карт способствует лучшему пониманию
информации, усилению концентрации во время работы, а также повышению
заинтересованности в изучаемом материале и развитию аналитического и
творческого мышления. С другой стороны, интеллектуальные карты представляют
собой мощный инструмент для систематизации, структурирования, повышения
наглядности, информативности и визуализации информации. В связи с этим огромное
значение использование интеллектуальных карт приобретает в проектной
деятельности, в том числе в разработке цифровых проектов. В
проектной работе интеллект-карты являются мощным инструментом в формулировке
проектных идей, выделении ключевых целей и задач проекта, определении
промежуточных и итоговых результатов, а также учете взаимосвязей между ними. Ментальные
карты также повышают уровень систематизации предложений команды по достижению
поставленных целей проекта, а также результатов анализа его сильных и слабых
сторон. Использование интеллектуальных карт открывает также широкие возможности
для визуализации всех процессов и этапов проекта, его организационной структуры
и процессов управления командой. Немалое значение такие карты могут иметь и в
реализации хранения данных и материалов проекта. Все это способствует как
повышению качества выполнения проектных работ, так и развитию творческого и интеллектуального потенциала
обучающегося. В
условиях цифрового пространства интеллектуальные карты могут быть разработаны с
использованием специализированного инструментария. Среди инструментов для
создания ментальных карт можно выделить: MindMeister,
Mindomo,
Draw.io, SimpleMind, Ayoa, Xmind, IOctopus, Bubbl.us, TheBrain, Wisemapping,
Lucidchart. Сервисы позволяют создавать красочные интеллект-карты как на основе
готовых шаблонов, так и «с нуля», изменять параметры подписей, добавлять и
хранить информацию различного формата (текстовые документы, графика, видео и
т.п.). Также сервисы поддерживают принцип организации совместной работы членов
проектной команды, что способствует развитию навыков совместной деятельности и
коммуникации в условиях цифровой образовательной среды. Часть сервисов также имеет
встроенные инструменты искусственного интеллекта для разработки
интеллектуальных карт. В ходе разработки цифровых проектов по марийскому языку и
литературе интеллектуальные карты играют огромную роль в повышении мотивации
обучающихся к ведению проектной деятельности в данной области. Огромное
значение интеллект-карты играют в генерации новых идей и стимулировании
креативных подходов к решению задач по сохранению, изучению и развитию
марийского языка и литературы. В
условиях разработки языковых проектов ментальные карты также показывают свою
эффективность в структуризации сложной грамматической, фонетической и
лексической информации по марийскому языку, визуализации языковых и
литературных данных, выделении взаимосвязей между языками уральской языковой
семьи, а также для проведения сравнительных исследований (в том числе
исследований семантики слов в уральских языках) в рамках проекта.
В рамках создания
цифрового проекта «Информационно-образовательный интернет-ресурс «Уральские
языки в современном мире»» была разработана интеллектуальная карта, отображающая
общие характеристики проекта. Для создания карты использовался сервис Mindomo. Ментальная карта
была разработана в ходе мозгового штурма проектной группой, на ней выделены
основные характеристики проекта, аспекты содержания будущего ресурса, а также
цифровые инструменты, которые могут быть использованы в ходе его разработки. Фрагмент
карты представлен на рисунке 1.

Рис. 1 – Фрагмент интеллектуальной карты,
отображающей общие характеристики проекта «Информационно-образовательный
интернет-ресурс «Уральские языки в современном мире»»
В ходе работы над проектом по созданию информационно-образовательного ресурса проводились большие работы по структуризации информации по языкам уральской языковой семьи. С этой целью в рамках этого проекта рабочей группой была разработана интеллектуальная карта «Древо уральских языков», представленная на рисунке 2. Карта выполнена на основе исследований П. Хайду, Д.Е. Казанцева, Э. Н. Сетяля, И.Г. Иванова». Карта была разработана с использованием сервиса Ayoa.

Рис. 2 – Интеллектуальная карта «Уральские
языки в современном мире»
Также студентами разрабатывались цифровые проекты по созданию серии упражнений по грамматическим аспектам марийского языка. Разработка проектов такого рода также требовала структуризации сложной языковой информации. На рисунке 2 приведен пример интеллектуальной карты по описанию ключевых свойств имени существительного в марийском языке. Карта разработана с использованием сервиса Mindomo. В данной интеллект-карте также прикреплены материалы, необходимые для разработки заданий по теме имени существительного, размещенные на Google Диск.

Рис. 3 – Интеллектуальная карта «Имя
существительное в марийском языке»
Также все
карты могут поддерживать настройки совместного доступа, что способствует как развитию
навыков совместной деятельности и коммуникации в цифровой среде, так и
повышению эффективности проектных работ.
Таким
образом, можно сказать, что в ходе проектной деятельности по марийскому языку и
литературе интеллектуальные карты представляют собой мощный инструмент
поддержки работы проектной группы при выполнении самых разных типов работ. Их
использование позволяет эффективно структурировать информацию, обеспечивать
наглядность и доступность сложных языковых и литературных данных. Ментальные
карты эффективны также и в части генерации идей, управления задачами проекта и
мониторинге эффективности достижения результатов. Такой подход способствует не
только углубленному изучению марийского языка и литературы, развитию
творческого потенциала участников, а также повышению мотивации к занятию
проектной деятельностью в данной области. Таким образом, ментальные карты
становятся неотъемлемым компонентом инновационных цифровых решений,
направленных на поддержку и развитие языка и литературы народа мари.
Литература:
1. Казанцева Н.В. Интеллект-карты как
метод активизации обучения // Использование инновационных технологий в
образовании: сб. докл. регион. учеб.-метод. конф. профес.- преподават. состава
аграр. вузов Сибир. федер. округа (г. Кемерово, 8-10 июня 2010 г.). ‑ Кемерово:
ИИО Кемеровского ГСХИ, 2010.
2. Карманова Е.В. Использование ментальных карт в учебном
процессе / Е.В. Карманова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование:
Материалы XI Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург:
Изд-во РГППУ, 2018. — С. 223-229.
3. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 18 октября 2023 года № 2894-р «Об утверждении
стратегического направления в области цифровой трансформации образования,
относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310270020 (дата обращения: 17.01.2025)
4. Скафа T. B. Киселева О.С.
Эвристические образовательные проекты для старшеклассников в условиях
цифровизации образования // Информатизация образования и методика электронного
обучения: цифровые технологии в образовании: мат. VII Междунар. науч. конф., Красноярск,
19-22 сентября 2023 года. Под общей редакцией М.В. Носкова. Красноярск:
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,
2023. ‑ С. 518-522.
5. Токтарова В.И., Матросова Н.В.
Проектная компетентность учителя марийского языка и литературы в условиях
цифровизации образования: структурно-содержательный анализ // Сибирский
педагогический журнал. 2023. № 5. С. 110–121. DOI:
https://doi.org/10.15293/1813-4718.2305.11
6. Токтарова В.И., Семенова Д.А.,
Матросова Н.В. Цифровые проекты: сущность, характеристики и инструменты
реализации // Вестник Марийского государственного университета, 2024. Т.18. №1.
С. 44-54.
DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-1-44-54
7. Тони Бьюзен. Интеллект-карты.
Полное руководство по мощному инструменту мышления»: Манн, Иванов и Фербер. ‑
Москва, 2019
8. Указ Президента Российской
Федерации от 6 декабря 2018 г. №703 «О внесении изменений в Стратегию
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
N 1666» [Электронный ресурс]. – URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312881/ (дата обращения:
02.08.2023) (дата обращения: 17.01.2025)
9. Чеснокова Н.Е. Ментальные карты при обучении иностранным языкам магистрантов технических специальностей / Н.Е. Чеснокова // Мир науки, культуры, образования, 2021. № 3 (88). С. 178-180