Носкова Т.Н.

РГПУ им А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

Интеллектуальные эффекты при использовании сетевой среды взаимодействий

В статье анализируются условия достижения коллаборативных и кумулятивных интеллектуальных эффектов при педагогически грамотной организации сетевых синхронных и асинхронных взаимодействий в цифровой образовательной среде.

Noskova T.N.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Intelligent Effects when used network environment of interactions

The article analyzes the conditions for achieving collaborative and cumulative intellectual effects with pedagogically competent organization of network synchronous and asynchronous interactions in a digital educational environment.

Введение. Цифровая сетевая среда взаимодействий сегодня широко используется в профессиональных и образовательных практиках. В достаточной мере описаны социальные аспекты взаимодействий в цифровой среде. Считаем, что в сетевых взаимодействиях при решении сложных проблемных задач может происходить усиление интеллектуальных функций. Это важно в деятельности современных специалистов, деятельность которых все больше перемещается в цифровую среду, но еще более важно в образовании, в развитии, становлении современных обучающихся. Рассмотрим этот сложный процесс на примере двух типов сетевых взаимодействий с проявлением различных интеллектуальных эффектов - синхронных (онлайн) и асинхронных сетевых взаимодействий.

 

Синхронные (онлайн) сетевые взаимодействия в решении сложных, проблемных компетентностных задач. Очевидно, что в синхронные (онлайн) взаимодействия могут переносится эффекты, которые наблюдаются в контактной, аудиторной среде. Например, при изучении процесса коллективного принятия решений было введено понятие «коллективный интеллект». Его определяют как способность группы находить решения задач более эффективно, чем лучшее индивидуальное решение в той же группе [1].

Интеллект – это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам [2]. Коллектив есть группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи [3]. Понятие коллектив актуально на длительных временных интервалах, когда решаются важные производственные, социальные, иные задачи (дни, недели, месяцы). Однако для решения сложных проблемных задач могут ситуативно привлекаться специалисты разных областей знаний, образующих временный коллектив для решения ситуативной задачи на коротком временном промежутке (академические часы). Например, при проведении медицинского консилиума единовременно привлекаются специалисты разного профиля, также как в решении сложной инженерной (технической) уникальной задачи, требующей учета не только инженерных, технических, но также экологических, социальных аспектов; аналогично происходит разворачивание научного дискурса совета при обсуждении результатов диссертационного исследования и т.п. Под дискурсом понимаем коммуникативное событие, происходящее в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном, социальном, коммуникативном контексте [4].

Считаем, что для определения интеллектуального эффекта, возникающего в процессе совместных интеллектуальных действий в ситуативном решении проблемной задачи, больше подходит термин коллаборация. Как временное сотрудничество людей, которые хотят достичь совместных целей и получить планируемый результат. Слово «коллаборация» пришло из французского, в котором collaboration означает то же самое — «сотрудничество». А французское слово восходит к латинскому con laborare, «совместно трудиться».

В образовательной деятельности коллаборативный интеллектуальный эффект достигается, например, при использовании метода мозгового штурма, когда обучающимися генерируются различные идеи по поиску решений проблемной задачи. Этот эффект проявляется в проведении интеллектуальных игр, в синектике - методике изобретательского творчества, основанной на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности и др.

Психологические механизмы достижения коллаборативных интеллектуальных эффектов. В основе достижения коллаборативных интеллектуальных эффектов лежит общее коммуникативное поле, в которое вовлекаются участники организуемого дискурса. В этом сложном многоаспектном и эмоциональном процессе могут проявляться эффекты заражения как процессы передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому. При наличии обратной связи заражение способно нарастить силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Может проявляться и другой психологический эффект - инсайт как внезапное понимание, осознание отношений и структуры проблемной ситуации, нахождение решения задачи. Возникают ассоциации —связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании субъекта и закрепленные в его памяти. В таком сложном коммуникативном интеллектуальном совместном поиске решения проблемной задачи происходит актуализация имплицидных, неявных знаний, которые в отличие от эксплицидных знаний не поддаются словесным описаниям, однако, могут быть объяснены на конкретных примерах. Могут актуализироваться и другие психологические механизмы.

Коллаборативный интеллектуальный эффект достигается за счет создания в узких темпоральных интервалах общего коммуникативного интеллектуального поля (здесь и сейчас) взаимодействующих в обсуждении проблемной задачи субъектов, вовлекающего и стимулирующего активность каждого субъекта в поиске решений на основе его личного опыта. Параллельно с разворачивающимся научным, профессиональным, образовательным дискурсом, у субъекта могут актуализироваться различные психологические механизмы, позволяющие достигать повышения качества решения сложной задачи за счет сложения и взаимного преумножения интеллектуальных усилий. Совместные интеллектуальные действия позволяют каждому участнику процесса увидеть проблему глубже или шире, под новым «углом зрения», за счет создания общего стимулирующего коммуникативного поля как усилителя интеллектуальной активности.

Особенности переноса коллаборативного интеллектуального эффекта в цифровую среду сетевых взаимодействий. Методы, реализуемые в узких темпоральных рамках (консилиум, совещание, заседание и пр.) контактной среды взаимодействий, как показала пандемия, успешно переносятся в сетевые онлайн взаимодействия. Это доказывают методы телемедицины, онлайн совещаний специалистов, образовательные практики с использованием систем видеоконференцсвязи и пр. Сетевые сервисы, программно-аппаратные средства и технические каналы связи сегодня широко используются для синхронных взаимодействий удаленных пользователей Интернета. В таких взаимодействиях субъекты не только видят и слышат друг друга, но могут предъявлять информацию в видеозаписи, с помощью презентаций, просмотра документов, схем и пр. Взаимодействовать, параллельно используя речь устную, устно-письменную (чат), аудиовизуальную. Технологии видеоконференций позволяют объединять пользователей в отдельные группы с локальным дискурсом, чтобы затем представить общее мнение группы всем участникам обсуждения проблемы и пр.

Технологические возможности сетевой среды взаимодействий открывают новые возможности достижения коллаборативного интеллектуального эффекта.
Использование сетевых взаимодействий позволяет во многом преодолеть сложности привлечения к решению проблемной задачи перегруженных специалистов высокого уровня, которым легче выделить время для онлайн подключения с рабочего места. Использовать для анализа проблемы необходимый документальный материал: видеодемонстрации, презентации, документы и пр. Параллельно проводить обсуждение в малых группах и использовать разные виды речи. Появляется возможность масштабировать круг участников дискурса, расширяя количество привлекаемых специалистов, а также обучающихся, как один из способов повышения квалификации, формирования новых компетенций. Техническая запись интеллектуального дискурса позволяет осуществлять его последующий анализ, с помощью цифровых технологий переводя устные высказывания в письменный текст, анализируя его методами контент-анализа и др.


Таким образом, коллаборативный интеллектуальный эффект сетевых взаимодействий основан на переносе классических практик в цифровую среду синхронных сетевых взаимодействий. Но можно выделить и другой тип интеллектуальных эффектов, который достигается в асинхронных взаимодействиях.

 

Асинхронные сетевые взаимодействия в решении сложных, проблемных, компетентностных задач.

В образовательном процессе активизация интеллектуальных действий обучающихся в набольшей степени происходит при проведении научных исследований. В вузе такие исследования осуществляются при выполнении выпускных квалификационных работ, в научно-исследовательской работе студентов, в реализации магистерских и кандидатских диссертаций. На первом этапе любого исследования анализируются описанные в литературе научные подходы к изучаемой проблеме. Ранее эта деятельность требовала значительных трудовых и временных затрат: пойти в библиотеку, осуществить поиск по каталогам, заказать нужную литературу, затратить время на ее ожидание; затем происходило конспектирование и анализ найденных подходов. Только после этого начинался сложный интеллектуальный этап выдвижения гипотез, поиск альтернативных решений исследуемой проблемы.

Технологические возможности сетевой среды взаимодействий открывают новые возможности проведения исследований, что связано с высоким информационным и инструментальным потенциалом цифровой среды. На своем компьютерном рабочем месте, с помощью разнообразных цифровых средств и технологий, субъект получает оперативный удаленный доступ к размещенным в Интернете информационным источникам, базам данных и знаний, необходимым для решения сложной, проблемной задачи. Это позволяет существенно сократить время и усилия на первом этапе проведения исследований, решения поставленной задачи.

Сегодня в Интернете автономно функционирует эксплицидный, отчужденный от специалиста научный, социальный, профессиональный опыт в разных формах и форматах. Это не только книги, монографии, статьи, размещенные в электронных библиотеках, на сайтах журналов, специализированных порталах, научных платформах (РИНЦ, Scopus и пр.). В Сети можно найти электронные дискурсы специалистов, обсуждающих важные проблемы с использованием накопленного профессионального опыта. Этот опыт можно отыскать не только в форме текстов, но также схем, презентаций, визуальных отображений, записанных лекций и видеороликов. Важно и значимо, что в Интернете происходит постоянное обновление информации, в базы знаний поступают последние научные публикации на родном и различных иностранных языках, содержащие отрефлексированный и обобщенный опыт передовых специалистов, ученых и практиков. Сегодня важно уметь ориентироваться в этих базах знаний, оперативно найти необходимую для решения задачи информацию. Для этого нужно знать где и как искать, а также критично фильтровать, отбирая релевантную информацию. Все это повышает требования к информационной культуре личности современного специалиста.

Другой важный аспект цифровой среды взаимодействий связан с автоматизацией и интеллектуализацией информационных процессов поиска, отбора, извлечения знаний из информационных ресурсов цифровой среды за счет использования современных программно-аппаратных средств как инструментальных средств интеллектуальной деятельности. Это поисковые роботы, целенаправленно сканирующие страницы данных Интернета в соответствии со сформированным пользователем поисковым запросом. Тысячи найденных документов в Сети необходимо отсортировать и выделить наиболее значимые источники информации, по заданным критериям. Это помогают выполнить интеллектуальные технологии data mining. Для перевода информации с иностранных языков используются системы автоматизированного перевода. Они работают не только с текстовой, но и экранной информацией, переводят презентации, устную речь и пр. Системы автореферирования, конспектирования и другие интеллектуальные технологии позволяют сократить время на рутинные операции, открывая субъекту возможности для более сложной и продуктивной интеллектуальной деятельности. Несомненно, это предъявляет требования к формированию цифровых умений и навыков современных специалистов.

В результате самостоятельных активных интеллектуальных действий субъекта с накопленными обществом эксплицидными знаниями, отчужденными в разные формы и форматы в среде Интернета, при эффективном использовании автоматизированных способов извлечения знаний из информационных ресурсов, может достигаться кумулятивный интеллектуальный эффект. Кумулятивный значит накопленный, интегральный, совокупный, нарастающий [5]. Оперативный доступ к релевантной информации, использование средств ее автоматизированной обработки, позволяет субъекту экономить время и силы на формализованном рутинном этапе решения сложной проблемной задачи. Сокращение первого этапа исследований расширяет возможности более интеллектуальной и сложной умственной деятельности с накопленными в цифровой среде эксплицидными знаниями, актуализирует выдвижение собственных гипотез. Может наблюдаться повышение скорости решения сложной задачи, широты видения проблемы, глубины проникновения в ее суть, тем самым субъект усиливает свои интеллектуальные действия, поднимаясь на более высокий уровень решения сложной проблемной задачи в опоре на эксплицированный в цифровой среде опыт других людей, интегрируя различные научные, профессиональные, социальные подходы.

Психологические условия решения сложных проблемных компетентностных задач в асинхронных взаимодействиях цифровой среды.

Несомненно, что достижение кумулятивного интеллектуального эффекта в цифровой среде с высоким информационным и инструментальным потенциалом требует создания особых педагогически условий. Необходима сформированная информационная культура личности обучающихся, помогающая критично отбирать релевантную информацию, сформированность цифровых умений и навыков (компетенций) в использовании современных цифровых инструментов, интеллектуальных технологий, позволяющих автоматизировать рутинные операции.

Вместе с тем, задачи по поиску в Интернете новой информации, привлечению дополнительных источников знаний в решении учебных задач, педагогами ставятся постоянно. Но этот поиск часто осуществляется формально, для отчета о выполненной работе и получения зачета. Достижение искомых интеллектуальных эффектов возможно, если решаемая задача становится для субъекта личностно значимой, стимулирующей собственную интеллектуальную активность. Следовательно, важной педагогической проблемой деятельности в среде с высоким информационным и инструментальным потенциалом становится создание условий, которые будут стимулировать собственную интеллектуальную активность обучающихся, их мотивацию и готовность к исследованиям, поиску новых знаний и практик.

Не останавливаясь на всех возможных педагогических вариантах, рассмотрим подход, который нам представляет перспективным. Поставленная для решения задача, если она является передовой новой обычно интересна самому педагогу. Обычно в ее решении нет однозначного ответа, требуется определенный «консилиум» - сопоставление разных мнений, позиций, использование междисциплинарных подходов. Тогда в исследовательскую деятельность включается и сам педагог, и его студенты. Совместно происходит поиск и обсуждение различных вариантов решения проблемной задачи, это приводит к порождению новых знаний, практик, к накоплению и осмыслению передового опыта. В результате таких сетевых асинхронных взаимодействий на используемом сервисе цифровой среды накапливается не просто учебный, а исследовательский, поисковый, творческий, креативный электронной дискурс, проявляющий кумулятивный интеллектуальный эффект.

 

Заключение

В цифровой, сетевой среде взаимодействий могут достигаться коллаборативные и кумулятивные интеллектуальные эффекты как эмерджентные результаты усиления интеллектуальных функций субъекта в синхронных и (или) асинхронных цифровых взаимодействиях с пользователями и (или) информационными ресурсами среды в решении сложных, проблемных задач. Поскольку профессиональная деятельность сегодня активно переносится в цифровую среду, современным специалистам необходимо научиться целенаправленно достигать качественных интеллектуальных эффектов сетевых взаимодействий в решении сложных профессиональных задач.

Для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, необходимо повышать удельный вес, объем, значимость постановки сложных междисциплинарных, проблемных задач в цифровой образовательной среде, создавая условия достижения коллаборативных и кумулятивных интеллектуальных эффектов. Это будет стимулировать профессиональное развитие, становление современных обучающихся, которым предстоит решать передовые, перспективные, сложные профессиональные задачи в стремительно развивающемся цифровом мире.

 

Исследование выполнено в рамках грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2021/2022 Стипендиальной программы Владимира Потанина (проект №ГСГК-032/22 "Цифровая образовательная среда и цифровые технологии").

Литература:

  1. Славин Б. Б. Технологии коллективного интеллекта. Проблемы управления, 2016, выпуск 5. https://www.mathnet.ru/php/archive. Дата обращения: 02.02.2023.
  2. Большой психологический словарь. https://psychological.slovaronline.com. Дата обращения: 02.02.2023.
  3. Педагогическая энциклопедия. https://didacts.ru/termin/kollektiv.html. Дата обращения: 02.02.2023.
  4. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс; 1989. 310 с.
  5. Словарь русских синонимов. https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-32381.htm. Дата обращения: 02.02.2023.

комментарии: