Беленкевский
Д.С.,
Симонова И.В.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Разработка и использование
цифрового образовательного ресурса для поддержки пользователей информационных
систем университета
В статье описан цифровой образовательный ресурс, разработанный
в поддержку обучения корпоративных пользователей информационным системам, предоставляющих доступ к
актуальной информации и организации учебного процесса в университете, проанализирован
опыт использования образовательного ресурса, основные
проблемы реализации обучения с помощью ресурса и направления их решения.
Belenkevsky D.S.,
Simonova I.V.
HSPU,
St. Petersburg, Russia
Development and use of a digital educational resource to support users
of university information systems
The
article describes a digital educational resource developed to support the
training of corporate users in information systems that provide access to
relevant information and the organization of the educational process at the
university, analyzes the experience of using an educational resource, the main
problems of implementing learning using the resource and the directions of
their solution.
В соответствии с
выполнением требований ФГОС ВО, в РГПУ им. А. И. Герцена полномасштабно функционирует
электронная информационная-образовательная среда (ЭИОС). ЭИОС вуза представлена
в виде взаимосвязанных систем и электронных ресурсов, которые позволяют
предоставлять доступ к актуальной информации и организовывать учебный процесс в
университете. Одним из компонентов ЭИОС является интегрированная информационная
система управления учебным процессом «Герцен» (ИСУП) [4], которая базируется на
корпоративной Базе данных вуза и обеспечивает работу большинства управленческий
структур РГПУ им. А.И. Герцена. Ресурсы ИСУП позволяют
реализовывать алгоритмы обеспечения управления организацией образовательного
процесса, проводить информационное сопровождения студентов и сотрудников вуза в
условиях цифровой образовательной среды. В состав ИСУП «Герцен» входит порядка
40 информационных систем и веб-ресурсов, которые подтверждены соответствующими
свидетельствами о регистрации программ для ЭВМ. Ключевой особенностью
ИСУП является актуальность используемой базы данных, с которой взаимодействуют
большинство структурных подразделений университета. Преимуществами работы с
информационными системами ИСУП «Герцен» является систематическое обновление и
постоянная поддержка пользователей сотрудниками отдела информатизации
образовательного процесса учебно-методического управления. Классы пользователей
ИСУП характеризуются по уровню доступа и должностным обязанностям, к ним
относятся: преподаватели и студенты, специалисты по учебно-методической работе,
диспетчеры расписания, сотрудники отделов учебно-методического управления,
второго отдела, отдела аспирантуры и т.д. Связующим звеном для обеспечения
учебного процесса между студентами и преподавателями университета являются
сотрудники деканатов и отделов учебно-методического управления. Актуальной проблемой при
организации работы сотрудников с компонентами ИСУП является адаптация
сотрудников к различным изменениям и нововведениям в компонентах ИСУП. Наши
наблюдения покали, что успешность освоения новых компонентов пользователями
зависит уровня информационной культуры пользователей и опыта работы с
информационными системами; разных преимущественных стилей восприятия информации.
Это влияет на скорость внедрения новых ресурсов. Преодоление возникающих
трудностей возможно с помощью цифровых образовательных ресурсов, разработанных
в поддержку пользователей. На первом этапе была разработана модель
образовательного ресурса, которая была спроектирована с учетом анализа
компонентов ЭИОС вуза и опыта работы сотрудников с информационными системами
ИСУП «Герцен». Основные положения и структура модели описаны в статье Барановой
Е.В., Беленкевского Д.С. [1]. На основе модели был
реализован веб-ресурс «Информационные системы для организации учебного
процесса», который представлен в веб-сервисе «Электронный кабинет сотрудника».
Он прошел апробацию и получил свидетельство о регистрации программ для ЭВМ,
№2023681754 [3]. Ниже представлены структурные
элементы ресурса. Веб-ресурс включает: ·
классы
пользователей; ·
алгоритмы
доступа к ресурсу; ·
учебно-методические
материалы; ·
диагностические
и вспомогательные материалы; ·
интуитивно-понятный
пользовательский интерфейс. В процессе разработки
ресурса и подготовки учебно-методических материалов был проведен анализ
действующих систем ИСУП, корпоративной почты отдела информатизации
образовательного процесса, разработанных ранее справочных материалов,
руководств пользователей. Доступ сотрудников к ресурсу осуществляется через
определение прав, которые описаны в базе данных «HERZEN». В ресурсе формируется
список доступных систем для авторизованного сотрудника. Основными
пользователями ресурса были определены сотрудники деканатов, для них доступны
обучающие материалы к системе «Деканат». Для
профессорско-преподавательского состава вуза предусмотрено обучение
веб-ресурсам «Электронный журнал» и «Электронные ведомости». Разработанные
учебно-методические материалы позволили разделить обучение информационным
системам по тематическим блокам. Пользователям предоставлена возможность
изучать все тематические блоки или выборочно знакомиться с материалами
конкретной темы. Сотрудникам, которые предпочитают визуальное представление,
доступны видеоролики, демонстрирующие работы с компонентами систем; те, кто
воспринимают информацию через текст - доступны текстовые материалы. Для системы «Деканат»
разработаны семь тематических блоков, охватывающих базовые сведения и
функционал системы. Теоретический материал способствует формированию общего
представления о назначении ИС «Деканат»: работа с режимом «Справочники»,
принципы создания новых сведений, учебных групп, тем ВКР и т.п.; функционал и
назначение режима «Учебные планы», формирование и редактирование копий учебного
плана; режим «Студенты», сортировка и поиск студентов, переход к личной
карточке студента и ее заполнению; режим «Экзаменационные ведомости» и т.д. Для удобства поиска в
ресурс добавлен раздел ответов на часто возникающие вопросы сотрудников, в нем
аккумулируется информация, которая чаще всего интересует пользователей.
Примерами служат вопросы о том, как создавать экзаменационную ведомость/лист;
что нужно делать, чтобы изменить учебный план у студента; как сформировать
приказ о назначении на стипендию для студентов 1 курса и т.д. Информационная система
«Деканат» является наиболее объемной и сложной с точки зрения обучения,
тематические блоки, учебно-методические и справочные материалы добавляются
постепенно и систематически обновляются. Внедрение ресурса
показало, что у значительного числа пользователей наблюдается низкая мотивация его
использования, большинство сотрудников отдают предпочтение взаимодействию с
сотрудниками отдела информатизации образовательного процесса по телефону. При
этом выявлено, что успешное прохождение ресурса значительно снижает число
звонков и ускоряет адаптацию новых сотрудников к изменениям в компонентах ИСУП.
Были проведены опросы в тестовой форме для определения уровня
сформированных знаний и актуальности разработанных материалов. Также после
прохождения обучения фокус-группа проходила опрос об актуальности ресурса и
возможных предложениях, которые позволили доработать материалы ресурса. На наш взгляд, целесообразно создать
модуль сбора информации о пользователях, которые используют ресурс. В этом модуле будет собираться
и обрабатываться информация о пользователях, которые обращаются в отдел
информатизации образовательного процесса по работе с информационной системой
«Деканат», и с другими системами ИСУП, через специальный интерфейс ресурса, по
телефону, или с помощью корпоративной почты. Информация о
пользователях будет систематизирована по ряду характеристик: ·
идентификатор
сотрудника; ·
опыт
работы; ·
уровень
образования; ·
возраст; ·
способ
связи; ·
описание
проблемы; ·
признак
использования ресурса (да/нет). Представительная
выборка сотрудников позволит: ·
оценить
взаимосвязь между выделенными признаками и количеством обращений; ·
улучшить
и адаптировать рекомендации для пользователей ИСУП; ·
провести
оценку разработанных учебно-методических и справочных материалов, с целью их доработки. Вывод Разработка и внедрение
ЦОР для поддержки взаимодействия пользователей со сложными информационными
системами требует постоянного сбора и анализа информации об успешности такого
взаимодействия с целью повышения качества организации и управления учебным
процессом, удовлетворённости пользователя дистанционным взаимодействием в
цифровой образовательной среде. Перспективным направление
развития разработанного ресурса, в том числе работа по улучшению структуры,
интерфейса и наполнения, является разработка эффективной системы поддержки студентов
бакалавриата, для индивидуализации и персонификации образовательного процесса [2]. Литература: 1. Баранова,
Е. В. Модель цифрового веб-ресурса для обучения корпоративных пользователей работе
с информационными системами университета / Е. В. Баранова, Д. С. Беленкевский
// Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : сборник
научных статей по материалам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург,
09–29 марта 2023 года / Российский государственный педагогический университет им.
А. И. Герцена, Институт информационных технологий и технологического образования.
– Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион",
2023. – С. 109-116. – EDN ZHLQIV. 2. Баранова
Е.В., Симонова И.В. Модели ресурсов электронной информационно-образовательной среды
для решения профессиональных задач преподавателя педагогического вуза // Информатика
и образование. 2016. № 9 (278). С. 18-21. 3. Свидетельство
о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023681754 Российская Федерация.
Программа для ЭВМ "Обучение корпоративных пользователей работе с информационными
системами": № 2023680540: заявл. 09.10.2023: опубл. 18.10.2023 / И. К. Елизарова,
Д. С. Беленкевский; заявитель федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена». – EDN BTYEIB.
4. Свидетельство
о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019618795 Российская Федерация.
Программный комплекс для управления учебным процессом в вузе (ПК "Герцен"):
№ 2019613146: заявл. 26.03.2019: опубл. 04.07.2019 / Е. В. Баранова, И. К. Елизарова,
Н. О. Верещагина [и др.]; заявитель федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена». – EDN VBZGKU.