Голубева О.П.

СПТЖТ

г. Санкт-Петербург

Перспективы внедрения цифровизации в СПО на примере специальности 23.02.06 образовательной программы «Вагоны»

В статье рассматриваются вопросы внедрения цифрового обучения в систему среднего профессионального образования на фоне цифровой трансформации образовательной организации.

Golubeva O.P.

SPTGT

St. Petersburg, Russia

Prospects for the introduction of digitalization in secondary vocational education on the example of the specialty 23.02.06 of the educational program "Wagons"

The article deals with the issues of introducing digital learning into the system of secondary vocational education against the background of the digital transformation in the educational organization.

В настоящее время остро стоят вопросы информатизации и цифровизации образования. На основании действующего Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 была разработана в 2021 году новая стратегия цифровой трансформации образования в отношении сфер деятельности Министерства просвещения Российской Федерации до 2030 года. В ходе реализации стратегического направления планируется внедрение новых развивающихся технологий, а именно технологий искусственного интеллекта, технологий больших данных и анализа больших данных, систем распределенного реестра, перспективных облачных технологий [2].

В нашем понимании цифровая трансформация организаций, осуществляющих и сопровождающих образовательную деятельность – это определенно качественно новое изменение образовательной организации, всех участников образовательного процесса, способов управления образовательной деятельностью, методов и методик работы, а также системы оценивания достигнутых результатов. 

Главной задачей цифровой трансформации можно выделить повышение эффективности функциональных процессов образовательных организаций [2].

Цифровая трансформация направлена на решение следующих проблем:

· повышенная нагрузка на педагогических работников в результате взаимодействия с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную;

·разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки "сборки" верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями;

· слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития;

· проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.

В быстроразвивающейся образовательной среде современными вызовами цифровой трансформации являются:

· предоставление доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам участникам образовательных отношений на безвозмездной основе;

· обеспечение разработки предложений по таргетированному перечню программ повышения квалификации в соответствии с профессиональными дефицитами и интересами педагогических работников [1].

Считается, что из передовых российских и международных образовательных трендов для специальности 23.02.06 образовательной программы Вагоны наиболее востребованы: технология виртуальной реальности (VR), технология дополненной реальности (AR) в связи со спецификой профессии. AR (Augmented Reality) – это технология дополненной реальности. В рамках нее, на экранах различных девайсов можно просматривать 3D-объекты, а также визуализировать несуществующие предметы в конкретном помещении. Данная технология идеально подходит для смартфонов [3]. При помощи AR можно было бы изучить, не выходя из аудитории конструкцию тележек, вагонов, неисправности и многое другое.

В рамках освоения этой специальности так же возможно использование информационно-коммуникационных технологий при осуществлении бесшовного или мобильного обучения, при реализации технологии смешенного или перевернутого обучения. Целесообразным можно считать использование облачных технологий, социальных сетей, открытых образовательных ресурсов и массовых открытых онлайн-курсов.

Исходя из выше обозначенного при подготовке обучающихся для успешного освоения ими профессиональных компетенций рабочей профессии «Осмотрщик-ремонтник вагонов» на базе техникума были оборудованы: Лаборатория технического оснащения вагонов и автоматических тормозов подвижного состава; Лаборатория электрических аппаратов и цепей подвижного состава, Лаборатория электрических машин и преобразователей подвижного состава; Лаборатория технического обслуживания и ремонта подвижного состава и полигон. На полигоне расположены грузовой вагон, колесные пары и грузовые тележки. Расположенное оборудование дает возможность наглядно объяснять учебный материал и выполнить лабораторные занятия, предусмотренные образовательной программой. Навыки рабочей профессии можно приобрести во время прохождения производственной практики по профилю специальности.

В настоящее время компания ООО "НПЦ"НовАТранс" предлагает поставку оборудования для классов технология виртуальной реальности (VR) по темам:

- образцовое содержание инфраструктуры вагонного комплекса;

- проведение грузовых, ремонтных работ;

- техническое обслуживание вагонов и поездов;

- контроль технического состояния вагонов в пути следования;

- требования по охране труда, поведение в чрезвычайных ситуациях;

- 12-позиционный осмотр грузового четырехосного вагона.

На курс общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей отведено – 2629 часов, из них внеаудиторная самостоятельная работа -841часов; теория – 1116 часов; практические и лабораторные занятия, курсовое проектирование- 672 часа.  Естественно, что можно и нужно использовать ИКТ на теоретических занятиях [4].

Для внеаудиторной самостоятельной подготовки необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы. Как правило, обучающие пользуются ЭБС УМЦ ЖДТ, а также профильные сайты, такие как СЦИБИСТ, сайт ОАО «РЖД». К сожалению, на сегодняшний день нет единой цифровой платформы для преподавателей и обучающихся СПО.

Средний возраст преподавателей нашей цикловой комиссии составляет 53 года, 75% из них прошли курсы повышения квалификации по информационной грамотности, но тем не менее большая половина преподавателей страдает технофобией.

Информационно-образовательная среда специальности представлена одним-единственным компьютерным классом, что недостаточно для освоения четырех профессиональных модулей в цифре.

Проведение опроса обучающихся 2 и 3 курсов на наличие личного оборудования для использования информационных технологий (ИТ) для определения выбора цифрового контента дал результат, представленный в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты опроса

Тип оборудования

Количество ответов

смартфон и ПК

3

смартфон и ноутбук

8

смартфон и планшет

4

смартфон

37

 

В опросе участвовали 52 человека, обучающиеся 2 и 3 курса.

Результаты опроса представлены на рисунке 1.

 

golubeva-1

Рисунок 1- Диаграмма обеспеченности ИТ обучающихся групп 251-В и 241-В

 

Соответственно нужно подбирать образовательный контент, который будет удобно использоваться на смартфоне. Однако актуальные нормативно – правовые акты, а том числе Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, не допускают использование никаких мобильных средств, в том числе и для образовательных целей.

Цифровая трансформация в системе СПО нуждается в дальнейшем развитии материально-технической базы, учитывающей специфику специальности. Необходимо дополнительное образование педагогов в сфере использования цифровых сред, разработки методик обучения технологии виртуальной реальности (VR) и технологии дополненной реальности (AR). Все вышеперечисленное позволит более качественно подготовить рабочие кадры, для нужд работодателя и сделает среднее профессиональное образование более привлекательным для обучающихся и преподавателей.

 

Литература:

 

1. Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий [Текст]: Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44.

2. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р.
3. Голубева, О. П. Виртуальная реальность как дидактическое средство развития профессиональных компетенций / О. П. Голубева, И. Н. Шутов // Техник транспорта: образование и практика. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 61-70. – DOI 10.46684/2687-1033.2021.1.61-70.
4. Koroleva, D. Always Online: Using Mobile Technology and Social Media at Home and at School by Modern Teenagers / D. Koroleva // Educational Studies. Moscow. – 2016. – No. 1. – P. 205-224. – DOI 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224

Комментарии: