Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Голубева О.П.

преподаватель

Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта – структурное подразделение

ФГОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

 

Instagram как инструмент инновационной подготовки специалистов среднего звена для рельсового транспорта

 

В статье рассмотрено использование цифрового инструментария социальной сети обмена медиа-контентом Instagram в рамках развития устойчивого интереса к изучаемой общепрофессиональной дисциплине и проведения внеурочных мероприятий воспитательного характера среди студентов среднего профессионального образования.

 

Golubeva O.P.

college lecturer

Railway Technical college

St. Petersburg, Russia

 

Use of Instagram as an innovative training of mid-level specialists for work on the digital railway

 

The article considers the use of digital tools of the social network for sharing media content Instagram as part of the development of sustained interest in the studied general professional discipline and conducting extracurricular educational activities among students of secondary vocational education.

 

В настоящее время из-за сложившейся непростой ситуации во всем мире в связи с COVID-19 в учреждениях среднего профессионального обучения в образовательной деятельности всё больше применяются цифровые технологии. О необходимости применения современных информационных ресурсов указано в «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» [1]. К сожалению, большинство преподавателей скептически относятся к цифровизации и используют данные технологии как вынужденную меру, перенося традиционный инструментарий в новую среду без учета её специфики. Анализ данных научной литературы показывает, что «активные формы взаимодействия преподавателя и студентов в организации семинарской работы значительно менее популярны, чем пассивные методы контроля знаний и использования уже готовых наработок с механическим набором оценивания результата» [2].

 

В техникуме железнодорожного транспорта СПТЖТ активно используется LMS Moodle, которая дает возможность работать в информационно-образовательном пространстве, проводить он-лайн занятия, выдавать задания, проверять, оценивать, проводить аналитику, однако в ней отсутствует интеграция с другими цифровыми инструментами [3]. Обучающиеся и преподаватель находятся в замкнутой среде, которой определенно недостаточно для полноценного образовательного процесса. Обучающиеся вынуждены работать в Moodle на однотипных курсах, а значит у них пропадает желание и интерес к обучению, существенно снижается мотивация. Достаточное количество обучающихся отмечает снижение желания учиться при переходе к дистанционным формам образовательной деятельности [4] Такая ситуация особенно критична на уровне среднего профессионального образования.

 

Представляется важной проблемой повышения интереса к дисциплине в условиях дистанционного обучения у обучающихся техникума. Проведя, он-лайн анкетирование среди обучающихся второго курса специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог мы получили данные о наиболее часто используемой и предпочтительной для использования в целях самообразования и обучения цифровой среды. Из всех предложенных социальных сетей 84% обучающихся выбрали Instagram, принадлежащий Facebook Inc. (ныне Meta), и функционирующий как мобильное приложение и на сайте instagram.com. Instagram относится к социальным сетям обмена медиа-контентом. Социальные сети такого типа могут иметь образовательную цель, поскольку их правильное использование влечет за собой усвоение большого количества знаний и теоретических концепций, а также развитие практических навыков [5,6]. Длительное использование таких приложений в неформальной обстановке порождает желание использовать их в формальной обстановке, особенно когда речь идет о несколько скучном и сложном, с которыми приходится иметь дело. Студенты подчеркивают, как публикации в социальных сетях и взаимодействие с пользователями делают обучение интересным, динамичным и увлекательным [7].

 

Социальная сеть Instagram в настоящее время является лидером в количестве подписчиков среди обучающих неформальных ресурсов. В русскоязычной среде, есть успешный опыт реализации как образовательного курса медицинской направленности, так и по обучения иностранным языкам [8,9].

 

Какие возможности дает Instagram преподавателю? Использовать каждый цифровой инструмент сети в образовательном процессе можно по-разному. Канал IGTV (ныне Инстаграм ТВ) является видеохостингом, позволяет выкладывать длинные вертикальные видео, которые попадают в основную ленту. REEls же это короткие видео, которые публикуются в отдельном разделе и являются общедоступными.

 

 Возможность прямого эфира позволяет разнообразить формат проведения дистанционных семинарских занятий и лекций, короткие истории, напомнить о новом посте, карусель фотографий в рамках одной публикации вмещает инфографики. Instagram – это прежде всего визуальное социальное сообщество, поэтому оно замечательно реализует принцип педагогической наглядности [3].

 

Социальная сеть Instagram использовалась нами при изучении дисциплины «Транспортная логистика». Для работы в синхронном режиме на курсе по данной дисциплине обязательно нужно дублировать информацию и координировать действия группы по внешнему коммуникационному каналу. Это важный организационный момент для гармоничного процесса обучения. В Instagram все участники подписаны друг на друга и информация о лекции или творческом внеаудиторном задании доходит до каждого обучающего мгновенно, для координации не требуется дополнительная платформа. Было установлено, что созданные посты (инфографики) и интерактивные истории находят отклик у обучающихся и позволяют заинтересовать их следующим занятием. Использованные инструменты позволили повысить явку на дистанционные занятия и включенность обучающихся в учебный процесс.

 

Обучающие вели себя более свободно на своем информационном поле, не стеснялись задавать вопросы, предлагать собственные проекты. Включение в их работу механизмов социальных сетей позволил раскрыться их творческому потенциалу, который в связи с отсутствием очного формата довольно трудно реализовывать в образовательном процессе.

 

Раз в неделю преподавателем публиковался пост о предстоящей лекции. Пост содержал в себе напоминание о входном тестировании, вопросы к лекции. Ответы на них размещались в виде стикеров на посте по технологии ребуса. Пост дублировался в Stories (Рисунок 1), так как алгоритм социальной сети предлагает к просмотру не все посты из списка подписок, в то время как все Stories всегда на самом верху и можно прямо из истории перейти на пост. Таким образом подписчики вовлекаются в тему предстоящего занятия [10]. Обучающиеся включаются в процесс поиска ответов, как на просторах интернета, так и в материалах, находящихся в курсе Moodle.

Рисунок 1 – Stories в Instagram. Логистические системы и транспорт

 

В рамках этого же эксперимента прошло внеклассное мероприятие, приуроченное к Дню российского студенчества Конкурс творческих работ «Вагонник 2022», в котором обучающиеся присылали свои работы на заданную тематику. Работы публиковались в сети, а итоговый список призёров производился ранжированием по числу лайков под постом с публикацией.

Рисунок 2 – Опубликованные посты в процессе набора лайков

 

В целом преподаватель в настоящее время имеет возможность разнообразного взаимодействия со своими обучающимися и должен уметь пользоваться различными видами коммуникации, понимая, что прогресс не стоит на месте и новое поколение будет выбирать для общения самые модные и новые цифровые площадки. Преподаватель будущего всегда должен быть в тренде.

 

Литература:

  1. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 29.ll.20l4 г. Ш 2403-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.rgub.ru/files/state_policy-l02l-2 (дата обращения: 10.01.2022).
  2. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева [и др.] // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 10. – С. 86-100. – DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.
  3. Г. Аствацатуров Педсовет «Новые мысли о цифровом обучении» 2019 г [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/article/novye-mysli-o-cifrovom-obucenii (дата обращения: 18.01.2022).
  4. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева [и др.] // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 10. – С. 86-100. – DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.
  5. Rambe, P.; Bere, A. Using mobile instant messaging to leverage learner participation and transform pedagogy in a South African university of technology. Br. J. Educ. Teachnol. 2013, 44, 544–561.
  6. Al-Eisa, E.; Al-Rushud, A.; Alghadir, A.; Anwer, S.; Al-Harbi, B.; Al-Sughaier, N.; Al-Yoseef, N.; Al-Otaibi, R.; Al-Muhaysin, H.A. Effect of motivation by “Instagram” on adherence to physical activity among female college students. BioMed Res. Int. 2016, 2–6
  7. Mao, J. Social media for learning: A mixed methods study on high school students’ technology affordances and perspectives. Comput. Hum. Behav. 2014, 33, 213–223.
  8. Гузь Ю. А. Обучающий потенциал социальных сетей на примере изучения иностранного языка в Instagram / Ю. А. Гузь, Т. А. Стрикатова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 1(34). – С. 246-250. – DOI 10.26140/anip-2021-1001-0064
  9. Апробирование проведения образовательной программы “первичная и вторичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний” на базе социальной сети Инстаграм / А. Е. Демкина, М. Н. Рябинина, Г. А. Аксенова [и др.] // Российский кардиологический журнал. – 2020. – Т. 25. – № 9. – С. 13-19. – DOI 10.15829/1560-4071-2020-3932.
  10. Брянцева А. В., Брянцева М. В. Современная молодежь и социальные сети // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования : ма-лы Междунар. науч.-практ. конф. – Курск, (27–28 марта 2015 г.). – Ч. II. – Курск, 2015. – С. 38–42.

Оставить комментарий: