gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Голубева О.П.

РГПУ им. А.И. Герцена
Г. Санкт-Петербург
olgapavna2016@gmail.com

 

Применение образовательных квестов с использованием медиа ресурсов на занятиях как способ развития профессиональных и
общепрофессиональных компетенций обучающихся СПО

 

  В статье рассмотрены цели и методика использования в образовательном процессе квест-технологий. Приведены результаты апробации  технологии на занятиях по дисциплине «Станции и узлы» обучающихся 2-го курса техникума железнодорожного транспорта, подтверждающие, что использование  образовательного квеста способствует развитию специальных и общепрофессиональных компетенций у обучающихся.

 

Golubeva O.

HSPU
St. Petersburg, Russia

 

Educational quests using media resources in the classroom as a way to develop professional and General professional competencies of SVE-students

 

  The article discusses the goals and methods of using quest technologies in the educational process. The results of testing the technology in classes on the discipline "Stations and nodes" of students of the 2nd year of the technical school of railway transport, confirming that the use of the educational quest contributes to the development of special and General professional competencies of students.  

 

 

Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение) стали использовать в образовательном процессе относительно недавно. Образовательный квест представляет собой специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по ряду критериев: список информационных ресурсов или иных объектов, людей, заданий (ребусы, кроссворды, головоломки). Он применяется в учебном процессе для развития познавательной активности обучающихся, заинтересованности в предмете, повышения мотивации к достижению успехов в учебе.

 

Образовательные квесты различаются по цели, предметному содержанию, продолжительности, организации. В настоящее время существует ряд квест-технологий, которые отличаются по организации проведения: в помещении, на открытой местности, виртуальные и комбинированные [4].

 

Преподаватели редко используют эту технологию в учебном процессе в силу недостаточной компьютерной грамотности и разработанных учебно-методических материалов для решения педагогических задач с помощью квест-технологий.

 

В 21 веке перед преподавателями специального профессионального образования (СПО) ставятся задачи, определяемые компетентностным подходом в реализации ФГОС. В техникуме железнодорожного транспорта при подготовке специалистов среднего звена на 2 курсе специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в рамках дисциплины ОП.09 «Станции и узлы» осваиваются общепрофессиональные компетенции, в частности, такие как, ОК-1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК-4 – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК-5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК-6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК-7 – брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; профессиональная компетенция: ПК-1.2 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологии управления перевозками [7].

 

Преподавателями дисциплин профессионального цикла и общепрофессиональной дисциплины был разработан образовательный квест «ГИД» — Грузовые и информационные достопримечательности — с использованием ИКТ-ресурса Learning Apps [6], медиа ресурса, программного обеспечения АРМ ГИД. Квест используется в рамках дисциплины «Станции и узлы» для освоения темы «Неспециализированные грузовые станции» [1]. Обучающимся предлагается разделиться на 3 команды, выбрать капитана, придумать название команды, девиз.

 

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 
gallery/golubeva

Рисунок 1 – Пример задания из квеста «ГИД»

 

  Задания для маршрута составлены таким образом, чтобы обучающиеся не только освоили новую тему, но и повторили пройденный материал прошлого семестра «Перевозка грузов на особых условиях», вспомнили материал, изученный ранее по дисциплине « Автоматизированные системы управления на транспорте», поработав в системе ГИД (график исполненного движения) в лаборатории автоматизированных систем управления.

 

  Квест был рассчитан на 1 час 30 мин. Каждая команда выполняет уникальные задания, разделенные на 3 блока по 25 минут:

  • решение кроссворда по прочитанному тематическому тексту;
  • викторина с использованием медиа ресурса;
  • практическое задание (работа АРМ ДСП).

  Ограничение по времени требует от обучающихся внимания, концентрации, слаженной работы в команде и выполнения указаний капитана. Интересная легенда, уникальные задания, неожиданная развязка – все эти элементы дидактической игры [3], позволяют оптимально и эффективно использовать время.

 

  Образовательный квест «ГИД» позволяет не только освоить и применить компетенции, но и объединить в одном занятии несколько дисциплин: ОП 09 Станции и узлы тема «Грузовые станции», ПМ.03 Организация транспортно-логистической деятельности (на железнодорожном транспорте), МДК 03.03 Перевозка грузов на особых условиях; ПМ.01 Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте, МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (на железнодорожном транспорте) [5].

 

  Квест «ГИД» можно проводить на аудиторных занятиях, так и дистанционно в сокращенном варианте. В данном случае можно только ознакомиться с возможностями программы «ГИД» в презентации, без непосредственной работы в ней. Например, на рисунке 2 представлен фрагмент квеста в системе дистанционного обучения Moodle.

gallery/golubeva1

Рисунок 2 – Фрагмент квеста «ГИД» в системе Moodle

 

В группе 1 материал был подан в традиционной форме. В группе 2 материал был подан с помощью квеста. После проведения контрольно- оценочных мероприятий баллы были усреднены. С результатами можно ознакомиться в таблице 1.

gallery/golubeva2

  В группе 2 обучающиеся справились с контрольно-оценочными заданиями немного лучше, а также участие в квесте повысило их мотивацию и заинтересованность в предмете.

 

Вывод

  Наш опыт показал, что, использование квест-технологии в образовании может найти широкое применение, так как повышает включенность обучающихся в образовательный процесс, уровень их мотивации и увлеченности; развивает критическое мышление, коммуникативные способности воспитывает личную ответственность [2]. Использование этой педагогической технологии позволяет развивать профессиональные и общепрофессиональные компетенции и актуализировать межпредметные связи.

 

Литература:

1. Губа Н.В., Шутов И.Н. Cтратегия деятельности преподавателя при организации занятий в интерактивном технопарке / Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научн. ст. по материалам международной научной конференции 12 – 26 марта 2018 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – С.124-129. http://fit-herzen-conf.ru /statii/350_shutov.php

2. Баранова Е.В., Бочаров М.И., Куликова С.С., Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Симонова И.В., Тумалева Е.А., Яковлева О.В. Информационные технологии в образовании. СПб.: Издательство «Лань», 2016.- 295 с.

3. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.

6. Learning apps – конструктор интерактивных упражнений https://learningapps.org/

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.02 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Режим доступа: https://fgos.ru/