Жуков В.К.
РГПУ им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия
Применение профессиональных проб в
предметной области «технология» для профессионального самоопределения
школьников
Быстро меняющийся
рынок труда создаёт дополнительные сложности при выборе будущей профессии,
некоторые из них «устаревают» гораздо раньше, чем вчерашний школьник окончит
вуз. В современном мире, предъявляющем всё более высокие требования к
профессионализму, возрастают требования и к индивидуальным психофизиологическим
особенностям человека - особенностям мотивационных, волевой, эмоциональных
сфер, темперамента и характера, готовности к постоянному личностному
саморазвитию. В сложившейся ситуации подготовка школьников к осознанному выбору
профессионального будущего приобретает особую актуальность.
Получение ответов на
вопросы по достижению профориентационных целей возложено на педагогов,
психологов и других специалистов образовательных организаций. От их готовности
к проведению профориентационной работы, возможности оказать помощь молодым
людям вступления в мир профессий в своём регионе, населенном пункте, учитывая
не только свои желания, советы взрослых и друзей, а реальные возможности и
способности, будет зависеть будущее этого региона, всей страны.
Статья посвящена применению одной из инновационных форм профориентационной работы – профессиональных проб с использованием возможностей сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Zhukov V.K.
Herzen State
Pedagogical University of Russia
Saint-Petersburg
Professional tests in the subject area «Technology»
for professional self-determination of schoolchildren
The rapidly changing labor market creates additional difficulties when choosing
a future profession, some of them become “obsolete” much earlier than
yesterday’s student graduates from a university. In the modern world, which
makes ever higher demands on professionalism, there are also increasing
requirements for individual psychophysiological characteristics of a person -
features of motivational, volitional, emotional spheres, temperament and
character, readiness for constant personal self-development. In this situation,
the preparation of schoolchildren for a conscious choice of a professional
future is of particular relevance.
Getting answers to questions about achieving career guidance goals is
entrusted to teachers, who play a leading role in the career guidance
socialization of high school students. The organization of vocational guidance
work using innovative methods is becoming the most urgent pedagogical task
today.
The article is devoted to the application of one of the innovative forms
of career guidance - professional trials - in the subject area
"technology" using the possibilities of network interaction with
institutions of additional education.
Актуальность исследования. Социально-экономические условия в стране
требуют от выпускников школ готовности к принятию самостоятельного
обоснованного решения своей будущей профессиональной траектории развития.
В ст.66
п.2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что
среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование
личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей
обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на
основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего
общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе,
самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной
деятельности.
Учеба
рассматривается старшеклассниками как основа, необходимая для будущего
профессионального самоопределения. Формируется осознанное отношение к процессу
образования и оценка личностных качеств. Этому способствуют условия, созданные
сегодня в образовательных организациях, для раскрытия творческих и
интеллектуальных возможностей каждого учащегося. При этом, для успешного
планирования профессионального будущего, школьникам необходимо грамотно
организованное сопровождение.
Весомый
вклад в разработку методологических и теоретических основ профессионального
самоопределения старшеклассников внесли исследователи (Е.А. Аронова, А.Г. Асмолов,
Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, С. Фукуяма), отмечавшие, что профессиональное
самоопределение – сложный, длительный и динамический процесс. В период обучения
в школе происходит формирование интересов ребёнка, поиск личностно-значимых
смыслов, способствующих дальнейшему осознанному выбору профессии.
Основной
проблемой в выборе профессии для ребят, не обладающих собственным опытом,
является необходимость разбираться в мире профессий, который, к тому же, быстро
меняется.
Для
решения этой задачи процесс профессиональной ориентации должен включать
практико-ориентированные формы, самоопределения, предоставляющие ученику
возможность попробовать себя в разных видах деятельности, соответствующих его
способностям и возможностям.
Анализ
отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что в сегодня в системе
общего образования преобладают теоретические знания и наиболее способствовать
профессиональному самоопределению учащихся помогают профессиональные пробы –
профессиональные испытания или проверки, моделирующие элементы конкретных видов
профессиональной деятельности, имеющие завершённый вид (С.Н. Чистякова).
Таким
образом, возникает необходимость научной разработки создания условий для
реализации профессиональных проб в предметной области «Технология» для
профессионального самоопределения подростков.
В
Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения
детей и молодёжи Санкт-Петербурга, разработанной на основе стратегии
экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года
(Постановление Правительства СПб от 19.12.2018 №771-164) анализируется развитая
сеть образовательных организаций, предоставляющих все виды образовательных
услуг, характеризующих уникальность Санкт-Петербурга для профессиональной
самореализации личности: 740 организаций общего образования, 180 –
дополнительного, 85 – профессиональных образовательных организаций и 70 ВУЗов и
выделяется, как объективное преимущество – наличие уникальной среды
профессионального самоопределения, насыщенной большим количеством
профориентационно значимых возможностей (стр.5).
Эта среда может быть представлена как два взаимодействующих контура:
1.
внутренний контур – организации,
непосредственно осуществляющие профориентационную работу с обучающимися и
реализующие программы, мероприятия, услуги по сопровождению профессионального
самоопределения и другие виды профориентационных практик;
2.
внешний контур – предприятия экономической и
социальной сферы, учреждения науки и культуры, силовые структуры, многообразие
и активное развитие которых предоставляет практически неограниченные
возможности для знакомства обучающихся с современным миром труда и профессий.
В Концепции подробно представлено, как организована работа по
сопровождению профессионального самоопределения с различными категориями
обучающихся (воспитанники детских садов, школ, студенты СПО и ВУЗов) с
использованием различных форм деятельности.
Школьная профориентация представлена множеством традиционных
мероприятий – школьные часы, беседы, тренинги, деловые игры, занятия по
программам предпрофильной подготовки.
В ряде школ Санкт-Петербурга реализуется международный образовательный
проект «Учебная фирма», который знакомит учащихся с различными экономическими
специальностями, готовит их к осознанному профессиональному самоопределению.
Школьные учебные фирмы работают в сети учебных фирм «Делая, познаю!», которая
организована при поддержке Государственного бюджетного учреждения
дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования.
Разнообразие форм профориентационной работы представлено в учреждениях
дополнительного образования.
Наиболее яркими примерами являются:
1. ГБНОУ «Дворец учащейся молодёжи
Санкт-Петербурга», где создан Центр содействия профессиональному
самоопределению детей и молодёжи, который является инициатором и организатором
городских мероприятий профориентационной направленности и оказывает
методическую помощь в их проведении различным образовательным организациям. На
базе Дворца учащейся молодежи работают Музей истории профессионального
образования с уникальной экспозицией, посвящённой развитию профессионального
образования в городе, и Региональный координационный центр союза «Молодые
профессионалы (WorldSkills Russia)» в Санкт-Петербурге;
2 ГБНОУ «Академия цифровых технологий», на его
базе создана городская информационная система «Навигатор профессий», обеспечивающая
возможность получения рекомендаций о выборе образовательной организации
(дополнительного, среднего профессионального и высшего образования. На его площадках проводятся отборочные
соревнования международного движения WorldSkills – «WorldSkills Russia», «Абилимпикс»,
«WorldSkills Russia Juniors» и другие.
При Высших
учебных заведениях созданы профориентационные площадки: Бизнес-инкубатор СПбГЭУ
– универсальная площадка для создания и развития своего бизнеса;
Бизнес-инкубатор «Политехнический» – структурное подразделение
Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого –
взаимодействует с начинающими предпринимателями, стартаперами, разработчиками,
малыми инновационными предприятиями всех ВУЗов СПбПУ и его партнёров для
коммерциализации их разработок и содействует превращению бизнес-идей в
работающий бизнес. Все университеты Санкт-Петербурга поддерживают
профориентационный проект и предлагают школьникам ознакомиться
с современными и востребованными профессиями, которые представлены
в институтах ВУЗов. Это способствует не только выбору направления будущей
профессиональной деятельности, но и выбору высшего учебного заведения.
В
Санкт-Петербурге и Ленинградской области ежегодно открываются «Точки роста»,
«Кванториумы» и «IT-кубы» - центры развития цифрового и гуманитарного
профилей, где дети и молодежь занимаются техническим творчеством и, благодаря
современному материально-техническому оснащению имеют возможность освоить новые
технологии. Этому, несомненно, способствует применение инновационного
направления профориентационной работы – профессиональных проб. Образовательные
учреждения, имеющие ресурсные возможности для их проведения, отмечают высокую
заинтересованность у детей к данному профориентационному направлению. Так,
СПбГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец», являющийся ресурсным
центром подготовки специалистов Санкт-Петербурга, разработал методические
рекомендации по организации и проведению профессиональных проб для учащихся
общеобразовательных школ в профессиональных образовательных организациях (под
ред. Майстренко Л.И., Сорокина И.С., Турчанинова И.А.), содержащие в себе методику
организации профессиональных проб, психолого-педагогические условия для их
выполнения учащимися, нормативно-правовую документацию для осуществления данных
проб в сетевом взаимодействии профессиональных образовательных организаций и
общеобразовательных школ.
В ГБНОУ
«Дворец учащейся молодёжи» в 2021 году были разработаны и предложены для
использования в работе «Методические рекомендации по организации
профессиональных проб и составлении программ профессиональных проб» (под ред.
Огановской Е.Ю., к.п.н.).
С целью
знакомства с современным рынком труда, профессиями будущего и настоящего,
актуальными и востребованными в настоящее время и в ближайшем десятилетии, в
рамках национального проекта «Образование» реализуется проект «Билет в
будущее». Одним из направлений проекта является реализация профессиональных проб, где
у учащихся 6-11 классов есть возможность сформировать свои критерии
к обоснованному и сознательному выбору профессии.
Фестиваль
профессий «Билет в будущее» получил старт 18 октября в Историческом парке
«Россия – моя история» Санкт‑Петербурга. Более 25 000 школьников смогли
попробовать на себе, что такое карьерное проектирование. Карьерное
проектирование – инновация петербургской школы, образовательная технология,
основанная на последовательности этапов социального взаимодействия. Каждый
участвующий во взаимодействии, осуществляет свою собственную управленческую
стратегию по отношению к другим, формируя свою социальную действительность и
формат коммуникаций. Участники договариваются об образе общего
профессионального будущего и определяют систему последовательных действий. Региональным оператором реализации проекта в
Санкт-Петербурге в Санкт‑Петербурге является Центр профессионального развития
Санкт‑Петербурга «Лига Мастеров», в Ленинградской области - ГБУ ДО «Центр развития творчества одаренных
детей и юношества «Интеллект».
В феврале
2023 года в Аничковом дворце состоялся первый городской Фестиваль профессиональных
проб обучающихся «ПрофессиЯ». Фестиваль проводился в рамках реализации
программы Федеральной инновационной площадки Санкт-Петербургского городского
Дворца творчества юных «Формирование организационно-методических условий для
моделирования современных образовательных программ по профессиональной
навигации учащихся». На пяти секциях были представлены профессии: инженер-конструктор,
пилот гражданской авиации, кристаллограф, спасатель, пластический хирург,
судебно-медицинский эксперт, реставратор, ветеринарный врач,
историк-исследователь, экскурсовод, менеджер по туризму, урбанист, маркетолог,
журналист и журналист ТВ, следователь, судья, адвокат, дипломат, дизайнер,
дизайнер-график, пианист, чтец, художник по свету, разнообразные морские
профессии.
Санкт-Петербург
- крупный город и для проведения профессиональных проб опирается на сетевое
взаимодействие общеобразовательных школ и профессиональных образовательных
организаций. В городах и поселениях Ленинградской области такая возможность
ограничена в большинстве случаев отсутствием профессиональных образовательных
организаций и профессиональные пробы реализуются за счёт возможностей
учреждений дополнительного образования. Это связано с тем, что школы не
обладают необходимой ресурсной базой: материально - технической и
педагогической.
Автор
статьи два года активно участвуя в проекте и, знакомя школьников города
Сосновый Бор с новой профессией оператора беспилотных летательных аппаратов,
обратил внимание на то, что многие школьники, впервые знакомясь с этим
направлением – управление БПЛА (беспилотными летательными аппаратами) проявляют
активное желание заниматься дополнительно по данному направлению и записываются
в детское объединение, затем участвуют в соревнованиях «ЮниорПрофи», WorldSkills. Такая же ситуация и на других направлениях, которые предлагаются
школьникам, чтобы попробовать себя в профессии.
Ещё одна
возможность для проведения профессиональных проб предоставляется школьникам,
когда уроки технологии проходят на площадке учреждения дополнительного
образования. В МБОУДО «Центр развития творчества» данная программа сетевого
взаимодействия с общеобразовательными организациями реализуется уже четвертый
год. Согласно «Договора безвозмездного пользования объектами нежилого фонда,
находящимися в муниципальной собственности» и договора о сетевом взаимодействии
в рамках экспериментальной деятельности, уроки технологии для учащихся школ проводятся
в Лабораториях Центра развития творчества в первой половине дня.
Профессиональные
пробы, в этом случае, позволяют утвердиться в правильности выбора направления,
помогают подготовить юного человека к осознанному, самостоятельному решению по
выбору профессии. Чётко прослеживаются показатели качества выполнения
практических заданий пробы со стороны учащихся: самостоятельность,
аккуратность, активность и целеустремленность в достижении результата,
стремление соответствовать требованиям и задачам, рефлексия деятельности,
проявление профессионально важных качеств.
В данном
примере важно отметить, что сетевое взаимодействие между учреждениями общего и
дополнительного образования носит не формальный характер, а предоставляет
школьникам дополнительные возможности выбора направления будущей
профессиональной деятельности и гарантированный завершённый продукт
самостоятельной работы – творческий или исследовательский проект, участие в
конкурсном движении.
Литература:
1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://atlas100.ru/
2. Белоусов А. А. Средства и формы
профориентационной работы в предметной области «Технология» //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – С.
275–277. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570185.htm.
3. Билет в будущее. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://bvbinfo.ru/
4. Блинов, В.И., Сергеев И. С. Профессиональные
пробы в школьной профориентации: путь поисков [Текст статьи] / В.И. Блинов,
И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. - № 4 – С.
14-17
5. Елизарова Е.Н., Козлова А.Г., Кондракова И.Э.,
Менг Т.В., Писарева С.А., Подходова Н.С., Примчук Н.В., Седова Н.В., Тряпицына
А.П. Коллективная монография. Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена, Институт педагогики, Научно-исследовательский
институт педагогических проблем образования. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37294243
6. Московский международный Салон образования
(ММСО). Экспертная сессия «Лучшие практики: PRO ПРОФ или ПРОекты
PROориентации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mmco-expo.ru/news/-3
7. ПроеКТОриЯ: примерочная профессий [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://proektoria.online/suits
8. Пряжников Н.С. Игры и методики для
профессионального самоопределения старшеклассников. – М.:Первое сентября, 2006.
– 224с.
9. Резапкина Г.В.. Секреты выбора профессии, или
Путеводитель выпускника. – М.:Генезис, 2007. – 140с.
10. Федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/
11.
Фукуяма С. Теоретические основы
профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. - 105 с.
12. Чистякова С. Н. Профессиональные пробы и выбор профессии: кн. для учителя. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihdocs.ru/kniga-dlya-uchitelya-pod-redakciej-s-n-chistyakovoj.html.