Яшкевич Е.А.,

Атрушкевич Е.Б.

Санкт-Петербургский государственный

 университет промышленных

 технологий и дизайна

г. Санкт-Петербург

Выбор цифровых ресурсов при формировании коммуникационного пространства для студентов заочной формы обучения в СПбГУПТД

В статье рассматриваются преимущества и проблемы заочной формы обучения, а также необходимость эффективной коммуникации между преподавателями, методистами и студентами. Социальные сети, в частности ВКонтакте, определены как наиболее удобная платформа для взаимодействия, а чат-боты предлагаются как ресурс, помогающее в решении рутинных задач, таких как ответы на часто задаваемые вопросы. Проведена классификация чат-ботов в соответствии с функциональностью, дизайном и назначением и решаемыми задачами. В статье делается вывод о том, что чат-боты могут улучшить результаты обучения, в том числе успеваемость и вовлеченность учащихся, высвобождая время и ресурсы для преподавателей и администраторов, чтобы они могли сосредоточиться на обучении и поддержке учащихся.

Yaskevich E.A.

Atrushkevich E.B.

SPbSUITD

St. Petersburg, Russia

The choice of digital technologies in shaping the communication space for part-time students at SPbSUITD

This article discusses the benefits and challenges of part-time education and the need for effective communication between teachers, methodologists, and students. Social networks, specifically VKontakte, are identified as the most convenient platform for interaction, and chatbots are suggested as a solution to help manage routine tasks such as answering frequently asked questions. Chatbots are classified according to functionality, design, and purpose and can support tasks. The article concludes that chatbots can improve educational outcomes, including student achievement and engagement, by freeing up time and resources for educators and administrators to focus on teaching and student support.

Программы заочного обучения предлагаются многими учебными заведениями, от традиционных университетов до онлайн-школ, предоставляя студентам множество вариантов на выбор. К преимуществам заочного образования относится:
  • Гибкость: очно-заочная форма обучения позволяет людям совмещать получение образования с другими обязанностями, такими как работа или семья. 
  • Стоимость: заочная форма обучения часто дешевле, чем очная.
  • Карьерный рост: заочное образование может помочь людям улучшить свои навыки, знания и квалификацию, без отрыва от работы.
  • Возможности для налаживания контактов: программы заочного обучения дают возможность встретиться и пообщаться с профессионалами в той же области. 


Говоря о достоинствах заочного образования, нельзя не упомянуть и недостатки, а именно: более длительный, чем на очном срок обучения и его прерывистый, неравномерный характер; меньшая вовлеченность во внеучебную деятельность; необходимость балансировать между работой, семьей и учебой и студентам-заочникам может быть трудно эффективно управлять своим временем; из-за особенностей обучения у них возникает больше вопросов организационного характера, чем у студентов очной формы. Эти особенности требуют практически постоянной коммуникации студентов с методистами института и заочного и вечернего обучения и преподавателями. Причем следует отметить, что здесь речь идет именно не о информировании, а коммуникации.

Под информированием мы понимаем передачу сведений, фактов или данных от одного лица к другому. Коммуникация же - это обмен между двумя или более людьми информацией с целью выражения мыслей, чувств, то есть подразумевает взаимодействие между участниками, восприятие и понимание сообщения, обратную связь. 

Целью нашей работы является поиск цифровых ресурсов, которые позволят организовать постоянную коммуникацию преподавателей и методистов со студентами заочной формы обучения, но при этом не перегружая первых.

Ряд научных исследований посвящен вопросам общения обучающихся друг с другом. В них рассматривалось влияние технологий на общение и то, как они меняют способы взаимодействия студентов [1,2].

Современные технологии меняют процесс коммуникации между участниками образовательного процесса. Все чаще для коммуникации используются социальные сети и мессенджеры [3-7]. Большая часть обучающихся высших учебных заведений используют социальные сети как основной ресурс для общения, получения актуальной информации об обстановке в мире и новостях в школе или вузе. В связи с повсеместным внедрением виртуальных образовательных сред для организации общего пространства обучения становится актуальной задача взаимодействия преподавателей и обучающихся с использованием социальных сетей, которые являются простой и удобной площадкой [8].

Социальная сеть «ВКонтакте» активно используется студентами и преподавателями различных вузов для общения и, поскольку, большинство студентов зарегистрировано в сети, администрация вузов и преподаватели используют VK как площадку для публикации актуальной информации в специальных сообществах.

Зачастую возникает необходимость своевременного уведомления обучающихся о новых элементах курса (лекциях, тестах, лабораторных работах), сроках завершения их сдачи, отправки объявлений студентам. Не секрет, что преподавателям приходится многократно отвечать на одни и те же стандартные вопросы студентов, которые, в большинстве случаев, носят уточняющий характер. Это приводит к тому, что преподаватель вынужден большое количество своего времени уделять такой рутинной работе. В качестве помощника в этих вопросах может выступить чат-бот, который будет служить проводником в вопросах коммуникации.

Чат-бот (от англ. chat – болтать, bot – робот) – это компьютерная программа, которая может «общаться» с человеком на обычном языке посредством текста или голоса, взаимодействие с которой осуществляется через простой, интуитивно понятный интерфейс [9].

Чат-боты, которые применяются в образовательном процессе мы можем классифицировать по их функционалу [10], дизайну, типу взаимодействия и назначению, как показано в табл.1.

Таблица 1

По функционалу

  • чат-боты для поддержки административных задач (составление расписания, регистрация);
  • чат-боты для обучения
  • чат-боты для обеспечения коммуникации с обучающимися и коучинга
  • чат-боты для оценки знаний (промежуточной аттестации)
  • чат-боты для решения исследовательских задач

По дизайну

  • чат-боты на основе правил и заранее написанных алгоритмов
  • чат-боты с искусственным интеллектом

По назначению

  • чат-боты для поддержки аудиторных занятий
  • чат-боты для дистанционного обучения
  • чат-боты для ДПО

По типу взаимодействия

  • текстовые чат-боты
  • голосовые чат-боты
  • гибридные чат боты, использующие текстовое и голосовое взаимодействие

Чат-боты могут помочь решить целый ряд административных задач при организации обучения, делая процесс более эффективным и упорядоченным. Примерами могут служить чат-боты, которые помогают студентам и преподавателям планировать мероприятия и встречи, напоминать о предстоящих занятиях, уведомлять об изменениях в расписании. Одним их преимуществ чат-ботов является автоматизация базовых информационно-справочных функций при обучении, а также реализация справочной системы в режиме «вопрос-ответ». Чат-боты легко установить, не используя память устройства, ссылки на чат-бот легче распространить, но самое главное, его легко создать, используя платформы для чат-ботов на базе социальных сетей.

В целом, чат-боты могут помочь сделать административные задачи в образовании более эффективными и результативными, высвобождая время и ресурсы для преподавателей и администраторов, чтобы они могли сосредоточиться на преподавании и поддержке учащихся.

Чат-боты могут стать эффективным инструментом для улучшения результатов образования, включая повышение успеваемости студентов и уровня вовлеченности. Примером могут служить результаты исследований ряда китайских университетов, которые показали повышение вовлеченности и мотивации при получении обучающимися обратной связи от чат-бота, а также успеваемости [11,12].

В данное время в Институте заочного и вечернего обучения (ИЗВО) СПбГУПТД ВШТЭ идет работа над созданием чат-бота, который будет отвечать на запросы студентов, связанные с организационной и методической информацией. Например, чат-бот, отвечающий на вопросы, относящиеся к выполнению определенных видов учебной нагрузки: контрольных работ или курсовых проектов. Один их таких видов самостоятельной работы закреплен за каждым предметом, который должны изучить студенты заочной формы обучения и является обязательным для получения допуска к экзамену (зачету) по предмету. Наличие такого чат-бота позволит студентам в любое время мгновенно получить полную информацию о методических указаниях по написанию контрольных работ и курсовых проектов, требованиях по оформлению письменных работ; ссылки на электронную библиотечную систему вуза; ссылки на страницу кафедры на сайте вуза, адреса электронной почты преподавателей, график консультаций преподавателей и т.д.

Заключение

Возможность машинного обучения делает чат-боты перспективной технологией в области образования. Их база знаний, при активном использовании, будет только расти, а сами чат-боты смогут потенциально учиться вместе со студентами уже через несколько лет.

Применение чат-ботов в образовании показывает многообещающие результаты в повышении вовлеченности студентов в образовательный процесс, улучшении результатов обучения, и повышении удовлетворенности студентов. Таким образом, чат-бот является весьма полезным инструментом в организации образовательного процесса, а также интересным и удобным в использовании как для обучающихся, так и для преподавателей. Помимо всего прочего, он отвечает запросам представителей молодого поколения, получающих знания в условиях цифровизации.

 

Литература:

1. Mizuko, Ito & other Living and Learning with new Media // Summary of Finding from the Digital Youth Project. 2009. URL: https://library.oapen.org (дата обращения 15.02.2023)

2. Sherry, Turkle Alone Together: basic books. 2012. URL: https://www.getabstract.com(дата обращения 18.02.2023)

3. Williams, R. Social Networking Services (SNS) in Education. Asian Journal of Advanced Research and Reports, 17(1), 1-4. 2022. UPL: https://www.mbimph.com (дата обращения 20.02.2023)

4. Badiyani, J. M. Nitesh, G. Rohada Impact of social networking sites on the undergraduate management students of M.K.Bhavnagar University, Bhavnagar, Gujarat. 2022. URL: https://vnsguj.ac.in/ (дата обращения 20.02.2023);

5. Анохина, Н.М., Чеснова, Е.В. Использование возможностей социальных сетей в вузе // Вестник МГПУ. Серия Информатика и информатизация образования. 2015. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23241352 (дата обращения 20.02.2023);

6. Марар, О.И., Рыбакова, С.С. К вопросу о роли новых медиа в процессе реструктуризации современного высшего образования в России // Проблемы современного педагогического образования в России. 2017.- с. 105-114 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30010534 (дата обращения 20.02.2023);

7. Черемисин А.Г., Багдасарова Д.Г. Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования // Вестник донецкого педагогического института. 2017.- с.328-334. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34977264 (дата обращения 20.02.2023)

8. Смагин А. А., Булаев А. А. Профессионально-ориентированная информационная сеть кафедры вуза // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2014. Т. 3. № 4. С. 153–155.

9. Катькало В.С. Корпоративное обучение для цифрового мира: учебное пособие / В.С. Катькало, Д.Л. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп., 2018. – 248 с.

10. Chinedu Wilfred Okonkwo, Abejide Ade-Ibijola Chatbots applications in education: A systematic review // Computers and Education: artificial intelligence Volume 2. 2021. URL: https://www.sciencedirect.com/(дата обращения 20.02.2023)

11. Xinjie Deng, Zhonggen Yu Meta-analysis and systematic review of the effect of Chabot technology use in sustainable education//Beijing Language and Culture University, Beijing .2023. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/15/4/2940 (дата обращения 20.02.2023)

12. Ting-Chia Hsu &other Effects of Incorporating an Expert Decision-making Mechanism into Chatbots on Students’ Achievement, Enjoyment, and Anxiety // Educational Technology & Society Vol. 26, No. 1. – 2023 pp. 218-231 URL: https://www.jstor.org/stable/48707978 (дата обращения 20.02.2023)

комментарии: