Степанов А.Г.
Москалева О.И.
Зуева Н.В.
ГУАП,
г. Санкт-Петербург
Вариант классификации парадигм
программирования для отбора содержания обучения информатике
Обсуждается
многообразие существующих парадигм программирования и выделяются
фундаментальные и дополнительные. Предлагается вариант классификации парадигм
программирования, используемый для отбора содержания обучения информатике, в
частности для выбора изучаемых языков программирования.
Stepanov A.G.
Moskaleva O. I.
Zueva N.V.
SUAI
St. Petersburg
Russia
A variant of the
classification of programming paradigms for the selection of the content of
computer science training
The diversity of
existing programming paradigms is discussed and fundamental and additional ones
are highlighted. A variant of classification of programming paradigms used to
select the content of teaching computer science, in particular for the
selection of programming languages to be studied, is proposed.
Информатика как научная дисциплина
сформировалась в 1986 году по итогам Общего собрания Академии наук СССР.
Опубликованные до его проведения статьи А.А. Дородницына
Система среднего и высшего образования по
мере своих сил, возможностей и заинтересованности строила свою работу на развитии
уже имеющихся у нее результатов в преподавании составляющих информатики.
Проводились исследования, ставившие своей целью создание единой технологии
обучения
В литературе обсуждается множество вариантов
парадигм программирования. Статья
Параллельная парадигма связана с развитием
аппаратной базы. «Методы автоматического распараллеливания программ способны
обеспечить значительное ускорение вычислений, … сводимых к комплексу
независимых процессов обработки элементов векторов» [16]. Как следствие, возникает целый комплекс самостоятельных
педагогических задач
Список обсуждаемых парадигм
программирования можно продолжить, однако очевидно, что большинство авторов
выделяют императивное, декларативное и параллельное программирование. Л. В.
Городняя утверждает, что в образовательной среде принято выделение в качестве
фундаментальных парадигм «функционального, параллельного и
императивно-процедурного программирования, а логическое и
объектно-ориентированное относят к дополнительным парадигмам, преподавание
которых обременено необходимостью знания некоторых предметных областей» [18]. К сожалению, устоявшегося коллективного
мнения по этому вопросу нет. В то время изобилие парадигм программирования приводит
и к многообразию языков.
В связи с этим, возникает простой вопрос: а чему надо учить будущих
программистов?
Описанная ситуация заставляет задуматься о
классификации парадигм программирования для отбора содержания обучения по
конкретным направлениям подготовки с учетом того, что, как указывают многие
авторы, современные языки могут поддерживать несколько парадигм
Авторы предлагают для обсуждения вариант иерархической классификации парадигм программирования, который может быть использован для отбора содержания обучения (рис.1). Она иллюстрируется различными языками программирования, поддерживающими, в том числе, и несколько парадигм. Выбор самих языков в некотором смысле случаен, опирается на опыт авторов и базируется на существующие технологии их преподавания.

Рис. 1 – Предлагаемая классификация парадигм
программирования
Литература:
1.
Дородницын,
А. А. Информатика: предмет и задачи / А. А. Дородницын // в кн. Становление
информатики, М.: Наука, 1986.
2.
Ершов,
А. П. Информатика: предмет и понятие / А. П. Ершов // в кн. Становление
информатики, М.: Наука, 1986.
3.
Эволюция
школьной программы по информатике. Хабр. 02.09.2013. [В Интернете].
https://habr.com/ru/company/intel/blog/191674/ [Дата обращения: 21.12.2022].
4.
Кушниренко,
А. Г. Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Кушниренко, Г. В.
Лебедев, Р. А. Сворень // Проб. учеб. для сред. учеб. заведений, М.:
Просвещение, 1990, 224 с.
5.
Эволюция
школьного компьютера. Часть первая, историческая. Хабр, 05.09.2012. [В
Интернете]. https://habr.com/ru/company/intel/blog/150837/. [Дата обращения:
21.12.2022].
6.
Заболотский,
В. П. Информатика как предмет обучения в высшей школе / В. П. Заболотский, А.
Г. Степанов, Р. М. Юсупов // Труды СПИИРАН. – 2004. – Т. 1. – № 2. – С.
316-347.
7.
Степанов,
А. Г. Объектно-ориентированный подход к отбору содержания обучения информатике
/ А. Г. Степанов. – СПб.: Издательство "Политехника", 2005. – 286 с.
8.
Колин,
К. К. Информатика как фундаментальная наука: проблемы и перспективы становления
нового научного направления / К. К. Колин // Вестник Челябинской
государственной академии культуры и искусств. – 2007. – № 1(11). – С. 4-14.
9.
Макарова,
Н. В. Информатика в системе непрерывного образования / Н. В. Макарова, А. Г.
Степанов. – СПб.: Издательство "Политехника", 2005. – 338 с.
10.
Новейший
философский словарь: 3-е изд., исправл., Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
11.
Бизнес.
Толковый словарь. Под общей редакцией: д.э.н. Осадчая, И. М., М.:
"ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир", 1998.
12.
Столяров,
А. В. Чистая компиляция как парадигма программирования / А. В. Столяров, О. Г.
Французов, А. С. Аникина // Труды Института системного программирования РАН. –
2018. – Т. 30. – № 2. – С. 7-24.
13.
Неклюдова,
С. А. Парадигмы программирования как инструменты разработчика программных
систем / С. А. Неклюдова, А. Р. Балса // Информационные технологии и системы:
управление, экономика, транспорт, право. – 2014. – № 1(12). – С. 27-34.
14.
Шилов,
Н. В. Заметки о трёх парадигмах программирования / Н. В. Шилов // Компьютерные
инструменты в образовании. – 2010. – № 2. – С. 24-37.
15.
Бродский,
Ю. И. Методы декомпозиции в программировании имитационных моделей сложных
систем / Ю. И. Бродский // Моделирование, декомпозиция и оптимизация сложных
динамических процессов. – 2012. – Т. 27. – № 1(27). – С. 54-79.
16.
Гордняя,
Л. В. Парадигмы программирования. Часть 4: Параллельное программирование 2015.
[В Интернете]. https://www.iis.nsk.su/files/preprints/gorodnyaya_175.pdf [Дата
обращения: 21.12.2022].
17.
Воеводин,
В. В. Параллельные вычисления / В. В. Воеводин, Вл. В. Воеводин, СПб.:
БХВ-Петербург, 2002, 608 с.
18.
Городняя,
Л. В. От трудно решаемых проблем к парадигмам программирования / Л. В. Городняя
// Информационные и математические технологии в науке и управлении. – 2021. – №
1(21). – С. 94-109.
19. Городняя, Л. В. Систематизации парадигм программирования по приоритетам принятия решений / Л. В. Городняя // Электронные библиотеки. – 2020. – Т. 23. – № 4. – С. 666-696.