Ширинбаева М.Т.

Главный специалист отдела ИКТ и технической поддержки Республиканского центра подготовки учителей новой методики Сырдарьинской области

г. Гулистан, Узбекистан

Современная система дистанционного электронного обучения

Рассматриваются основные идеи построения информационно-образовательного пространства образовательной организации профессиональной подготовки учителей, которые могут быть использованы при разработке систем электронного обучения.

Shirinbayeva M.T.

Chief Specialist of the Department of ICT and Technical Support of the

Republican Center for Training Teachers

of the New Methodology of the Syrdarya Region

Gulistan, Uzbekistan

Modern system of distance e-learning

The main ideas of building an information and educational space of an educational organization for the professional training of teachers are considered. The ideas can be used in the development of e-learning systems.

Повышение эффективности обучения является актуальным вопросом сегодняшнего дня. Техническая поддержка процесса обучения, в частности, повышения квалификации практикующих учителей, актуальна в связи с увеличением объема профессиональных знаний, а также необходимостью охвате широкой аудитории обучающихся. В решении этой задачи можно использовать информационные технологии, которые удобны и соответствуют стандартам времени, а именно современные обучающие программы и автоматизированные системы обучения, электронные курсы, программные обучающие комплексы по различным предметам школьной программы.

Сегодня в практике работы учителя активно применяются оцифрованные книги (учебники и пособия), технологии визуализации (отображение различных моделей на экране через проектор), технологии поиска информации, дающие возможность неограниченного доступа к мировым информационным ресурсам. Внедряются новые формы организации обучения – смешанное обучение, онлайн-обучение. Они отличаются от традиционных систем обучения тем, что дают преимущества в аспектах персонализации контента, комфорта процесса обучения, учета индивидуальных качеств обучающегося. Система дистанционного обучения имеет возможности адаптации к уровню знаний ученика, особенностям его памяти, даже темперамента. Следовательно, одной из перспектив совершенствования образования является применение новых форматов обучения, с возможностями автоматизации, обогащения новыми программными средствами.

В Узбекистане разработан ряд образовательных платформ. В частности, платформа maktab.uz функционирует 2020 года на двух языках - узбекском и русском. Создается общеобразовательная онлайн-школа для учеников с 1 по 11 класс, включающая систему видео уроков и других материалов, охватывающая весь курс школьной программы Узбекистана. Ресурсы главным образом представляют видео уроки лучших учителей с компьютерными презентациями. Существует ряд других образовательных платформ и ресурсов образовательных платформ и ресурсов - для проведения диагностики школьников, а также поддержки повышения квалификации учителей - stesting.uz, kitob.uz, onlineedu.uz. Электронные образовательные ресурсы свободны от рекламы, систематически пополняются и обновляются. Учебные материалы могут использоваться не только школьниками и их родителями, но и учителями на своих уроках.

Важную роль в процессе внедрения цифровых технологий в образовательный процесс играют два фактора: первый – человеческий фактор, т.е. отбор информации, контента, содержания образования в целом со стороны педагога; второй - технологический, то есть доступность технологий, оснащённость образовательного учреждения. Таким образом, к применению цифровых технологий необходимо подходить комплексно.

Значимым преимуществом дистанционного обучения является то, что обучающийся имеет возможность использовать учебный контент в удобное время. Здесь актуально упомянуть технологию перевернутого обучения. Обучающийся самостоятельно осваивает материал с применением цифровых ресурсов, а на практических занятиях имеет возможность прямого общения с педагогом в дистанционном формате.

Для повышения эффективность повышения квалификации, мы обращаемся к электронному обучению, актуальному на сегодняшний день. Электронное обучение включает в себя как процесс преподавания, так и учения. В практике Республиканского центра подготовки учителей новой методики Сырдарьинской области применяются готовые электронные обучающие программы с механизмами управления. Рассмотрим несколько примеров.

Learning Management Systems (LMS).

При организации электронного обучения важными являются:

v  Авторские программные продукты (Authoring Packages),

v  Системы управления контентом (Content Management Systems - CMS),

v  Системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS),

v  Системы управления образовательным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).

Электронное обучение позволяет обогатить процесс профессиональной подготовки и повышения квалфикации учителей. Его преимущество в том, что освоение материалов осуществляется как самостоятельно, так и с поддержкой преподавателя-куратора. Качество преподавания контролируется педагогом-куратором [1, 2].

Организация электронного обучения с помощью сервисов компании Microsoft при использовании комплексной системы Microsoft Learning Gateway помогает найти решение многих задач.

Microsoft Learning Gateway представляет собой комплексную систему, где участники учебного процесса (студенты, учителя, администрация и родители) объединяются в единое информационное образовательное пространство.

Microsoft Learning Gateway предоставляет инструменты для совместной работы, интегрируя общение и электронное обучение, учащиеся и педагоги могут эффективно взаимодействовать. Эта система содержит централизованную базу данных, документы, учебные материалы, пользовательский поиск по профилю и получение необходимой информации благодаря единой точке доступа, возможности быстро найти существующего пользователя в системе; если пользователь находится на рабочем месте, то с ним можно обмениваться текстовыми сообщениями или проводить сеансы видеосвязи.

Благодаря средствам электронного обучения, основанным на общепризнанных стандартах дистанционного обучения (SCORM, IMS), электронные курсы любого производителя могут быть использованы в качестве обучающей программы. При этом материалы, программы, презентации или электронные таблицы могут быть преобразованы в объект SCORM с помощью простой утилиты или представлены студентам в нативном виде.

Одним из преимуществ является то, что динамические тесты с возможностью смешанных ответов готовятся и представляются студенту в программе Microsoft Office Word. Это дает возможность создавать уникальные тесты, которые нельзя копировать друг у друга. Также установка внутренних документов и обмен документами в системе обеспечивает их организацию (исполнение) в сжатые сроки.

Каждый пользователь, зарегистрированный в системе, имеет свою личную страницу, где он может публиковать соответствующие личные документы на своей личной странице, а также распространять общедоступные документы в зоне, к которой есть доступ у групп.

Программное обеспечение Microsoft Learning Gateway [3] разработано для образовательного сектора на базе Microsoft SharePoint Portal Server. Он имеет технологии Microsoft он воплощает в себе процессы познания, общения и сотрудничества. К ним относятся:

Microsoft Office SharePoint Server 2007 — поддержка совместной работы, информационный портал и платформа для документов, индексирования и услуги сертификации;

Microsoft SharePoint Learning Kit — документы SharePoint для учителей позволяет создавать задачи, используя все документы в библиотеке упрощенный эффективный инструмент;

Microsoft SQL Server 2008- является основой для анализа и обработки информации для администрации; облегчает процессы управления;

Microsoft Office Communications Server 2007 — обеспечивает доступ в режиме реального времени всем участникам учебного процесса в защищенной среде Microsoft Office System и позволяет осуществлять поиск необходимой информации и пользователей в состоянии, добавленном в систему Windows Server;

Microsoft.NET Framework —веб-сервисы для пользователей Microsoft, которые помогают эффективно сотрудничать и устанавливать отношения как инструмент корпоративного взаимодействия;

Active Directory — инструменты управления учетными записями предоставляют службы каталогов;

Microsoft System Center — набор инструментов от корпорации Microsoft, который предоставляет ИТ-специалистам инструменты и знания, необходимые им для управления своей инфраструктурой.

        

Литература:

1. Кирьянов Д. В., Кирьянова Е. Н. Самоучитель Microsoft® SharePoint Foundation 2010 и SharePoint Online 365 / — СПб.: БХВ-Петербург, 2012.

2. Клименко Р. А. Удаленная работа на компьютере: как работать из дома комфортно и эффективно /—СПб.: Питер, 2008.

3. http://www.microsoft.com/Rus/education/higher/lg.aspx - официальная страница посвящённая Microsoft Learning Gateway.

комментарии: