Пастух О.А.
CПбГАСУ
г. Санкт-Петербург
Цифровые технологии в организации и проведении летних архитектурно-художественных
школ
В статье рассмотрены аспекты и возможности применения современных
цифровых технологий в качестве инструмента цифрового взаимодействия в
образовательной среде на примере организации и проведения летних
архитектурно-художественных школ Санкт-Петербургского государственного
архитектурно-строительного университета в качестве программ дополнительного профессионального
образования. Практика внедрения цифровых технологий в образовательный процесс
ориентирована на эффективное достижение профессионального результата, сохраняя
при этом единство содержания курса, стиля и последовательность изложения
материала, а также способов его представления и усвоения в образовательной
деятельности. Комплексный подход при внедрении современных цифровых технологий
в образовательную среду учебных заведений позволяет разработать, гибко изменять
и адаптировать под стремительно меняющиеся запросы учащихся систему профильного
высшего образования. В статье описываются практическое применение некоторых
цифровых технологий для визуализации учебных материалов в образовательном
процессе.
Pastukh O.A.
Saint Petersburg
State University of Architecture and Civil Engineering
St. Petersburg,
Russia
Digital
technologies in organizing and conducting summer architectural and art schools
The
article discusses the aspects and possibilities of using modern digital
technologies as a tool for digital interaction in the educational environment
on the example of organizing and conducting summer architectural and art
schools of the St. Petersburg State University of Architecture and Civil
Engineering as additional professional education programs. The practice of
introducing digital technologies into the educational process is focused on the
effective achievement of professional results, while maintaining the unity of
the course content, style and sequence of presentation of the material, as well
as ways of its presentation and assimilation in educational activities. An
integrated approach to the introduction of modern digital technologies into the
educational environment of educational institutions allows us to develop,
flexibly change and adapt the system of specialized higher education to the
rapidly changing needs of students. The article describes the practical
application of some digital technologies for visualization of educational
materials in the educational process.
Организация и проведение летних архитектурно-художественных
школ, относящихся к дополнительному профессиональному образованию, не может
обойтись в наши дни без современных цифровых технологий. Внедрение цифровых технологий в образовательную
среду на различных уровнях занимает одну из ключевых позиций формирования
системы качественного высшего образования в наши дни. Они служат передовым
инструментом перехода в новое качество знаний, помогают повысить эффективность
обучения с помощью эмоциональной вовлеченности, удержания фокуса внимания и
соответствия внутренним мотиваторам обучающегося [1]. Для достижения этих целей
служат диагностические данные, данные цифрового следа и обратная связь в
текстовом виде, использование символов и графических цифровых инструментов.
В 2021 году на базе Санкт-Петербургского
государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) была
проведена международная летняя школа «Градостроительство: реновация
общественных пространств Санкт-Петербурга (от архитектурного наброска до
создания 3-D модели)» в онлайн формате из-за коронавирусных ограничений. В
связи с этим в работа по реализации насыщенной двухнедельной программы
проводилась с привлечением современных технологий. В рамках архитектурной школы.
На интерактивных экскурсиях, заранее подготовленных сотрудниками и
преподавателями университета, участники летней школы познакомились с различными
стилистическими направлениями в архитектуре Санкт–Петербурга. Также в онлайн
формате с применением цифровых технологий были проведены мастер классы по
основам архитектурной композиции, колористики и графическим навыкам. Участники
летней архитектурно-художественной школы попробовали свои силы в эскизировании
архитектурных объектов с применением различных графических материалов и техник
эскизирования, о которых узнали на интерактивных уроках. В финальный день школы
обучающиеся и преподаватели поделились практическим опытом скетчинга.
Вторая неделя работы летней школы была повещена созданию творческих концепций на предложенных участках проектирования в существующей городской среде Санкт-Петербурга. Участники школы представили созданные ими проекты реновации бывшего комбината «Невская Мельница», на территории ограниченной набережной Обводного канала, Мельничной улицей и Глухоозёрским шоссе и находится в пределах так называемого «серого пояса» Санкт–Петербурга (рис. 1). После конкурсного отбора созданных участниками летней школы эскизных проектов были отобраны отдельные образцы для реализации цифровой трёхмерной модели. Таким образом участники летней школы соприкоснулись с практикой цифрового взаимодействия, которая решает на сегодняшний день задачи повышения «цифровой зрелости» и осознания мер профессионального взаимодействия специалистов смежных отраслей остро актуальные для современного поколения специалистов в области архитектуры и дизайна [2].

Рисунок 1: а, б, в – зарисовки объектов
городской среды; г, д, е – проектные работы и эскизы концепций реновации
территорий. 2021 г.
В 2022 году международная летняя школа
«Архитектура, дизайн и конструкции: от наброска до 3D-модели» СПбГАСУ прошла в
очном формате и собрала на одной площадке студентов и молодых исследователей в
области строительства и архитектуры. На этот раз её участниками стали студенты
СПбГАСУ и Хэнаньского университета (Китай) – партнёрского вуза нашего вуза. Опыт
участия в школе стал для студентов из разных стран отличным шансом
познакомиться, подружиться и результатом их плодотворного сотрудничества стали
уникальные творческие работы.
Обучающиеся высоко оценили занятия в формате городского пленэра по тематическим маршрутам: «золотая ось: дворцы и набережные Санкт-Петербурга, памятники сакральной архитектуры», «памятники северного модерна», «советский конструктивизм и памятники сталинского ампира», «примеры реновации промышленных территорий». Участники посетили территорию бывших складских помещений и территорий вдоль Обводного канала, реконструированных в наши дни (рис. 2.а), здание Витебского вокзала и доходный дом купца Бажанова с интерьерами и каминами росписи Михаила Врубеля.

a.

б.
Рисунок 2: а – получение задание на эскизирование
с натуры группой русских и китайских студентов на территории Обводного двора; б
– проектная работа в цифровых лабораториях СПбГАСУ, Санкт-Петербург, 2022 г.
Автор фото Пастух О.А.
Участники школы сделали несколько зарисовок
знаковых архитектурных объектов города, а затем, используя различные
графические материалы и техники скетчинга, представили их в виде цифрового
отчета с графическими и интерактивными элементами. Опираясь на профессиональные
рекомендации преподавателей летней школы по выбору участков для проектирования,
участники перешли к работе над проектами в цифровой лаборатории СПбГАСУ (см. рис.
2, б).
Современные технологии цифровизации в сфере образования
подразумевают и применение виртуальной реальности (VR) [3]. Предлагаемые
производителями комплексные готовые решения, на сегодняшний момент, адаптированы
для образовательных учреждений практически в полном объеме, не смотря на трудоемкий
и дорогостоящий процесс разработки VR технологий [1], [4]. Браузерная
технология для визуализации трёхмерной графики – WebGL
так же активно используется в образовательной среде. Интерактивные модели,
основанные на WebGL, могут служить отличным дополнением к классическим учебным
материалам и будут настоящей находкой для
дистанционного образования [1], [5]. С ее помощью можно визуализировать объекты
3D графики в интерактивной среде в формате веб-браузера без привлечения
каких-либо дополнительных плагинов, обеспечив интерактивность использованием
JavaScript, что позволит проводить любые действия с трехмерными объектами и
самой сценой [1], [6].
Выводы
Цифровые
технологии на сегодняшний день прочно вошли во все сферы высшего образования,
включая дополнительное профессиональное образование, к которым относятся летние
архитектурно-художественные школы СПбГАСУ.
Они позволяют изменить не только структуру образовательного процесса, но и качественно улучшить содержание учебных курсов, дополнив их элементами интерактивного обучения, геймификации и повсеместного цифрового взаимодействия. Важную роль в данном контексте приобретает цифровая грамотность и культура как специалистов образовательной сферы, так и участников обучения. Применение цифровых современных технологий, включая в обучении методы графической визуализации, позволяет повысить мотивационную активность, улучшить учебные достижения, сформировать информационную культуру и цифровую грамотность, оптимизировать образовательную деятельность с учетом междисциплинарного взаимодействия и решать творческие задачи. Наглядно убедиться в этом вы сможете, приняв участие в летних архитектурных школах СПбГАСУ.
Литература:
1. О. А. Пастух Геймификация как инструмент
взаимодействия в цифровой образовательной среде / О.А. Пастух, Ю.А. Жук, Д.И.
Бурлов // Новые образовательные стратегии в современном информационном
пространстве : Сборник научных статей по материалам международной ежегодной
научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 марта – 07 2021 года. –
Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион",
2021. – С. 53-60. DOI:10.53115/9785001880363
2. И.В. Есауленко К вопросу о цифровом взаимодействии
специалистов в области архитектуры и дизайна при интеграции в BIM модели / И.
В. Есауленко, О. А. Пастух / BIM-моделирование в задачах строительства и
архитектуры: материалы V Международной научно-практической конференции/ под
общей ред. А. А. Семенова Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург : СПбГАСУ, 2022 – с.
141 – 150.
3. Меженин А.В., Извозчикова В. В., Бурлов Д.И. Моделирование виртуальной среды в
технологиях кибервизуализации и виртуального присутствия
Кибернетика и программирование.
2019. № 4.
С. 26-35.
4. Пастух, О.А., Роль BIM-технологий в
проектировании, строительстве и подготовке квалифицированных кадров /Пастух
О.А., Кураков А.Ю./ BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры
Материалы III Междунар. науч.-практич. конф; СПбГАСУ. – Санкт-Петербург, 2020.
-344 – 354, DOI: 10.23968/BIMAC.2020.045
5. Программный модуль адаптивной визуализации
трехмерных объектов виртуальной реальности для инновационной платформы
онлайн-обучения [Электронный ресурс] : свидетельство о гос. регистрации программы
для ЭВМ / Шардаков В. М., Болодурина И. П., Запорожко В. В., Парфенов Д. И.,
Парфенов И. В., Извозчикова В. В.; правообладатель Федер. гос. бюджет.
образоват. учреждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т".- №
2019610080заявл. 09.01.2019, зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ
23.01.2019. - 2019. https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=EVM&DocNumber=2019611183&TypeFile=html
6. Тетюев Е.В., Перспективы использования браузерной технологии WEBGL в современном образовательном процессе/ Тетюев Е.В., Жук Ю.А./ В сборнике: новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 104-109.