Озолина И.А.

КГПУ им. В.П. Астафьева

г. Красноярск

Активизация рабочей программы дисциплины с применением цифровых образовательных ресурсов как одна из педагогических стратегий формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров педагогов в цифровой образовательной среде вуза

В статье рассмотрена реализация педагогической стратегии активизация рабочей программы дисциплины с применением цифровых ресурсов, показано использованием современных ресурсов на примере цифровой оболочки Progressme, которая может обеспечить успешность и высокое качество вузовского иноязычного образования.

Ozolina I.A.

KSPU named after V.P. Astafyev

Krasnoyarsk, Russia

The activation of the work program of the discipline with the use of digital educational resources as one of the pedagogical strategies for the formation of foreign language communicative competence of future bachelor teachers in the digital educational environment of the university

The activation of the work program of the discipline with the use of digital educational resources as one of the pedagogical strategies for the formation of foreign language communicative competence of future bachelor teachers in the digital educational environment of the university.

Одной педагогического обеспечения являлась разработка рабочей программы курса «Практический курс английского языка» для будущих педагогов, реализующей требования к профессиональному уровню (уровень В2) владения иноязычным общением.

Рабочая программа дисциплины была модернизирована на основе технологии SAMR формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов:

1) Замена (Substitution): цифровые технологии в каких- то случаях могут заменять традиционные (например, интерактивные тексты);
2) Накопление (Augmentation): цифровые технологии становятся инструментом оптимизации в решении учебных задач (например, текущее или диагностиру­ющее, или итоговое оценивание с использованием интерактивной платформы , например Progressme, мобильных приложений и сервисов);
3) Модификация (Modification): существенные функциональные изменения в образовательном процессе вуза и взаимодействии его участников;
4) Преобразование (Redefinition): постановка и реше­ние новых педагогических задач, которые не могли быть решены ранее.

На практических занятиях курса «Практический курс английского языка» обучающиеся на цифровой платформе Progressme овладевали профессиональными терминами и понятиями, изучали лексические единицы, закрепляли их в лексическом тренажере, учились решать профессиональные задачи при помощи аутентичных кейсов. Перед занятием на платформе, в личном кабинете были поставлены профессионально-ориентированные задачи, создающие структурную основу содержания темы, а также учебные материалы, представляющие собой фрагменты содержания, позволяющие расшифровывать предложенный тезисный план занятия, подкрепленный цифровыми ресурсами; источники информации, указывающие на источник представленных материалов.

Процесс формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов при изучении дисциплины «Практического курса английского языка» должен происходить с соблюдением ряда условий: сформированность иноязычной коммуникативной компетенции (реализуется через проведение семинаров в режиме онлайн, вебинаров, направленных, на формирование навыков взаимодействия с окружающими, помогает самодетерминации и самоактуализации); организация единого цифрового образовательного пространства, цифровой оболочки, включающей интеграцию разных аспектов речевой деятельности: обеспечение интерактивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности в процессе аудиторной и внеаудиторной работы. В программе дисциплины представлены средства социально-культурной деятельности (идейно-эмоционального и психолого-педагогического воздействия), а именно: художественно-выразительные паттерны; технические средства (работа с цифровым контентом, базами данных и гипертекстами); наглядные и изобразительные методы (интерактивные презентации Canva); психолого-педагогические технологии, ситуации (игры, моделирование «погружение» в языковую среду).

Будущих педагогов, проходящих данный курс можно разделить на шесть типов пользователей:

• Социализаторы: мотивированы родством. Они хотят взаимодействовать с другими и создавать социальные связи.

• Свободные художники: мотивированы автономией и самовыражением. Они хотят творить и исследовать.

• Успевающие: мотивированы мастерством. Они ищут узнавать новое и совершенствоваться. Они нацелены на решение задач.

• Филантропы: мотивированы целью и смыслом. Они альтруистичны, любят давать другим людям и обогащение жизни других каким-то образом без ожидания награды.

• Игроки: мотивированы наградами. Они будут делать то, что есть необходимо для сбора вознаграждений из системы.

• Нарушители: мотивированы переменами. Они хотят нарушить систему, напрямую или через других пользователей, чтобы заставить внести изменение, которое соответствует их интересам.

Важным этапом работы в рамках рабочей программы дисциплины «Практический курс английского языка» являлось то, что обучающийся учился создать уроки и собирал имеющиеся разрозненные цифровые ресурсы в мини-подсистемы при обучении разным видам деятельности, используя тематический материал на создавал игры, которые будут применены в своей профессиональной деятельности. В цифровой образовательной среде вуза важно голос каждого обучающегося слышен всегда при записи выполненных речевых упражнений. Обучающийся интегрировал игровые активности на платформе, создавал квест-урок на отработку пройденной темы по схеме Taskbased learning. Pre-task. Учитель обсуждает с обучающимися те слова и выражения, которые будут полезны для заданной коммуникативной ситуации. Task Preparation. Учитель объясняет необходимые инструкции для выполнения задания. During Task. Ученики выполняют задание, учитель контролирует процесс — делает заметки о работе студентов. После этого ученики выступают с выполненным заданием, делятся своими идеями и выводами, демонстрируя языковые навыки. Post-Task. Учитель дает обратную связь: подчеркивает лучшие языковые решения, исправляет ошибки.

На платформе представлены шаблоны, которые оптимизируют процесс подготовки урока. Новые цвета доступны в следующих шаблонах: «Заполнить пропуски словами из списка», «Статья, сочинение или текст», «Аудиозапись», «Заполнить пропуски», «Выбрать правильный вариант из списка», «Заметки». На платформе существует и групповая видеосвязь. Максимальное количество одновременно подключенных пользователей – 25 человек. Есть пять вариантов отображения видеозвонков. Учитель может отключать видео и микрофоны учеников, отправлять студентам запрос на включение видео и микрофонов, а также закреплять видео любого ученика для всех в режиме собеседника. Обучающиеся могут поднимать руки, а преподаватель спрашивать их. Все участники могут демонстрировать экран устройства. Данные функции существенно облегчают процесс использования сервисов коммуникации для связи с обучающимся. Отличие данной платформы от использования Moodle состоит в оболочке цифровой образовательной среды, которая собирает все ресурсы, используемые в процессе лабораторного занятия.

Таким образом, главная цель педагогического обеспечения и в частности данной педагогической стратегии – сделать образовательный процесс в цифровой образовательной среде эффективным настолько, чтобы обеспечить результативность будущей образовательной деятельности и обеспечить высокий уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

 

Литература:

1. Адольф, В. А. Реализация педагогического обеспечения формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров - педагогов в цифровой образовательной среде вуза / В. А. Адольф, И. А. Озолина // Педагогическая информатика. – 2021. – № 4. – С. 76-83.

2. Адольф, В.А. Результаты реализации педагогического обеспечения формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-педагогов филологов в цифровой образовательной среде вуза / В.А. Адольф, И.А. Озолина // Социально-гуманитарные знания. – 2022. - № 1. – C.109-116.

3. Озолина, И.А. Результаты применения геймификации для повышения эффективности учебных занятий по английскому языку при подготовке будущих бакалавров-педагогов // Инновации в образовании. – 2021. – №9.– С.18-25.

комментарии: