Опехтина М.А.
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Цифровая
образовательная среда для поддержки внутрикорпоративного обучения педагогов
дошкольной организации
В
статье рассмотрены возможности цифровой образовательной среды (ЦОС) для
внутрикорпоративного обучения. Описан опыт применения ЦОС в дошкольном
образовательном учреждении.
Opekhtina M.A.
HSPU
St. Petersburg, Russia
Digital educational environment to support
intra-corporate training of preschool teachers
The article considers the
possibilities of a digital educational environment for intra-corporate
learning. The experience of using the digital educational environment in a
preschool educational institution is described.
В настоящее время процессы
цифровизации активно протекают в учреждениях общего и высшего образования. В
дошкольном образовании происходит цифровая трансформация, в основе которой
лежит поиск современных способов преподавания и воспитания, позволяющих
повысить качество и доступность образования.
Рассматривая понятие “качество
образования” стоит обратить внимание на то, что это комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающегося, которая должна
соответствовать не только образовательным стандартам, но и потребностям
обучающихся [3].
Неоспоримым является тот факт, что
условия, в которых растет современный дошкольник, стремительно меняются по
причине лавинообразного развития информационных и коммуникационных технологий.
Изменяется и сам дошкольник - его потребности и интересы. Цифровые устройства
стали неотъемлемой частью жизни современной семьи и ребенка. Формируется
цифровое общество, в котором электронная, цифровая среда оказывает значительное
влияние на растущие поколения [1]. Использование цифровых образовательных
ресурсов в образовательном процессе не только открывает перед педагогом новые
возможности для достижения образовательных результатов, но и ставит перед
педагогом новые задачи и предъявляет новые требования к его профессиональной
компетентности: современный педагог должен не только уметь использовать
цифровое оборудование и готовые образовательные ресурсы, но и разрабатывать
свои собственные [2]. В настоящее время активно разрабатываются и наполняются
коллекции ЦОР для школьников, такие как “Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов”, созданная в рамках проекта «Информатизация системы
образования». Очевидной становится необходимость создания таких коллекций и для
образовательных учреждений (ОУ) дошкольного уровня.
В рамках экспериментального
исследования была разработана цифровая образовательная среда (ЦОС) “Банк
цифровых образовательных ресурсов”, которая предназначена для накопления и
систематизации готовых ЦОР, а также для поддержки внутрикорпоративного обучения
педагогов по направлению “Цифровые инструменты для создания интерактивных
образовательных ресурсов”. Внутрикорпоративное обучение реализуется в смешанном
формате и не является обязательным для всех педагогов учреждения. ЦОС находится
в открытом доступе и доступна для всех педагогов учреждения вне зависимости от
прохождения обучения. Таким образом, пользователей разработанной ЦОС можно
разделить на три фокус-группы:
1)
педагоги
с высоким уровнем мотивации: на базе разработанной среды делятся опытом с
другими педагогами, разрабатывают и создают ЦОР, обучают других педагогов и
проводят педагогическую экспертизу всех разработанных ЦОР, используют готовые
ЦОР, собранные в банке;
2)
педагоги
со средним уровнем мотивации: на базе разработанной среды проходят обучение,
разрабатывают и создают ЦОР, используют готовые ЦОР, собранные в банке;
3)
педагоги
с низким уровнем мотивации: не хотят проходить обучение, используют готовые
ЦОР, собранные в банке.
В отдельную - четвертую
фокус-группу, выделяем педагогов, которые не хотят обучаться, использовать в
своей работе ЦОР и пользоваться материалами ЦОС, однако, являются
потенциальными пользователями среды и в дальнейшем, при грамотном построении
мотивационной и просветительской работы в ОУ могут стать участниками одной из
трех основных фокус-групп.
Основным ресурсом ЦОС является
цифровой образовательный ресурс - сайт, разработанный на базе сервиса Google. В
накопительной части представлены готовые ЦОР. Для быстрого поиска все материалы
мы разделили сначала по возрастным категориям (младшая группа, средняя группа,
старшая группа, подготовительная к школе группа), а затем, по лексическим темам
в соответствии с комплексно-тематическим планированием и образовательной
программой учреждения.
Для определения ресурсного содержания накопительной части было проведено исследование, направленное на изучение предпочтений педагогов в области использования ЦОР. Анализ данных, полученных в результате анкетирования (рис. 1) показал, что 79,3% педагогов используют в воспитательно-образовательном процессе мультимедийные презентации, 75,9% - различные изображения, 75,9% - видеозаписи, 69% - аудиозаписи, 62,1% - интерактивные игры и упражнения.

Рисунок 1. Ответы на вопрос: “Какие ЦОР Вы используете чаще
всего во время воспитательно-образовательной работы с детьми?”
При этом, отвечая на вопрос о том какие ЦОР педагоги хотели бы видеть в банке (рис. 2), 96,6% педагогов ответили, что нуждаются в интерактивных играх и упражнениях, 82,8 % отметили презентации, 75,9% - видеозаписи, 62,1% - изображения и 55,2% - аудиозаписи. Данные исследования свидетельствуют о необходимости наполнения банка прежде всего интерактивными ЦОР.

Рисунок 2. Ответы на вопрос: “Какие цифровые ресурсы Вы бы
хотели видеть в банке ЦОР?” На основании результатов
исследования, был определен список основных цифровых инструментов, которые
будут доступны для изучения в обучающем разделе ЦОС: Jigsow Planet (сервис для
создания интерактивных пазлов), Learning Apps (сервис для создания
интерактивных упражнений), Genially (сервис для создания интерактивных
плакатов, презентаций и игр), PhotoRoom, Photoshop Online (графические
редакторы), YouTube (видеохостинг). Материалы в обучающем разделе
структурированы и располагаются по мере усложнения, при этом сохраняется
группировка по названию цифрового инструмента. Такое расположение материалов
позволяет педагогам осваивать материал последовательно, в соответствии с
уровнем подготовки или выбрать необходимый инструмент, исходя из интересов и
предпочтений, конкретных технических и образовательных задач. Разработанная среда накапливает
цифровые следы. Все разработки педагогов, созданные в рамках обучения,
загружаются в банк при помощи электронной формы. Возможность опубликовать
собственные ЦОР, рейтинги, комментарии и обсуждение авторских находок,
мотивируют педагогов и стимулируют на проявление активности и креативности. Анализ данных, полученных в
результате анкетирования после 6 месяцев использования ЦОС, показал, что 87,5%
педагогов стали чаще использовать ЦОР в образовательном процессе, 93,3%
использовали готовые ЦОР, добавленные в банк другими педагогами, 66,7%
пополнили ЦОС своими разработками, 20% педагогов использовали материалы из
обучающего раздела, 100% педагогов, использовавших материалы банка в работе с
детьми, отмечают повышение мотивации обучающихся к познавательной деятельности. Анализ цифрового следа по итогам
деятельности педагогов в ЦОС за первые полгода показал, что за это время
накопительная часть ЦОС пополнилась 347 цифровыми образовательными ресурсами,
из них 281 - авторские разработки педагогов учреждения (интерактивные игры и
упражнения, презентации) и 66 - найдены педагогами в сети (развивающие и обучающие
видео и мультфильмы). За время проведения
экспериментального исследования произошли изменения в составе фокус-групп: 6,1%
педагогов из фокус-группы со средним уровнем мотивации перешли в группу с
высоким уровнем, и в то же время 3% - наоборот, оказались в группе с низким
уровнем мотивации. По данным рефлексивной беседы, причина снижения активности
связана с отсутствием у педагогов свободного времени, которое они могли бы
посвятить обучению и созданию ЦОР; 9,1% педагогов перешли из группы с низким
уровнем мотивации в группу со средним уровнем, проходят обучение на базе ЦОС и
приступили к разработке и созданию собственных ЦОР; 7,6% педагогов из четвертой
фокус-группы, которые изначально не являлись пользователями среды,
заинтересовались использованием ЦОР в воспитательно-образовательном процессе и
в данный момент находятся в фокус-группе с низкой мотивацией, но уже стали
использовать в своей работе разработки других педагогов, собранные в
накопительной части ЦОС. Использование ЦОС “Банк цифровых
образовательных ресурсов” в дошкольной организации помогает обеспечить
воспитательно-образовательный процесс ресурсами, соответствующими возрастным особенностям
обучающихся и требованиям образовательной программы; обогатить цифровую среду
образовательного учреждения; обеспечить распространение инновационного опыта
педагогов и их продуктивное взаимодействие; повысить уровень цифровых
компетенций педагогов. Литература: 1.
Носкова
Т.Н. Дидактика цифровой среды: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена, 2020. – 383 с. 2.
Опехтина,
М. А. Формирование цифровых ресурсов для дошкольной образовательной организации
с использованием музыкально-компьютерных технологий / М. А. Опехтина //
Философия образования и проблемные пространства детства : Сборник научных
трудов на основе материалов XXVIII Международной конференции к 225-летию РГПУ
им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 13–15 апреля 2022 года. – Санкт-Петербург:
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2022.
– С. 327-329. – EDN DHHSRB.
3. Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (статья
2) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения
13.02.2023).