Нилова Ю.Н.,
Орлова Е.А.
ГБОУ СОШ №501,
г. Санкт-Петербург
Система
организации и методика оценивания проектной деятельности учащихся в
государственной образовательной организации
В
статье приводится описание системы организации работы школьников различного
возраста над индивидуальным учебным проектом, а также методика и способы
автоматизации процесса оценивания проектной деятельности
Nilova J. N.,
Orlova Е.А.
school №501,
St. Petersburg, Russia
Methods and system for organizing the assessment of
students' project activities in a state educational organization
The article provides a description of
the system for organizing the work of schoolchildren of different ages on an
individual educational project, as well as the methodology and methods for automating
the assessment process of project activities.
В соответствии с целями и задачами Федерального Государственного Образовательного Стандарта [1, 2] образовательный процесс в основной школе складывается из урочной, внеурочной деятельности обучающегося, его самообразования и участия в проектной деятельности.
Федеральный Государственный образовательный Стандарт [1, 2] определяет содержание понятия «индивидуальный проект», перечень требований к сформированным у обучающихся навыкам и умениям, особенности организации индивидуальной проектной деятельности и требования к структуре системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Должным образом организованная проектная деятельность обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей, коммуникативных навыков каждого ученика, адаптивность учащегося к современному социуму, воспитание свободной и гармонично развитой личности. Проектная деятельность – составная часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
В данной статье представлены результаты работы ГБОУ СОШ № 501 за два учебных года (с 2019 по 2022гг.). Полученный опыт актуален и представляет интерес, так как в настоящее время российская школа испытывает дефицит управленческих механизмов и инструментов, предназначенных для масштабного внедрения проектной деятельности в школе.
Разработка системы организации проектной деятельности в школе опирается на решение следующих задач.
1. Выбор формы организации проектной деятельности в зависимости от уровня образования. Для учащихся основного общего образования выбирается организация проектной деятельности в виде внеурочной деятельности нелинейного типа, а которой деятельность коррелируется не с расписанием занятий, а с содержанием программы внеурочной деятельности [3]. Для учащихся среднего общего образование – сочетание циклического типа урочной деятельности [2] и консультационной деятельности нелинейного типа.
2. Выбор методики оценивания результатов, так как итоговое оценивание результатов освоения обучающимися основной образовательной программы «должно учитывать сформированность умений выполнения проектной деятельности…» [1]. Таким образом, должна быть разработана методика, которая, будучи безбалльной, обеспечит итоговую оценку достижения предметных и метапредметных результатов с учётом результатов выполнения проекта.
3. Разработка локального акта, определяющего основные правила организации проектной деятельности в школе.
Для
оптимизации процесса информирования и управления проектной деятельностью в
школе разработан сайт «ПРОект 501», позволяющий структурировать организацию,
контроль и анализ результатов деятельности.
Регламент индивидуальной проектной деятельности определяет
этапы работы, цели, задачи и временной период каждого этапа:
I этап
«Подготовительная фаза» (сентябрь-октябрь)
Цель: планирование деятельности
Задачи: выбор темы индивидуального проекта, самоанализ,
контроль руководителя
II этап
«Технологическая фаза» (ноябрь-апрель)
Цель: деятельность по
реализации проекта
Задачи: работа над индивидуальным проектом, самоанализ,
контроль руководителя
III этап «Рефлексивная
фаза» (май)
Цель: презентация и защита проектов обучающимися
Задачи: итоговое
оценивание, анализ результатов
Методика оценивания
индивидуальной проектной деятельности учащихся
основана на формирующем оценивании
(formative assessment) как непрерывном процессе наблюдения за деятельностью.
Формирующее оценивание опирается на заранее объявленные критерии, включает
ученика в процесс оценивания и доступно для всех участников деятельности.
В основу
методики положены следующие базовые принципы:
1. Оцениванию подлежат три этапа работы над
проектом:
I этап.
«Подготовительная фаза»
II этап. «Технологическая фаза»
III этап. «Рефлективная
фаза»
2. Для систематизации универсальных учебных
действий (УУД) используется кодификатор УУД [4].
3. В основе классификации проектов лежит тип ведущей деятельности,
определяющий возможные варианты продукта проектной деятельности [5].
4. Для оценивания деятельности учащегося на I, II этапах работы для каждого типа проекта установлено
соответствие между этапом работы и набором формируемых УУД [6]. Предполагаем,
что сформированность определенного УУД следует оценить условным баллом. Это
позволяет рассчитать максимальное количество баллов каждого УУД для каждого
типа проекта на каждом этапе работы.
Технически оценка проектной деятельности
организована с помощью сайта ПРОект 501 и инструментария Яндекс-форм.
На I этапе «Подготовительной фазы» учащийся выбирает
тему, тип проекта, планирует свою деятельность и выполняет самооценку своей
работы путем заполнения отчетной формы «Карточка 1», предполагающей развернутые
ответы на вопросы. Отчетная форма построена с использованием Яндекс-форм, что
позволяет проанализировать статистические данные: вовлеченность учащихся в
проектную деятельность для управления учащимися, направленность типов
деятельности, выбранную учащимися для последующей корректировки тем проектной
деятельности.
Самооценка на II этапе проектной деятельности «Технологическая фаза» происходит при заполнении
отчетной формы «Карточка 2», в которой учащемуся необходимо дать краткое
описание деятельности, проанализировать свою работу на предмет соответствия
ранее разработанному плану, выдвинутой гипотезе, перечислить предметные области,
знания из которых потребовались при выполнении проекта, оформлении результатов
и сформулировать основные тезисы для публичного доклада.
Результаты деятельности учащегося
на I, II этапах подлежат контролю со стороны руководителя проекта. Руководители
проекта имеют доступ для редактирования таблиц с ответами на отчетные формы
«Карточка 1», «Карточка 2». Оценивание выполняется путем установки значения
коэффициента результативности k по 3-балльной системе:
¾ 0
результаты не достигнуты, участие в деятельности не принимал (k=0);
¾ 1
результаты достигнуты, участие в деятельности принимал неактивно (k=0,5);
¾ 2
результаты достигнуты, участие в деятельности принимал активно (k=1).
Так как для каждого типа проекта с учетом его ведущей деятельности заранее рассчитано максимально возможное количество баллов за формируемые УУД (max) по принципу «один УУД по классификации [3] – 1 балл», то с учетом оценки руководителя величина сформированных УУД на текущем этапе в баллах становится равной max*k (Рис. 1)

Рис.
1 Примеры страниц с результатами оценивания I,
II этапов
Учащиеся имеют
доступ к просмотру результатов оценивания руководителем, что обеспечивает
обратную связь между обучающимся и руководителями проекта, позволяет
корректировать деятельность над проектом.
На III этапе «Рефлективная фаза» выполняется
оценивание продукта проектной деятельности по заранее выдвинутыми критериями.
Для итогового оценивания учащиеся заполняют отчетную форму «Карточка 3»,
которая предполагает: выгрузку на облачный Яндекс диск или размещение ссылки на
файлообменник материалов проекта, краткое описание полученных результатов,
основные выводы.
Критерии оценки индивидуального ученического проекта
сгруппированы с точки зрения:
1. Содержательности и актуальности проекта.
2. Продукта деятельности.
3. Презентации продукта деятельности.
Оценки выставляются несколькими членам жюри так же по 3-х бальной системе. Яндекс-форма «Оценка проекта» дает возможность члену жюри установить соответствие между предъявленным требованием и достигнутым результатом в работе. Результаты оценивания по каждому критерию являются средним арифметическим из оценок нескольких членов жюри и фиксируются в итоговой аналитической таблице «Журнал оценивания», содержащей сводные сведения и индивидуальные результаты по каждому ученику, распределение результатов по оценкам, распределение по классам, сопоставление со средними результатами (Рис. 2).

Рис. 2 Пример страницы «Журнал оценивания»
Описанная методика оценивания индивидуального проекта дает количественный
эквивалент результативности учащегося по набору формируемых УУД и полученных
знаний в выбранных предметных областях. Полученные учащимся результаты могут
быть учтены в качестве рекомендации для коррекции бальной оценки по одному из школьных
предметов для учащихся основного общего образования, а для учащихся среднего
общего образования позволяют оценить предмет «Индивидуальный проект».
На основе полученного опыта могут
сформулированы следующие выводы:
1. Апробированная система организации индивидуальной проектной деятельности
может быть использована для работы с учащимися любой ступени обучения.
2. Предложенная методика оценивания позволяет учитывать результаты проектной
деятельности не только при анализе сформированности УУД, но и при выставлении
оценки по предмету.
При увеличении количества учащихся,
вовлеченных в проектную деятельность, пропорционально растет сложность как
организационная, так и сложность индивидуального учета результатов, что
решается с помощью автоматизации процессов управления проектной деятельностью с
помощью сервисов и приложений системы Яндекс.
Реализация системы и методики оценивания
проектной деятельности на цифровой платформе, позволяющей обрабатывать большие
массивы данных, дает возможность получения информации, необходимой для
управленческой деятельности на основе интерпретации полученных результатов. Поэтому
перспективным направлением работы в ГБОУ СОШ №501 является создание модели
автоматизированной системы принятия управленческих решений.
Литература:
1. Федеральный Государственный образовательный
стандарт среднего (полного) общего образования РФ от 17 апреля 2012 г. № 413
[Электронный ресурс] / URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения 10.06.2019)
2. Письмо
Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № АЗ-113/03 "О
направлении методических рекомендаций" [Электронный ресурс] / URL:
https://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/ 2022/06/16/ Письмо
Минпросвещения России от_15.02.2022_АЗ-113_03.pdf (дата обращения 10.06.2022)
3. Инструктивно-методическое письмо «Об
организации внеурочной деятельности в государственных образовательных
организациях Санкт-Петербурга». Приложение к письму Комитета по образованию от
21 мая 2015 года N 03-20-2057/15-0-0
4.
Н.А. Викторова, А.С. Дюкарева, И.Е. Зорина, В.В. Поликарпова. «О
цели до результата. Электронный конструктор урока».- СПб.: изд-во Полите. У-та,
2015
5. А.Н.Федосеев,
«Как стать наставником проектов» [Электронный ресурс] / URL: https://
mooc.lektorium.tv/ asset-v1: lektorium+tutor+2018 12+type@asset+block@2.4
Типология проектов конспккт.pdf
6. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие/Н.В.Макарова, Ю.Ф.Титова, Ю.Н.Нилова и др.; под ред. проф. Н.В.Макаровой. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.