Куликова С.С.,

Севостьянова Д.П.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт -Петербург

Цифровая образовательная среда для реализации смешанного обучения в условиях коррекционной работы на уроках географии с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи

Смешанное обучение на уроках географии рассматривается как перспективная форма реализации образовательного процесса в условиях цифровизации, в частности в условиях коррекционной работы с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи, обосновывается необходимость выстраивания коммуникации, комплекса ресурсов и управления в цифровой образовательной среде, а также их адаптация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи для качественной реализации смешанного обучения на уроках географии.

Kulikova S.S.,

Sevostyanova D.P.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Digital educational environment for the implementation of blended learning under the conditions of correctional work in geography lessons with students with severe speech impairments

Blended learning in geography lessons is considered as a promising form of implementation of the educational process in the context of digitalization, in particular in the context of correctional work with students with severe speech impairments, the need to build communication, a set of resources and management in a digital educational environment, as well as their adaptation for students, is substantiated. with severe speech impairments for the qualitative implementation of blended learning in geography lessons.

Активное развитие цифровых технологий оказывает влияние на общественные изменения, в том числе и в сфере образования. Образовательный процесс в условиях цифровизации наполняется новыми методами, формами и моделями обучения. Особое внимание уделяется формату смешанного обучения, в том числе и на уроках географии, под которым понимается сочетание очного обучения с онлайн или автономным обучением [1]. В условиях глобального процесса цифровизации существенным пробелом в организации современной образовательной деятельности становится неразработанность цифровой образовательной среды (ЦОС) для реализации смешанного обучения на уроках географии, в частности для лиц, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР).

ЦОС - это опосредованный использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов комплекс отношений в образовательной деятельности, способствующих реализации субъектами образовательного процесса возможностей по освоению культуры, самореализации, выстраиванию социальных отношений, нацеленный на формирование ответственного цифрового поведения гражданина современного общества [2]. Для проектирования данной среды важно акцентировать внимание на трех компонентах: коммуникации, ресурсах и управлении [3].

Коммуникация предполагает процесс взаимодействия в цифровой среде, при котором субъекты учебной деятельности контактируют как друг с другом, так и с различными ресурсами для решения разнообразных задач: самостоятельного получения знаний, развития соответствующих навыков, умений и компетенций по использованию полученных знаний на практике. Стоит отметить, что они решаются непосредственно через средства сетевой коммуникации в процессе контакта с другими пользователями цифрового образовательного пространства: педагоги, ученики, другие внешние пользователи. Присутствует разнообразие форм коммуникаций: письменная, устная, аудиовизуальная речь [4].

Электронная ресурсная база - это дополняемые, структурированные объемы информации, необходимые для решения учебных задач[5]. Данная база растёт благодаря активной деятельности пользователей и представляет собой средство обмена знаниями, которая базируется на их интеграции. Стратегия развития ресурсов ЦОС по географии должна ссылаться на индивидуализированный образовательный подход, а в процессе решения текущих образовательных задач обеспечивать учеников возможностями самостоятельного контакта с различными электронными площадками. Например: Google Earth, онлайн экскурсии, игры на контурных картах, инфографика, интерактивные презентации, схемы, географические карты и др.

Компонент управления предполагает процесс обеспечения функционирования среды и ее развития, а также организацию образовательного процесса субъектов среды. При этом в ЦОС обучающиеся переходят к управлению своим образовательным процессом за счет самоорганизации и саморегуляции своих действий. Цифровые средства и технологии среды позволяют по-новому управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся на уроках географии – в опоре на базы данных, удаленные формы коммуникации, удаленные формы сетевого мониторинга, средства сетевого планирования и организации деятельности, вывести обучающегося на позицию активного познающего субъекта, запустить у него механизмы осознанного самоконтроля и самооценки, самоуправления [6].

Целевая аудитория для которой разрабатывается среда - обучающиеся с ТНР- особая категория детей с нарушениями компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. У таких детей наблюдается низкая мотивация к обучению, ввиду сложности работы с текстом, который встречается на уроках географии, а также заниженные навыки самостоятельной деятельности [7]. Поэтому использование модели смешанного обучения «перевернутый» класс позволяет увеличивать интерес к предмету за счет активного применения цифровых ресурсов, тем самым повышая и мотивацию к учению в целом. А также постепенно обучающиеся становятся более самостоятельными, что подразумевает модель смешанного обучения «перевернутый» класс. При этом компоненты цифровой среды, предназначенной для реализации смешанного обучения, должны быть адаптированы для обучающихся с ТНР.

Цифровая образовательная среда способна обеспечивать качественную реализацию смешанного обучения на уроках географии (в том числе при работе с детьми с ТНР), если будет создана система учебно-методической поддержки обучающихся, включающая в себя:

- цифровые учебно-методические материалы, учитывающие потребности школьников с определенными речевыми отклонениями;

- сетевое взаимодействие субъектов образования (учителя и обучающихся) в контексте сотрудничества и диалогичности; 

- формы контроля, оценки и коррекции учебной деятельности школьников с учетом индивидуализированного освоения предметного содержания

- способы развития личностных качеств обучающегося, их субъектной позиции, личностной готовности к смешанному обучению.

Учебно-методические материалы, учитывающие потребности школьников с тяжелыми нарушениями речи, представлены в ЦОС в виде разноформатных и разноуровневых цифровых ресурсов (рис.1). При этом ресурсы используются комплексно, опираясь на систему педагогического сопровождения (рекомендации по взаимодействию и использованию ресурсов).

kulikova-1

Рисунок 1 – Комплекс учебно-методических ресурсов ЦОС

kulikova-2

Рисунок 2 – ­Система педагогического управления в ЦОС

Комплекс учебно-методических ресурсов подразделяется на две группы, в зависимости от их цифрового месторасположения. Первая группа - это ресурсы ЦОС (внутренние), объединяющие текстовые, графические, аудио и видео материалы под разные образовательные задачи (мотивационные, познавательные, организационные, контрольно-оценочные, коммуникационные, коррекционные) с возможностью построения индивидуальной траектории освоения материала, например, географический словарь, документы с совместным доступом, комплекс тестов для самоконтроля, и др. Вторая группа – открытые образовательные ресурсы сети Интернет (внешние). Интернет-ресурсы представляют собой каталог полнотекстовых материалов по географии, коллекцию ссылок на мультимедиа, интерактивные практические игры, подкасты, обучающее видео, интерактивные карты и виртуальные лаборатории.

ЦОС ориентирована на работу с обучающимися с ТНР, поэтому в среде представлены адаптационные ресурсы различной формы для изучения теоретического и практического материала. Например, задания на расстановку в тексте пропущенных букв и соответствующих слов, дополнение предложений, составление текста. Обучающимся предлагаются задания рефлексивного характера в форме построения предложений (для развития логико-речевых навыков обучающихся), учебно-познавательные ресурсы с заданием «неровный» текст, формирующее навыки быстрого смыслового чтения.

Коммуникационный компонент выстраивается в зависимости от возможностей платформы Google Класс, так сетевое взаимодействие субъектов образования (учителя и обучающихся) в контексте сотрудничества и диалогичности включает в себя групповую и коллективную деятельность с Google Docs, предоставление ответов на задания, в том числе обмен файловыми данными любого формата, вопрос-ответную форму взаимодействия между обучающимися и учителем, получение обратной связи (оценка и комментарий практической работы), сетевую дискуссию между обучающимися. Также проводятся консультации с использованием внешнего ресурса Сферум.

Важно акцентировать внимание на коррекционную деятельность в среде, связанную с коммуникацией обучающихся, так при допуске пунктуационных, грамматических и логико-смысловых ошибок, учителю следует исправлять возникающие недочеты.

Педагогическое управление (рис.2) в разрабатываемой ЦОС направлено на: управление цифровым пространством и управление деятельностью обучающихся.

Для осуществления контроля и оценки отобраны тестовые среды: тесты Google Формы, программа Plickers, а также Onlinetestpad. На их основе был создан ряд тестов, направленных на проверку знаний и умений учеников 7 класса по темам раздела “Атмосфера”. Выбранные тестовые среды имеют яркий интерфейс, просты в применении и доступны любым пользователям. Еще одним важным преимуществом является возможность использовать иллюстративный ряд, что, на наш взгляд, является важным моментом при работе с учащимися коррекционной школы. Оценивается также самостоятельная деятельность обучающихся при выполнении практических заданий и их включенность в групповых практических работах. Контролируется сдача практических заданий в установленные сроки с использованием Google Календаря. Постоянный контроль и коррекция знаний происходит после проведения тестовых работ.

Применяемые формы контроля и оценки позволяют решить трудности, возникающие у обучающихся с ТНР. Так данные формы контроля и оценки могут подкреплять текстовый материал иллюстративным или звуковым рядом (для работы различных анализаторов), а также способствуют сокращению объема письменных работ (на которые у данных обучающихся затрачивается значительное количество времени).

В ЦОС развитие субъектной позиции выражается в разноуровневых заданиях, индивидуальных консультациях, самостоятельном выборе при изучении материала, дополнительных домашних заданиях, участии в исследовательской деятельности, отражении индивидуального профиля обучающегося, а также участии в конкурсах различного уровня.

Развитие субъективной позиции способствует решению индивидуальных трудностей, связанных с ТНР.

Таким образом в ЦОС создана система учебно-методической поддержки обучающихся: разработан комплекс цифровых учебно-методических материалов, учитывающих потребности школьников с ТНР; обеспечено сетевое взаимодействие субъектов образования (учителя и обучающихся) в контексте сотрудничества и диалогичности; созданы разные формы контроля, оценки и коррекции учебной деятельности школьников; способы развития личностных качеств обучающегося, их субъектной позиции, личностной готовности к смешанному обучению. Это способствует качественной реализации смешанного обучения на уроках географии в коррекционной школе (для обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи), которая проявляется в повышении уровня мотивации обучающихся; активном проявление интереса к дополнительным материалам, заданиям, конкурсам по географии, повышении уровня успеваемости, качестве самостоятельной деятельности и субъективности в поведении обучающихся.

 

Проект реализуется победителем грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2021/2022 Стипендиальной программы Владимира Потанина (проект №ГСГК-032/22 "Цифровая образовательная среда и цифровые технологии".

 

Литература:

1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. №5. С. 44-64.

2. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2 (63). С. 36–41.

3. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография / Т.Н. Носкова. - СПб: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. – 382 с.

4. Носкова Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация: Монография. / Т. Н. Носкова. – СПб: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.- 178 с.

5.Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. №8-9. С. 121-130

6. Куликова С.С., Яковлева О.В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 48–83

7. Жебеленко В.В., Андреасян В.В, Каракозян Ю.М. Логопедические средства преодоления оптической дисграфии, развивающейся на основании нарушения звукопроизношения у школьников с ТНР // Современное педагогическое образование. 2022. №5. С. 228-233

комментарии: