Ковалева Е.А.,
Павлова Т.Б.
РГПУ им. А.И.
Герцена
Роль новых
компонентов информационно-аналитической деятельности педагога в цифровой среде
В статье
рассматриваются новые аспекты информационно-аналитической деятельности педагога
в современной цифровой образовательной среде: когнитивные, функциональные и
личностно-ценностные (мотивационные). Выдвинуто предположение об усилении потенциала
информационно-аналитической деятельности педагога в цифровой среде в плане
усиления действенности обратной связи и гибкости педагогического управления при
решении профессиональных задач.
Kovaleva E.A.
Pavlova T.B.
HSPU, Saint-Petersburg
The role of new components of information and
analytical activities of a teacher in the digital environment
The article discusses new aspects of the information
and analytical activities of a teacher in the modern digital educational
environment: cognitive, functional and personal-value (motivational). An
assumption was made about strengthening the potential of information and
analytical activities of a teacher in the digital environment in terms of
strengthening the effectiveness of feedback and the flexibility of pedagogical
management in solving professional problems.
Анализируя процессы развития цифровой образовательной среды,
многие исследователи отмечают, что профессиональная компетентность педагога должна
обогащаться новыми составляющими, которые позволят более полно использовать образовательный
потенциал цифрового окружения [1,2,3].
В определенной мере новые способы решения
профессиональных задач связаны с внедрением в цифровую образовательную среду
таких перспективных технологий как компьютерные технологии оперирования
информационными массивами, методы математического моделирования, цифровые
платформы, интеллектуальный анализ данных, управление на основе данных и пр. В
соответствии с этим выявляются новые составляющие умений современного педагога,
в частности новые аспекты его информационно-аналитической деятельности.
В общем плане информационно-аналитической деятельность
направлена на качественно-содержательное преобразование информации для принятия
решений в различных областях [4,5]. Кузнецов И.Н. трактует данный вид
деятельности как «процесс семантической обработки данных, в результате которого
разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию -
аналитический документ» [6], который создает новую информационную основу
действий. Яковенко Н.В. и Комов И.В., подчеркивая значимость
информационно-аналитических умений любого специалиста, предлагают рассматривать
их в совокупности когнитивного, функционального и личностно-ценностного
компонентов [7].
По мнению Т. В. Добудько информационно-аналитическая
деятельность педагога универсальна, она «проникает во все другие компоненты
профессиональной деятельности педагога» [8]. В цифровой образовательной среде
новые профессиональные информационно-аналитические возможности связаны с использованием
данных информационных систем или так называемых образовательных данных. Соответственно,
педагогу необходимы не только новые теоретические и технологические знания, но
и практические умения для решения аналитических задач на основе осознания значимости
инновационного потенциала перспективных методов и цифровых технологий
информационно-аналитической деятельности.
Проанализируем новые черты информационно-аналитической
деятельности педагога в цифровой образовательной среде.
1) Когнитивный
компонент отражает новые составляющие профессиональных знаний, обеспечивающих
понимание:
- роли образовательных данных в процессе цифровизации
образования;
- особенностей построения учебного процесса в цифровой
среде;
- методов автоматизированного сбора, хранения и анализа
данных информационных систем с целью принятия педагогических решений.
2) Функциональный
компонент включает педагогические и технологические умения, связанные с анализом
образовательных данных и цифрового следа обучающегося, а также с применением
результатов анализа (новой информации об учебном процессе) для улучшения
качественных характеристик образовательного взаимодействия и образовательной
среды, сопровождения индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
3) Личностно-ценностный
компонент определяет мотивационную направленность развития профессиональной
деятельности педагога в аспекте освоения подходов и технологий принятия решений
на основе данных; проявление новых ценностно-целевых ориентаций в решении
профессиональных задач, способствующих поиску путей продуктивного
сотрудничества с техническими администраторами информационных систем и data-аналитиками. Особо может быть отмечена ценность
образовательных данных и информационно-аналитической деятельности на их основе
в плане профессиональной рефлексии и определения актуальных векторов
профессионального развития.
Перспектива проводимого исследования связана с
детальным анализом новых составляющих профессиональных компетенций учителя,
связанных с совершенствованием его информационно-аналитической деятельности при
решении разных профессиональных задач. В качестве основных концептов, на
основании которых будет выявляться потенциал информационно-аналитической
деятельности педагога в цифровой среде приняты «обратная связь» и
«педагогическое управление». Высокоэффективная обратная связь по мнению Варфоломеевой
С. В. и Терехова В. В. является одним из фундаментальных качеств цифровой
образовательной среды, поскольку позволяет «на всех этапах
отслеживать степень реализации в достижении поставленных задач» [9]. Педагогическое управление в свою очередь, по мнению
И. Н. Голицыной всегда «предусматривает
сбор и переработку информации обратной связи с целью выработки корректирующих
воздействий» [10].
С развитием технологий и дидактики цифровой
образовательной среды она все больше обогащается разнообразными и
разноформатными обратными связями и требует все более гибкого, в значительной
степени опосредованного, педагогического управления.
Таким образом, в исследовании выдвинуто предположение,
что новые составляющие профессиональных компетенций педагога в плане его
информационно-аналитической деятельности позволят усилить действенность
обратной связи и гибкость педагогического управления (а также, рефлексивного
управления профессиональными действиями) при решении всех групп
профессиональных задач.
В соответствии с компетентностным подходом в
педагогическом образовании, детализация новых цифровых
информационно-аналитических умений будет производиться по 7 группам
профессиональных задач учителя [11] с выявлением их когнитивных, функциональных
и ценностно-целевых составляющих.
Исследование обращено на перспективу, но перспектива
рассматривается как ближняя, поскольку уже в настоящее время учитель
сталкивается с реальными возможностями принимать профессиональные решения на
основе анализа данных информационных систем образовательного назначения,
например, работая на цифровых образовательных платформах, таких как Учи.ру, СберКласс,
ЯКласс и др.
Литература:
1. Духовникова И.Ю. Цифровые
компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской
деятельности / И.Ю. Духовникова, А.М. Король // МНИЖ. – 2021. – № 2-3
(104). – С. 99-101;
2. Мигачева М.В.
Цифровая компетентность современного педагога в условиях электронной
образовательной среды / М.В. Мигачева, В.А. Ивашова // Kant. – 2019. – №2 (31).
– С. 101-104;
3. Котлярова О.А. Цифровая
компетентность педагогов в условиях современных вызовов и рисков / О.А. Котлярова,
О.Н. Поваляева, У.И. Турко // ТиПФК. – 2022. – №12. – С. 55-57;
4. Сляднева Н.А.
Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы / Н.А.
Сляднева // Информ.-аналит. журн. – 2001. – № 2. – С. 14–25;
5. Галущенко О.В.
Информационно-аналитическая деятельность в современном обществе / О.В.
Галущенко // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные
науки. –
2009. – №3;
6. Кузнецов И.Н.
Учебник по информационно-аналитической работе / И.Н. Кузнецов. – М.: ООО Изд-во
«Яуза», 2001. – 320 с.;
7. Яковенко Н.В.
Информационно-аналитическая компетентность как профессиональный компонент
подготовки экологов-инженеров в условиях педагогического вуза / Н. В. Яковенко,
И. В. Комов // Вестник ВГУ, серия: география. Геоэкология. – 2016 – № 1. – С.
75-79. – URL : http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/geograph/2016/01/2016-01-13.pdf
(дата обращения:18.02.2023);
8. Добудько Т.В. Формирование
профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации
образования / Т.В. Добудько. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 340 с.;
9. Варфоломеева С.В.
К вопросу о педагогических технологиях в дистанционном обучении / С.В. Варфоломеева,
В.В. Терехов // Гуманитарные и социальные науки. – 2022. – Т. 91. – № 2. – С.
132-137;
10. Голицына И.Н.
Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных
информационных технологий / И.Н. Голицына // Образовательные технологии и общество.
– 2003. – № 2. – С. 77–83;
11. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.