Гришина Г.В.
Сибирский федеральный университет,
г. Красноярск
Влияние цифровой
образовательной среды на формирование адаптированности иностранных студентов в
российском вузе
Цифровая
образовательная среда рассматривается в статье как инструмент, способствующий
адаптации иностранных студентов к новой среде жизнедеятельности. Целью работы
является выявить условия, при которых электронные средства обучения будут
являться максимально эффективными и окажут положительное воздействие на
формирование адаптивности. Применение электронных обучающих курсов
рассматривается на примере работы преподавателей в поликультурных группах
студентов инженерных направлений Сибирского федерального университета. В
результате педагогического эксперимента было доказано, цифровой образовательный
контент, специально разработанный для мультикультурных групп, способен
содействовать развитию личности иностранного студента и реализации его
потенциала. Это и оказывает положительное воздействие на формирование
адаптивности иностранного студента в целом.
Grishina G.V.
Siberian Federal University
Krasnoyarsk, Russia
Influence of digital
educational environment on the formation of foreign students’ adaptability in
the Russian university
The digital
educational environment is considered as a tool that contributes to the
adaptation of foreign students to new conditions. The work aims to identify the
conditions that provide the efficiency of electronic learning tools. It will
have a positive impact on the formation of adaptability. The use of electronic
training courses is demonstrated on the example of work in multicultural groups
of engineering students of the Siberian Federal University. As a result of the
pedagogical experiment, it has been proved that digital educational content,
specially developed for multicultural groups, is able to develop the
personality of a foreign students and the realization of their potential. This
has a positive impact on the formation of adaptability of a foreign student as
a whole.
Методические
средства обучения в высшей школе претерпели значительные изменения в течение
последних лет. Появилось большое количество научных трудов, прикладных
исследований, электронных обучающих курсов, что лишний раз подтверждает факт
популярности цифровых образовательных платформ в университетах.
В рамках
поддержания государственной политики, одной из целей которой является
формирование системы социальной и культурной адаптации иностранцев и их
интеграции в российское общество [5], а также повышение качества и доступности
образования в России за счет применения онлайн-курсов на всех уровнях
образования [4], использование цифровых средств обучения для создания адаптивной
среды для иностранных студентов можно считать актуальным. Сибирский федеральный
университет имеет опыт внедрения онлайн обучения для иностранных студентов с
целью облегчения их вхождения в новую культурную и языковую среды. Для этого
сотрудниками университета был создан онлайн проект Центр открытого образования
на русском языке «Сибирь точка ру» [6]. Наш научный и практический интерес также
касается вопросов, связанных с процессом адаптации иностранных студентов к
условиям обучения в российских вузах, а именно, к академической среде.
Применение цифровой образовательной среды рассматривается нами как средство
содействия их интеграции в академическую среду вуза.
Целью работы
является выявить влияние цифровой образовательной среды на формирование
адаптивности иностранных студентов к академической среде вуза. Для этого были
определены трудности, препятствующие принятию академической среды иностранными
студентами и выявлены наиболее эффективные условия реализации цифровых
образовательных средств. Методы исследования включают в себя анализ психолого-педагогической
литературы по вопросам адаптационных проблем иностранных студентов, а также педагогический
эксперимент для определения условий, при которых потенциал электронных
обучающих курсов будет использован в полной мере при работе в мультикультурных
группах.
Академическая
среда вузов это разноуровневая, многокомпонентная и многосубъектная система,
цель которой заключается в развитии личностных качеств и формировании
профессиональных компетенций будущих специалистов для обеспечения их готовности
к профессиональной деятельности [3]. Вхождение иностранных студентов в
академическую среду является одним из наиболее сложных процессов в период их
адаптации. Обобщая работы А.А. Казанцевой, Т.И. Капитоновой, А.В. Зинковского,
И.А. Гребенниковой, Ж.И. Жеребцовой и др. исследователей, изложим трудности, с
которыми иностранным студентам приходится сталкиваться в первый год обучения:
· обучение
учебным дисциплинам ведется на русском (неродном) языке;
· уровень
владения русским языком не достаточен для понимания профессиональной
терминологии;
· сложности
конспектирования материалов лекций;
· отсутствие
адаптированных для иностранных студентов учебно-методических пособий;
· социально-психологические
сложности;
· отличие
когнитивных стилей иностранных студентов от русскоязычных [1].
Успешное обучение
невозможно без решения вышеперечисленных проблем. Преподаватели, стремясь
предоставить всем членам студенческого коллектива равные возможности в обучении
и реализации личностного потенциала, вынуждены искать новые методы и средства
исходя из принципов толерантности и доступности. Таким средством является электронное
обучение.
Для эффективного
обучения по дисциплине «Иностранный язык» для инженерных направлений в
образовательные программы преподавателями Сибирского федерального университета
внедряются электронные обучающие курсы. Задания, включенные в такие курсы,
предназначены для аудиторных занятий и самостоятельной работы. Все задания
выполняются студентами синхронно на английском языке в течение времени,
установленного преподавателем. Монокультурные студенческие группы успешно их
осваивают и показывают хорошие результаты. Но было отмечено, что в
поликультурных группах реализация этих же электронных курсов вызывает
значительные затруднения. Имея разные когнитивные стили, восприятие и темп
выполнения заданий в поликультурных группах сильно отличались. Асинхронная
работа приводила к путанице, плохому усвоению материала, что вызывало
отрицательную эмоциональную реакцию со стороны обучающихся, напряжение
межличностного взаимодействия и снижение мотивации к изучению дисциплины. Все
это отрицательно сказывалось на адаптационном процессе иностранных студентов в
целом.
В этой связи в
поликультурных группах с помощью беседы были определены трудности,
препятствующие успешной работе в электронной среде. Работа велась со студентами
I курса инженерных направлений
Политехнического института СФУ. Этнический состав групп включал в себя
русскоязычных студентов и представителей Средней Азии. Общее количество опрашиваемых
- 32 человека, среди которых было 11 иностранных студентов и 21 –
русскоязычных. Всем студентам задавались одинаковые вопросы. Результаты беседы
представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Проблемы иностранных студентов при выполнении заданий в цифровой образовательной среде

Итак, к перечню
адаптационных проблем иностранных студентов, связанных с академической средой,
можно добавить отсутствие навыка работы с цифровым образовательным контентом.
Для их решения задания электронного обучающего курса, применяющегося в
поликультурных группах, были скорректированы следующим образом:
1. в задания,
предназначенные для тренировки и запоминания профессионально-ориентированной
лексики, были добавлены значения на родном языке иностранных студентов,
например, engine – двигатель –
мухаррик (тадж.) – козгалткыш (каз.);
2. лексика для
запоминания была размещена на цифровых флэш-картах с возможностью прослушать
правильное произношение слова на любом языке;
3. были добавлены
задания и разъяснительный материал по базовым грамматическим правилам
английского языка с соответствующим списком вокабуляра, например, word order – порядок слов –
тартиби калима (тадж.);
4. в задания,
содержащие профессиональные тексты для чтения, были добавлены дополнительные
дидактические средства для наглядного понимания содержания текста, например,
текст о принципе действия двигателя внутреннего сгорания сопровождается
видеоматериалом о работе двигателя;
5. ограничения
доступа к заданиям курса (кроме контрольных работ) были сняты для
предоставления возможности иностранным студентам возвращаться к нужному материалу
для повторения;
6. для решения
вопросов, возникающих при выполнении самостоятельной работы, был создан чат с
преподавателем.
В результате
применения скорректированного таким образом электронного обучающего курса можно
отметить следующее:
· у
иностранных студентов повысилась мотивация к изучению дисциплины;
· повысилась
активность работы на очных занятиях;
· большая
часть заданий, предназначенных для самостоятельной работы, была выполнена;
· сократилась
социальная дистанция между представителями разных культур в студенческой группе
(российские студенты стали охотнее принимать иностранных студентов для
выполнения групповых заданий);
· положительные
результаты за контрольные работы способствуют повышению самооценки иностранных
студентов.
Такое развитие
личности иностранных студентов способствует преодолению адаптационных барьеров,
связанных с академической средой, и оказывает положительное воздействие на
формирование адаптированности к образовательной среде вуза в целом.
Преподавателям рекомендуется при планировании занятий и разработке электронных
средств обучения учитывать поликультурный состав студенческих групп с целью
предоставления равных возможностей всем участникам образовательного процесса
независимо от их этнической принадлежности.
Проделанная работа
позволяет сделать вывод о том, что электронное обучение является неотъемлемой
частью современного образовательного процесса, но применение его в
поликультурных группах требует учета национальных особенностей иностранных
студентов и уровня их когнитивных способностей. При соблюдении таких условий потенциал
цифровых средств обучения будет использован в полной мере. Достижение
иностранными студентами желаемых результатов в обучении будет способствовать
принятию ими академической среды, что положительно скажется на формировании
адаптированности к образовательной среде вуза в целом.
Литература:
1. Жеребцова
Ж.И. Проблемы академической адаптации иностранных студентов в российских вузах
и пути их решения // Вестник ТГУ. - 2013. - №11 (127). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-akademicheskoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-rossiyskih-vuzah-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 24.01.2023).
2. Зачиняева
Е.Ф. Обучение в высшей школе: возможности современных образовательных
технологий: учебно-методическое пособие / Е.Ф. Зачиняева, В.В. Кравцов, Н.Н.
Савельева, А.Н. Сазонова; Дальневосточный федеральный университет.
–Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2020 – 156 с.
3. Карманенко
В.В. Образовательная среда высшего учебного заведения как основа развития
лидерских качеств студентов // Вопросы науки и образования. - 2018. -№27 (39).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-kak-osnova-razvitiya-liderskih-kachestv-studentov (дата обращения:
24.01.2023).
4. Современная
цифровая образовательная среда в РФ. URL:http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 25.01.2023).
5. Стратегия
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
№1666 http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения:
25.01.2023).
6. Центр
открытого образования на русском языке «Сибирь точка ру» https://sibedu.ru/