Горбатов С.В.
Федорова Я.Е.
СамГУПС,
г. Самара
Образовательные платформы для
дистанционного и самостоятельного обучения
В статье рассмотрены преимущества и
недостатки дистанционного и самостоятельного обучения. Приведены примеры
платформ и площадок, которые позволяют изучать различные дисциплины в
дистанционном формате.
Gorbatov S.V.
Fedorova Ya.E.
Samara State Transport University
Samara, Russia
Educational
platforms for distance and independent learning
The article discusses the advantages and disadvantages of distance and
independent learning. Examples of platforms and platforms that allow you to
study various disciplines in a remote format are given.
Создание цифровой образовательной среды в учебных
заведениях позволяет использовать в обучении не только единую электронную
систему, но и традиционные методы обучения. Это поможет сделать образовательный
процесс более качественным, доступным и интересным.
Когда у обучающихся будет доступ к электронным
библиотекам, современному материально-техническому обеспечению, возможность
присутствия на занятиях не только в очном, но и в дистанционном формате, без
вреда для получения знаний, несомненно, уровень получаемых знаний будет
повышаться, как и уровень вовлеченности в учебный процесс.
Однако у онлайн обучения есть как
сторонники, так и противники. Вторые считают, что при дистанционном формате
работы освоение материала обучающимися будет менее эффективной, по сравнению с
традиционным подходом. Сторонники онлайн обучения приводят такие аргументы, как
обучение из любой точки мира, возможность слушать лекции от преподавателей из
любых учебных заведений, пробовать различные методы обучения, решать
всевозможные практические работы [1].
Для самостоятельного и дистанционного
обучения в наше время существует множество разнообразных площадок и платформ,
которые делают это обучение не только доступным, но и интересным.
Цифровая платформа (в английском LMS) – это отдельная система, в которой обучающиеся могут
получать доступ к различным учебным материалам и проходить обучение в
дистанционном формате. Также такие платформы в стране принято называть системы
дистанционного обучения. Платформы бывают как платные, так и бесплатные.
Рассмотрим несколько платформ с их
преимуществами и недостатками.
Одной из самых популярных систем обучения
на текущий момент в России является MOODLE. В системе можно
создавать онлайн-курсы, заполнять их тестовыми заданиями, видеолекциями,
текстовыми заданиями, добавлять презентации. В тестовых заданиях можно вводить
различные виды вопросов: открытые, закрытые, на сопоставление и другие. Также
система доступна в качестве мобильного приложения, что значительно упрощает
процесс обучения. Из удобств для преподавателя можно, несомненно, отметить
возможность составления отчетов по прохождению курсов, на них можно отслеживать
временные затраты на прохождение тестового материала, проверить допущенные
ошибки и в случае необходимости скорректировать задания. Для работы в системе
есть различные онлайн-уроки, хоть и система сама по себе достаточно интуитивно
понятная. В любой момент вы можете посмотреть видеолекцию и узнать, как
реализовать тот или иной момент в своем курсе.
Компания Google
также
предоставляет площадку для онлайн-обучения Google Classroom. На ней объединены
все возможности сервиса: можно прикрепить ссылку на видеоролик с YouTube, создавать документы, презентации,
таблицы, можно добавить файл с Google Диска, а также
загрузить уже имеющиеся файлы на вашем компьютере или добавить ссылку на
сторонние ресурсы. Однако, одним из существенных недостатков площадки является
использование только сервисов Google, что в текущей
ситуации ограничивает в использовании.
Образовательная платформа iSpring Learn для
дистанционного обучения. Платформу используют не только для обучения студентов
и школьников, очень часто применяется компаниями для обучения персонала и
сотрудников. Не требует дополнительной установки, работает онлайн. Есть
возможность планировать мероприятия и вносить их в календарь. Одно из удобств
платформы – не требуется оплата за размер облачного хранилища. Также у
платформы есть мобильное приложение, что добавляет удобство в использовании.
Одним из минусов, который можно отметить в платформе является то, что она
платная [2].
Сейчас не обязательно поступать в
университет на многие современные профессии, чтобы получить образование.
Достаточно пройти курсы в интернете и можно стать дизайнером, SMM-специалистом, программистом, маркетологом и другие
специальности. Рассмотрим несколько цифровых площадок для самостоятельного
обучения.
Одной из самых популярных площадок
является GeekBrains. На платформе расположено множество курсов по цифровым
специальностям. Одним из существенных преимуществ платформы, несомненно,
является лицензия на осуществление образовательной деятельности. Можно
записаться на курс и освоить новую для себя профессию или подтянуть навыки в
уже имеющемся образовании. Большое количество курсов по искусственному
интеллекту, дизайну, 3D-моделированию,
программированию и разработке на различных языках. Также платформа
предоставляет гарантии в трудоустройстве после прохождения образовательной
программы. Преимуществом является и наличие бесплатных стартовых курсов,
благодаря которым можно понять подходит ли такой формат обучения. Большинство
курсов, однако платные, на каждом из них к вам закрепляется наставник, которому
можно задавать вопросы и советоваться по мере прохождения курса.
Платформа для дистанционного обучения Stepik. На платформе можно найти курсы по различным
направлениям как по гуманитарным наукам, так и по техническим. На платформе
расположено большое количество бесплатных курсов, по итогам которых можно
получить сертификат. Также есть курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Существует
возможность добавлять свои авторские курсы на платформу. К недостаткам
относятся важный момент, что не все промежуточные тесты сходятся с
предоставленным теоретическим материалом.
В наше время каждый может найти для себя удобную площадку и платформу для занятий в дистанционном режиме или выбрать для себя самостоятельное обучение. В Самарском государственном университете путей сообщения мы используем MOODLE в качестве электронной информационно-образовательной среды для обучения. С ее помощью наши студенты проходят учебные дисциплины, решают тестовые задания, смотрят видеолекции, читают теоретические материалы и выполняют практические задания, а после загружают отчеты в систему для проверки преподавателем. Система удобна как для студентов, так и для преподавателей. Наглядно можно смотреть отчеты о прохождении курсов по дисциплинам, также обучающиеся могут видеть свой прогресс и поддерживать обратную связь с преподавателем.
Литература:
1. Кущева
Н.Б., Терехова В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем
образовании России // ПСЭ. 2018. №1 (65). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-vysshem-obrazovanii-rossii
(дата обращения: 10.02.2023).
2. Лучшие
образовательные платформы для дистанционного обучения, Подробнее: https://zaochnik.ru // ZAOCHINK.RU URL:
https://zaochnik.ru/blog/luchshie-obrazovatelnye-platformy-dlja -distantsionnogo-obuchenija/
(дата обращения: 10.02.2023).
3. Горбатов,
С. В. Цифровой след как механизм индивидуализации образовательной траектории
студента (на примере курса "Цифровые технологии самообразования") /
С. В. Горбатов, Е. А. Краснова // Перспективы науки и образования. – 2022. – №
4(58). – С. 193-208. – DOI 10.32744/pse.2022.4.12. – EDN SPPWXY.
4. Краснова, Е. А. Проектная деятельность в подготовке специалистов инженерного профиля / Е. А. Краснова // Инновации в системах обеспечения движения поездов : Материалы I Международной научно-практической конференции, Самара, 19–20 мая 2016 года / Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Самарское региональное отделение Российской академии транспорта; ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" (СамГУПС); Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги". – Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2016. – С. 150-153. – EDN XSXFNR.